Гендерный подход в новых условияхФГТ
методическая разработка (старшая группа) на тему
Впервые государственные требования за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития.воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода......Сложность такой работы заключается в том. что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний обособенностях физиологических функций и психологических процессов у мальчиков и девочек.Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов,поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_rasprostraniniya_na_sayte.docx | 74.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в новых условиях ФГТ.
Опыт взаимодействия психолога. воспитателя и логопеда.
Актуальность:
Федеральные государственные требования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода…
Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.
Цель разработки:
. Способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Задачи:
Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания. Обогатить педагогический опыт методами и приёмами дифференцированного подхода к поло ролевому воспитанию. Содержательно описать систему работы по педагогическому содействию поло ролевой социализации детей. Выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы. Внедрить гендерный подход детей в систему дошкольного воспитания района, распространение положительного опыта.
Условия гендерного развития:
Формирование гендерной идентичности Родители- Воспитатели –Ребёнок- Предметно -развивающая среда
Ресурсы и условия:
В данной группе воспитателем был ранее создан музей «Русская изба». Психолог- Смольнякова Ольга Викторовна высшее педагогическое образование, стаж 24 года,1 квалификационная категория.
Воспитатель логопедической группы-Будовская Надежда Николаевна высшее педагогическое образование, стаж 30 лет,1 квалификационная категория.
Логопед-Мялова Елена Васильевна высшее педагогическое образование, стаж 11 лет.1 квалификационная категория.
Этапы работы:
1.Подготовительный.
На этом этапе работы все участники проекта знакомились с психолого-педагогической литературой по данному вопросу, подбирали методы и приемы работы, игры.
2.Практико-внедренческий.
На данном этапе работы мы обогащали детский опыт: проводились групповые занятия с детьми по гендерной направленности. Воспитатель организовывала занятия в музее, где знакомила с историей русского костюма, бытом, русскими старинными профессиями мужскими и женскими. С логопедом дети заучивали старинные русские колыбельные, прибаутки, пословицы. С родителями психолог организовывала встречу в родительском клубе по данной теме, анкетировали родителей. В раздевалке оформили стенд с рекомендациями для родителей «Игры для девочек и для мальчиков». Для педагогов нашего детского сада подготовлена презентация по данной тематике, где наглядно показаны: анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек, психологические особенности полов, как можно использовать «гендер» в двигательно-игровой деятельности, о различиях между полами в игровой деятельности, рекомендации воспитателям по учету гендерной принадлежности и учету особенностей детей дошкольного возраста в целом. Проводились праздники совместно для пап, мама, дети изготавливали подарки для бабушек и мама, пап и дедушек. (см. приложение №1, №2,№3)
3.Создание поло развивающей предметной среды.
Совместно с психологом, воспитателем, логопедом были организованы экскурсии в библиотеку, где дети знакомились с книгами для девочек и мальчиков. Русским бытом, казачеством. Воспитателем совместно с детьми и родителями оформлены альбомы «Мальчики нашей группы», »Девочки нашей группы», » Моя семья», данные знания закреплялись на занятиях логопедом и воспитателем. Оформлялась выставка детских работ
«Я-мальчик», «Я-девочка», «Моя семья». В музее «Русская изба» оформлена картотека народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Все пространство группы было разделено на мини-центры для мальчиков и девочек. На шкафчиках в раздевалке воспитателем были наклеены метки разного цвета, для мальчиков-синие, для девочек-красные. В спальне тоже различные метки на кроватках и покрывала отличались оттенков. В группе книжный уголок для мальчиков-наклейка с Буратино , для девочек- Мальвина. Вешалки для полотенца в умывальной комнате тоже с различными метками для девочек и мальчиков. В туалетной комнате детские унитазы с различными картинками- Буратино и Мальвина (см. приложение №4, №5,№6)
4. Оценочно-рефлексивный
. На этом этапе работы мы сравнивали свои возможности с достигнутым результатом, наметили дальнейшие планы.
Используемые приемы в работе:
мы использовали следующие методы и приемы работы: экскурсии, наблюдения, видео презентации, викторины, чтение художественной литературы. Использовали технику-как мнемотаблицы для обучения детей-логопатов правилам в группе, графическую деятельность, продуктивную деятельность, совместные праздники с родителями, консультации, встречу в родительском клубе, различная игровая деятельность.
Общая схема-структура занятия:
1.Вступительная беседа, дети рассказывают о себе. о своей гендерной принадлежности по мнемотаблицам знакомятся с правилами для мальчиков и девочек, общими правилами в группе с помощью картинок и стихов.
2.Огадывание загадок-обманов гендерного содержания.
3.Игра большой подвижности «Собери игрушки». Мальчики собирают игрушки, в красный обруч, в которые любят играть девочки, а девочки- в синий обруч игрушки, которыми играют мальчики.
4.Игра «Отгадай двойное имя» (различные задания для мальчиков и девочек).
5.Игра «Волшебный мяч». Девочки ловят мяч, когда услышат женское имя, а мальчики- мужское.
6.Викторина по сказкам (видео презентация) с использованием цветных фишек красного и синего цвета.
7.Гимнастика для глаз «Веселая неделька» в картинках со стихами.
