Опасности и риски профессии
статья на тему

Некрасова Светлана Николаевна

статья по ОБЖ . опасности и риски профессии воспитатель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по ОБЖ

                Тема «Опасности и риски вашей профессии»

Воспитателя

II квалификационной категории

Некрасовой С.Н.

Москва, 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

        Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости  народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

             Подготовить человека к  чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

          Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

        1. ОПАСНОСТИ И РИСКИ ПРОФЕССИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

        Я работаю воспитателем в государственном общеобразовательном учреждении детском саду компенсирующего типа (логопедия).

        Воспитатель, в широком смысле — человек, осуществляющий воспитание, в более узком значении — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

        Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде.

        Работу свою считаю очень интересной, творческой.  Плюсы профессии: работа с детьми,  социальная значимость, постоянное развитие. Но в то же время существуют минусы в профессии, которые волнуют меня. Это постоянные стрессы, эмоциональные и физические нагрузки, нагрузка на глаза, на уши.  Воспитатели подвержены риску инфекции. Нервные заболевания.

         По моему мнению,  опасности и риски  в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние : Воспитатель несет уголовную  ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду), агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания. Внешние: такие как  пожароопасная безопасность, терроризм например и т.п.

        При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.

        Учителя, воспитатели и работники социальной сферы подвержены риску инфекций.

        Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

        Беременные женщины этих профессий должны делать прививки и принять меры безопасности: надевать маску, перчатки.

        Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.

        Возникновение сложных и даже аварийных ситуации, которые требуют от человека мгновенной оценки положения, принятия решения и быстрого выполнения необходимых действий,— отличительная черта деятельности ряда специалистов.

        Рассмотрим пример профессии воспитателя. Казалось бы , что тут может возникнуть неожиданного, тем более аварийного? А вот именно в профессиональной деятельности воспитателя  очень часто встречаются острые обстоятельства, когда у него нет времени на раздумье и надо моментально оценить сложившуюся ситуацию, принять решение.  Приведу примеры из практики. Случаются травмы детей в группе, на участке для прогулок. Такие как, например,  переломы всевозможные, сотрясения, порезы, сильнейшие ушибы. У детей часто бывает носовое кровотечение.  Когда такое происходит, все окружающие страшно перепуганы и растеряны. Вот в такой ситуации воспитатель  и должен мгновенно среагировать, за доли секунды в его голове проносится поток мыслей, оценивающих обстановку, перебирающих варианты путей выхода. И все они подчинены одной, главной - жизнь ребенка в опасности. Как же в такой ситуации поступает воспитатель? Он сам оказывает потерпевшему первую медицинскую помощь подручными средствами и одновременно требует срочно найти медсестру детского сада, вызвать «скорую помощь». Важно, чтобы в такой ситуации воспитатель  не растерялся, обратился за содействием к присутствующим.

Воспитатель несет большую ответственность за здоровье детей и потому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки.

        Что касается физической нагрузки. Воспитатель всю рабочую смену проводит на ногах, все время в движении.  Помогает детям одеваться, раздеваться (особенно тяжело с маленькими детьми), проводит подвижные игры на занятиях и на прогулке. Оказывает помощь на занятиях, во время принятия пищи. Каждому ребенку нужно уделить внимание.

        Воспитатели относятся так называемым «голосовым» профессиям. Голос в этой профессии важен не только как средство коммуникации, но и как инструмент, необходимый для обратной связи в процессе обучения.  Воспитатели – это « группа риска» имеет как общие, так и специфические вредные факторы, которые могут вызвать нарушение голоса. Зная о них, легче понять, какие меры гигиены голоса, профилактики заболеваемости речевого аппарата и недостаточности голосовой функции целесообразно принимать в том или ином случае.

        Воспитателям постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого ребячьими голосами, спектральная энергия которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до 70–72 дБ. Во время прогулок с детьми речевой аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

        Педагогам приходится ежедневно перегружать речевой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеют большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль), степень относительной влажности, сохранение должной тишины в группах, акустические свойства помещения, где проходят занятия. Довольно часто возникает ситуация, когда педагог оказывается в акустически неудобных условиях и начинает кричать, форсировать звук. Можно отметить наиболее частые заболевания голоса.  Воспитатели часто страдают от ларингита, потери голоса.  Этим заболеваниям способствуют речевые и нервно-психические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. Общее утомление, речевое перенапряжение, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания.

