Техники и приемы изобразительного искусства в обучении детей рисованию
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Обучение детей технике рисования
Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обуславливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер, и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движения руки при рисовании.
Всему этому ребенок учиться постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении всего времени пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.
При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе детского сада, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой.
На каждом этапе обучения рисованию пред детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по техники рисунка.
Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?
Во второй младшей группе дети овладевают действиями с инструментам, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия.
Основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш и кисть. От этого зависит успешность овладения процессом создания изображения.
Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому ребенку. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в свей руке, а не только увидел его в руке педагога.
Объяснив детям, что и как нужно рисовать, необходимо предложить им взять карандаш правильно, показать как надо его держать (тремя пальцами, между большим и средним, придерживая вверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу). Это дает возможность на некоторое время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли карандаш как следует, и в случае необходимости поправить детей.
Во второй младшей группе дети рисуют и кистью. Необходимо научить их правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая кисточку, держать ее за железный наконечник или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промокнуть о тряпочку.
Обучение детей рисованию красками включает усвоение правильного положения кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги.
Задача расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требуют отработку произвольной регуляции размаха (амплитуды) движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке.
В группе четвертого года жизни отработка этого навыка заключается в следующем: движение руки ограничивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением.
Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, быстроты.
Начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и прямой.
При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений).
В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью.
Изобразительные задачи, которые дети решают в этой группе, требуют формирования более осознанного умения менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования. Так, широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изображения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следует держать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.
Положение карандаша в руке при рисовании тоже может меняться; например при закрашивании его держат по отношению к листу бумаги более наклонно, пальцы вытягиваются по палочке карандаша, ладонь повертывается к бумаге. При этом грифель дает более широкие штрихи, и рисунок закрашивается быстрее.
Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий.
В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движения (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).
В старшей группе д.с в основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть более наклонён к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу чем обычно.
В ст.гр. должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определённом направлении, движения направленные на изображения предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круглых, квадратных, треугольных, разных по величине; овальных и прямолинейных, разных по пропорциям) Кроме того дети рисуют предметы более сложного строения( птицы, животные, человек)Расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш для создания контура.
В подготовительной группе дети должны свободно владеть умением по разному держать карандаш и кисть, менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различного округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков.
Новым является освоение движений, быстро меняющих направление на противоположное, например при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмёрок(декоративное рисование), криволинейных форм (например, различные вазы, фигурки зверей, замки). Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью. Совершенствуются и обогащаются приёмы рисования акварелью.
Выделяют правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети…
Усвоение правил даёт возможность овладевать техникой рисования и сознательно её применять.
Упражнения на закрепление технических приёмов рисования карандашом;
1. «Дорожка»
2. « Заборчик»
3. « Штриховка» ( горизонтальная, вертикальная, наискосок)
4. «Зубчики»
Упражнения на закрепление технических приёмов рисования кистью;
1. «Капельки»
2. «Травка»
3. «Клубочек»
4. «Волны»
5. «Зигзаг»
« Техники и приёмы изобразительного искусства в обучении
детей рисованию»
Подготовил: педагог дополнительного образования Ананьева Н.В.
2011 -2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по рисованию по теме: Конспект по нетрадиционной технике рисования "Плюшевый медвежонок" (рисование поролоном)
нетрадиционная изобразительная деятельность...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.
Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....
Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани
Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в младшей группе «Веселый дождик» (Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой).
Создать условия для развития творческих способностей. Формировать познавательную активность детей....
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...
Конспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста «Цыплятки» с использованием нетрадиционной техники рисования (пуантилизм-рисование «тычком» с помощью ватных палочек) «Бантик для Кошки»
Конспект занятия с использованием нетрадиционного способа рисования(пуантилизм)...