8. Игра на графическую деятельность «Одень мальчика и девочку».
9.Музыкально-психологическая игра «Моя семья».
10.Рефлексия, используется «волшебный» микрофон. Дети делятся своими впечатлениями о занятии.
Ожидаемый результат :
Представление опыта работы на районном фестивале, внедрить в работу других групп детского сада и нашего района.
Список используемой литературы:
1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
6. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с
Мастер-класс для психологов
Занятие
Тема: Мальчики и Девочки-два разных мира.
Тип: сюжетное занятии.
Технология: полоролевое воспитание.
Методы:
- Словесный.
- Игровой.
- Объяснительно-схематичный
Задачи:
Образовательная область «Познание»
Способствовать развитию познавательной сферы:
- слухового, зрительного и тактильного восприятия;
- целенаправленного внимания (концентрации) и наблюдательности;
- наглядно-образного, схематического, логического мышления;
- общей и мелкой моторики;
- пространственной ориентировки.
Образовательная область «Здоровье»:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Образовательная область «Социализация»:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной принадлежности.
Образовательная область «Коммуникация»:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
Образовательная область «Музыка»:
- приобщение к музыкальному искусству.
Материал:
Мяч, мнемотаблицы с правилами поведения мальчиков и девочек, общие правила поведения в группе в стихах в виде мнемотаблицы, игрушки для мальчиков и девочек. Обручи красный и синий, карточки для гимнастики для глаз. Презентация викторины по сказкам, красные и синие фишки по количеству детей, цветные карандаши в коробках на каждого ребенка, изображения мальчика и девочки с одеждой, аудиозапись с веселой музыкой, детский микрофон.
Ход занятия:
- Вступительная беседа.
(В): Ребята, давайте поиграем с вами в мяч. Будем говорить свое имя, возраст, ваши увлеченья. Замечательные у нас мальчики и девочки! Расскажите, мальчики, какие наши девочки? (нежные, красивые, ласковые…) Девочки, какие наши мальчики? (мальчики смелые, сильные, веселые, ловкие…) А что мальчики могут рассказать о себе?
В: Вы правы, ребята. Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Девочка – это будущая женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми. Девочки не лезут в драку и сами никогда ее не начинают.
Мальчик – будущий мужчина. А настоящий мужчина никогда не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей, прощает им их недостатки. А какие правила для девочек и мальчиков вы знаете? (Дети рассматривают мнемотаблицы, рассказывают). А какие общие правила поведения в группе вы знаете? (Показ и рассказ в стихах по мнемотаблице),
2. Отгадывание загадок.
В: Попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …(мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки).
При всех помериться силенкой конечно любят лишь…(мальчишки).
3.Игра «Собери игрушки»».
На полу лежат разные игрушки. Задача: Мальчики собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочки собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики.
4.Отгадай «Двойное имя»
В: Ребята у нас еще один конверт с заданием: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Отвечают только девочки.
Елена. (Прекрасная)
Сестрица. (Аленушка)
Василиса. (Премудрая)
Крошечка (Хаврошечка)
Марья. (Искусница)
А сейчас задание для мальчиков.
Кощей. (Бессмертный)
Мальчик. (с пальчик)
Братец. (Иванушка)
Иван. (Царевич)
Змей. (Горыныч)
5.Игра «Волшебный мяч»
В: Я по очереди буду кидать мяч и называть имена. Девочки ловят только имена девочек, мальчики имена мальчиков. Будьте внимательны! (Дети стоят по кругу, кидаю мяч ребенку и называется имя)
Подвести итог. Чем же мальчики отличаются от девочек.
П. Молодцы! Пусть мальчики и девочки играют в разные игры, одеваются по разному, есть качества, которые их объединяют! (доброта, умение радоваться и т. д.)
6. Викторина по сказкам (в виде презентации,детям загадываются загадки). Если у героя мужская роль, дети показывают синие фишки, если женская роль-красные.
7.“Весёлая неделька” (показываются картинки к каждому дню недели)
гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
8. Одень мальчика и девочку»
В: А теперь мальчики будут одевать мальчика, а девочки-девочку, каждый из детей выходит к доске, карандашом проводит линии, мальчики синим, а девочки-красным. Подвести итог, что в группе мы как одна семья.
9.Предлагаю всем поиграть «Моя семья» (музыкально-психологическая игра)
Обними соседа справа
Обними соседа слева
Мы с тобой друзья, да, да, да
Мы с тобой одна семья ля, ля, ля, ля, ля
Я, ты, он, она--дружная семья.
Щекочу соседа справа
Щекочу соседа слева
Повторить----------
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева
Повторить_________
10.Итог занятия по впечатлениям детей (рефлексия). Микрофон детский используется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по гендерному подходу в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Памятка для родителей - адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ
Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...
«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе гендерного подхода.(младшая возрастная группа)
- познакомить с видовым разнообразием бабочек и их характерными движениями ...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА.
Изменения, происходящие в дошкольном образовании, прослеживаются во всей работе ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребёнка...
Доклад "ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ" (ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА)
Проблема формирования гендерной идентичности современных детей и подростков является актуальной и получила широкое освещение в научной литературе. Однако результаты теоретическ...