        Агрессия со стороны родителей не так часто встречалась в моей практике, а я работаю воспитателем 10  лет. Но все же,  имеет место быть. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, на деструктивное поведение сынишки или дочери! Или же несогласие воспитателя отдать ребенка пьяному папе. В лучшем случае нахомят!

        Воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

        Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании группы. Это актуально во многих садах, требующих капитального ремонта. Проводка плохая,  ничего не разрешают включать в сеть.        

         Среди явлений, угрожающих сегодня нашему обществу, особое место занимает терроризм. Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающих все более угрожающие масштабы. Террористические акты сеют чувство страха, взаимной вражды, подозрительности. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Как яркий пример можно привести террористи́ческий акт в Бесла́не.

2. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

         В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины. К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

        К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

        Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего выше сказанного можно заключить, что профессия воспитателя не такая уж необычная и  романтическая профессия. Требует от человека, я бы сказала, порой героических поступков. И все же прекрасно и почетно  воспитывать детей. Я свою профессию очень люблю!

        Хотелось бы, чтобы государство больше уделяло внимания проблемам безопасности жизнедеятельности  работников дошкольных учреждений.  Хотелось бы, чтобы руководство сада не нарушало права воспитателей.  

Каждый воспитатель, наверное, мечтает о сокращении нагрузок физических, а самое главное эмоциональных на рабочем месте. Должное внимание работникам образовательных учреждений со стороны профсоюза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /под ред.проф. Э.А.арустамова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 496 с.
  2. Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система обеспечения. Краткий справочник // Серия: «библиотека заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопастности» / Отв. Редактор Е.С.Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф.Пилипенко – М.: Центр «школьная книга», 2007. – 160 с.
  3. Новикова У.И.

Современный справочник воспитателя детского сада. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.

  1. Учебное пособие для проффесииональной гигиенической подготовки должностных лиц  и работников дошкольных образовательных учреждений (для очно – заочной и заочной форм обучения). – М.: Изд-во «Бонфи», 2020. – 176 с.
  2. Материалы с сайта

 http://www.sunhome.ru/psychology/1478

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.ols-komplekt.ru/ols/presscenter/publication/index.php?ELEMENT_ID=410

  1. ПРАВИЛА
    ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, ДЕТСКИХ ДОМОВ,  ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ  И  ДРУГИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  2. Программа первичного инструктажа для воспитателя
  3. Должностные инструкции для воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Опасные профессии"

Методическая разработка НОД...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Опасности и риски вашей профессии

Статья по ОБЖ                Тема «Опасности и риски вашей профессии»   ВВЕДЕНИЕ        Пробле...

Технологическая карта по познавательному развитию "Профессия опасная - профессия прекрасная" (знакомство с профессией пожарного)

Поэтапный план проведения занятия по знакомству детей с трудом пожарного, особенностями этой професии с упором на обобщение знаний о правилах пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраст...


 

Комментарии

Фадеева Юлия Александровна

С дошкольниками работаю 20 лет учителем-логопедом. Ушибы, носовые кровотечения уже давно ни меня, ни моих воспитателей не пугают. Но в последнее время в логогруппах все больше детей, имеющих инвалидность. У нас уже бывали случаи обмороков (у двух детей с пороками сердца). Пока обошлось. А теперь в группе ребенок с пороком развития мозга – нарушение координации на фоне недоразвития вестибулярного аппарата (мама предупредила, что он может упасть ничком в любой момент). А если в туалете упадет? Но родителям лишь бы сбыть на весь день чадо…
Непонятно, чем руководствуются медики, оформляющие таким деткам медкарту для детского сада? Они-то не понесут никакой ответственности, если что-то случится с ребенком…

Некрасова Светлана Николаевна

Да, все это печально... В детский сад каждый день иду как на войну, столько детей проблемных. У моих логопатов не только проблемы с речью, а зачастую еще ярко выраженый ЗПР. Работать стало тяжелее,хотя детей очень люблю и не представляю себе другой работы.А еще хотят ввести инклюзию...риск очутиться за решеткой очень вероятен за недосмотр за такими детьми.