Конспект занятия с презентацией "Семейный уклад наших предков"
классный час по теме
«Семейный уклад наших предков»
Цель: Познакомить детей с основными устоями уклада жизни наших предков (обратив внимание на культуру поведения за столом) с предметами быта и их назначением.
Воспитывать интерес к истории русского народа.
Организационный момент:
Милость прошу ко мне в избу гости дорогие! Проходите присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи а непрошенных возле порога. (Слайд.)
Добрый день гостям и хозяевам!
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
1.Игра: «Картошка» (Слайд №2)
2.Детям раздаются карточки со словами: лавка, хлеб, каша, изба, ухват, рубель, печь, ложка, хозяин, хозяйка, чугунок.
Каждый должен прочитать, что у него написано и предлагается дискуссия, о чем пойдет речь на занятии.
Вместе с детьми воспитатель называют тему урока.
Итак сейчас мы с вами перенесемся в прошлое где жили наши прабабушки и прадедушки другими словами наши предки.
Как вы думаете где мы находимся? «в крестьянской избе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_uklad_nashih_predkov.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семейный уклад наших предков»
Цель: Познакомить детей с основными устоями уклада жизни наших предков (обратив внимание на культуру поведения за столом) с предметами быта и их назначением.
Воспитывать интерес к истории русского народа.
Организационный момент:
Милость прошу ко мне в избу гости дорогие! Проходите присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи а непрошенных возле порога. (Слайд.)
Добрый день гостям и хозяевам!
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
1.Игра: «Картошка» (Слайд №2)
2.Детям раздаются карточки со словами: лавка, хлеб, каша, изба, ухват, рубель, печь, ложка, хозяин, хозяйка, чугунок.
Каждый должен прочитать, что у него написано и предлагается дискуссия, о чем пойдет речь на занятии.
Вместе с детьми воспитатель называют тему урока.
Итак сейчас мы с вами перенесемся в прошлое где жили наши прабабушки и прадедушки другими словами наши предки.
Как вы думаете где мы находимся? «в крестьянской избе».
Что в избе было самым главным ? «отв. детей.»
«слайд печь»
В крестьянском доме источником всего была печь.
Чем служила печь для наших предков ? (отв . детей.)
Печь кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. На ней можно было сушить в прок грибы травы . Даже помыться можно было . На печке рождались дети . Перед устьем печи устроен шесток на котором размещали чугунку. Небольшие углубления в стенах печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек . Под шестком снизу печи можно увидеть углубление для хранения дров. Рядом с печью стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.
Неслучайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских народных сказках.
Назови сказки где печь является действующим персонажем? («Гуси лебеди.» «По щучьему велению.») (Слайд №3)
Да, печь занимала самое почётное место. И утро хозяйки дома начиналось именно возле печи где она готовила завтрак. Затем надо было постирать бельё высушить его и погладить.
-А как это делалось?
-У нас есть подленный предмет предназначенный как раз для этого-называется он –рубель.
(слайд - рубель новое слово на доске)
- Рубелью и колотили (стирали) бельё и гладили(показать детям, дети пробуют сами)
-Позднее появились утюги, но не электрические как сейчас, а на углях и ими пользовались так (показать детям).
(слайд: крестьянская семья за столом)
-В каждом доме у хлебосольных хозяев всегда на столе стояли хлеб да соль, а у хорошей хозяйки в печи была горячая еда.
В обед вся семья собиралась за столом.
Младшие дети помогали матери накрывать на стол, расставлять кружки и раскладывать ложки, каждому свою личную.
Посуда была глиняной и деревянной. Длинными зимними вечерами посуду украшали росписью и резьбой. Потом к столу подходил хозяин, резал хлеб, садился за стол. И только после этого по старшенству, все занимали свои места. Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать и скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. (диалог с детьми). Хозяин следил чтобы каждый ел не обгоняя других. При этом гущу из похлебки – супа и особенно мясо или сало можно было зачерпывать только после того как это сделает глава семейства. Не следовало есть в « прихлебку « т.е. зачерпывать похлебку дважды не откусив хлеба брать на одной ложке два куска мяса. Если кто- то из едоков по рассеянности или какому – либо умыслу нарушал эти правила то незамедлительно получал ложкой по лбу.
Самым главным ритуалом перед едой считалось вымыть руки и прежде чем сесть за стол перекреститься. (Слайд)
(слайд - угол с иконой)
В переднем углу избы находился духовный центр дома . Духовный - от слова «душа.»
Божница - находилась в красном углу. Это маленькая полочка на которой стояли одна две иконы. Это сфера которая ведает чувствами человека его мыслями горестями и радостями .
Для того чтобы поделиться своими бедами обидами страхами попросить любьви и счастья люди обращались к иконам украшенными вышитыми полотенцами.
(слайд - буфет, шкаф, лавка, скамья, сундук)
Шкафы и буфеты являлись обязательной принадлежностью избы . Они были различных размеров и видов были украшены резьбой . В буфетах была составлена посуда а в шкафах хранили продукты .
Часто в шкафах применяли сквозную резьбу. Это делалось для проветривания продуктов.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых широких досок . У каждого члена семьи было свое место . Скамья - прибивалась к стене на ней спали дети .
(Слайд) Сундуки обязательная принадлежность избы . В них хранили одежду и другую домашнюю утварь .
Сундуки делали большие и маленькие.
( слайд - прялка )
(Звучит музыка.)
В каждой старинной избе были прялки . Когда осенние работы на полях заканчивались женщины и девушки пряли пряжу что - бы потом связать носки варежки и другие вещи.
Долгими зимними вечерами у стола горела лучина.
Электричества еще не было. Девушки пряли и пели песни (звучит рус. народная песня : «У низенькой светелке …»
Много работали наши предки: уставали, а отдохнуть им помогала веселая шутка. Даже пословица была: «Делу время – потехе час.»
Давайте послушаем какие шутки - прибаутки они пели ( дети исполняют несколько шуточных прибауток .)
Ну и рассмешили, ох и развеселили!
Давайте вспомним названия старинных предметов русской избы и предлагаю игру « Убрать лишнее» (карточки, слайды).
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла она вобрала.
Обставить русскую избу - это высокое искусство, как и все, что создал талантливый русский народ.
И я предлагаю обставить русскую избу(загадывание загадок ответы дети прикрепляют на картину с изображением рус. Избы ).
Мне понравилось, как вы обставляли избу, правильно передавали быт русских крестьян.
Использовали не только знания, полученные на нашей беседе, но и проявляли свою фантазию, воображение.
Отметить работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе наши имена
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.ТЕМА: «НАШИ ИМЕНА»ЦЕЛЬ: Способствовать гармонизации осознавать своё имя. Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. Ознакомить с положением: кажды...
Конспект занятия с презентацией "Семейный уклад наших предков"
Добрый день гостям и хозяевам!...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна
НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину, последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....
Проведение тематического занятия по теме «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов» Рисование в книжках-раскрасках «Одежда богатырей –защитников»
Закрепление вида рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Закрепление освоения способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечив...
Занятие "Быт и ремесла наших предков. Домотканые половики"
дать детям представление об особенностях русского старинного быта; познакомить детей с домоткаными половиками и техникой изготовления, продолжать развивать речь детей: обогащать слова...
Конспект беседы "Как выращивали хлеб наши предки"
Конспект беседы "Как выращивали хлеб наши предки"...
Конспект комплексного занятия на тему: «Одежда наших предков»
Задачи: Познакомить с женским и мужским народными костюмами, особенностями их изготовления и использования. Развивать у детей художественный вкус, творческое воображение....