Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по подготовке детей к участию в конкурсе «Я-исследователь»
статья (старшая группа) на тему
Статья содержит пошаговый алгоритм действий педагога, родителя и ребенка при реализации исследовательского проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_master_klass.odt | 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по подготовке детей к участию в конкурсе «Я-исследователь»
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.
Результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: любознательный, активный; интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Формирование всех этих качеств наиболее успешно происходит в исследовательской и проектной деятельности.
Прежде всего, начиная работу над исследованием, необходимо определить его тему. Именно здесь воспитателю впервые может потребоваться помощь родителей. Ведь они как никто другой знают интересы своего ребенка.
В нашем МБДОУ №64 г. Белгорода ежегодно проводится конкурс исследовательских проектов старших дошкольников «Я — исследователь». В своей группе мы решили взять тему, близкую ежедневному опыту детей. Наша работа была посвящена изучению полезных свойств лука и чеснока и называлась «Лук и чеснок наши друзья. Кто боится лука и чеснока?». Данная тема была выбрана не случайно. Дело в том, что многие дети не любят есть лук и чеснок. В связи с этим мы решили провести исследование, направленное на выявление их полезных свойств. Проектом дети заинтересовали родителей. По мере его реализации он стал индивидуальным. Мы с нашей воспитанницей Смирновой Настей и ее мамой довели его до конца, и результаты объявили во время пристендовой презентации на конкурсе. За это время нами было изучено немало источников информации, проведены беседы и практические работы. Распределение деятельности по этапам проекта «Лук и чеснок наши друзья. Кто боится лука и чеснока?» приведены в таблице. Деятельность над исследовательским проектом разбита на несколько этапов. Это позволяет поставить конкретные задачи и постепенно их решать. Вся работа над проектом проходит на основе деятельностного подхода: на каждом этапе дети осуществляют деятельность, результатом которой является какой-либо продукт: книга, макет, коллекция, салат и т. д. Педагог является организатором проекта, он направляет деятельность детей и включает родителей п процесс работы над проектом. Важно, чтобы родители понимали и принимали задачи и деятельность каждого этапа, могли ответить на вопрос, зачем мы это делаем.
Этап | Деятельность ребенка | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
I Обрисовка сюжетной канвы. Выявление проблемы. | 1. Вживается в сюжетно-игровую ситуацию. 2. Осознаёт и личностно воспринимают проблему. 3. Принимает задачи проекта. | 1. Вводит игровую ситуацию. 2. Формулирует проблему. 3. Определяет задачи. | 1. Поддерживают игровую ситуацию. 2. Принимают и корректируют (дополняют) задачи проекта. |
Результатом работы над поектом на первом этапе является формулировка проблемы исследования.
Этап | Деятельность ребенка | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
II Организация работы над проектом. | 1. Систематизирует полученную информацию. 2. Решает вопросы что я знаю? и что я хочу узнать? 3. Планирует деятельность. | 1. Популяризирует полученную ранее информацию. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Решает задачу организации деятельности. | 1. Участвуют в планировании деятельности по проекту. 2. Вместе с педагогом решают задачу организации деятельности. |
При планировании деятельности детей целесообразно использовать карточки-схемы с изображением различных методов исследования (чтение литературы, просмотр учебных фильмов, беседы со взрослыми, экскурсии и т. д.). Ребенок отбирает методы, которые будет использовать в своем исследовании.
Также вместе с детьми следует начать вести дневник, в котором они будут записывать (зарисовывать результаты своих исследований). Если педагог реализует несколько проектов, то к ведению дневника целесообразно подключать родителей.
На третьем этапе исследования педагог дает родителям «Домашние задания» по поиску необходимой информации, помогеат оформить дневник исследователя.
Этап | Деятельность ребенка | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
III Изучение теоретических источников по проблеме. | 1. Посещение вместе со взрослыми библиотеки. 2. Изучение различных источников информации по проблеме: энциклопедии, справочники, учебники, Интернет. 3. Интервью с представителями различных профессий: повар, врач. Общение со взрослыми: соседями, родственниками. 4. Сбор информации по проблеме. 5. Отбор из полученной информации наиболее нужной и интересной. 6. Систематизация отобранной информации. | 1. Помощь ребенку в сборе информации: чтение книг, изучение интернета. 2. Помощь ребенку в подборе нужных вопросов для беседы с представителями различных профессий: врачом, поваром. 3. Организация встречи с врачом и поваром. 4. Сбор полученной информации. 5. Помощь ребенку в отборе нужной информации. 6. Помощь ребенку в систематизации отобранной информации. | 1. Посещение с ребенком библиотек. 2. Чтение ребенку книг. 3. Отбор информации из интернета (вместе с ребенком). 4. Помощь ребенку в подборе необходимых вопросов для беседы со взрослыми: соседями, членами семьи. 5. Сбор полученной информации. |
Родители с детьми посещают библиотеки, читают учебную и художественную литературу, помогают найти информацию в интернете, составить и «записать» (зарисовать) вопросы для беседы со взрослыми, учат работать с другими источниками информации (глобус, карта и др.).
При необходимости родители организуют экскурсии с детьми в зоопарк («Всегда ли кошка была домашней?», «Зачем леопарду пятна?»), музеи («Опасны ли ящерицы» - Краеведчский музей, зоологический музей, «Зачем нужны автомобили?» - Музей ретроавтомобилей), магазины, автосалоны, фабрики и др.
На четвертом этапе родители вместе с детьми выполняют задания практического характера.
Этап | Деятельность ребенка | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
IV Практическая деятельность по решению проблемы. | 1. Выращивание лука 1. Отбирает луковицу и приготавливает ее к посадке, обрезает верхушку. 2. Приготавливает необходимый для посадки материал и инструменты: горшок, землю, лопаточку, воду, леечку. 3. Сажает луковицу: засыпает в горшок землю, копает ямочку, сажает луковицу, поливает. 4. Регулярно поливает посаженную луковицу. 5. Ведет дневник наблюдения. 2. Приготовление блюда с чесноком (салата «Чесночник») 1. Выполняет необходимые гигиенические процедуры. 2. Отбирает необходимые продукты и приспособления. 3. Обращается к иллюстративно-справочной литературе (по желанию). 4. Совместно со взрослым готовит блюдо; по ходу работы совещаются, дегустирует блюдо по мере приготовления, делится вкусовыми ощущениями, советуется, вносит изменения и дополнения (в случае необходимости); делают вывод о завершении работы над блюдом. 5 Украшает блюдо. | 1. Организует работу над проектом. 2. Оказывает практическую помощь. 3. Дает необходимые рекомендации. 4. Составляет с ребенком алгоритм выращивания лука. 5. Составляет с ребенком алгоритм приготовления салата. 6. Проводит инструктаж родителей по технике безопасности детей при приготовлении салата. | 1. Помогают ребенку посадить лук и вырастить лук (отобрать нужные материалы и инструменты, ухаживать за луковицей). 2. Помогают ребенку выбрать продукты для приготовления блюд с луком или чесноком. 3. Помогают ребенку приготовить блюдо (отобрать нужную посуду и продукты, правильно порезать все ингредиенты). |
Результатом работы над исследовательским проектом на четвертом этапе являются продукты художественно-творческой деятельности (рисунки, поделки) и труда (салат, макет, книна и т. п.).
При реализации других проектов дети вместе с родителями проводили эксперименты («Чипсы вредные или полезные?», «Прекрасные и величественные вулканы»), создавали модели («Прекрасные и величественные вулканы», «Что общего между землей и матрешкой?»), коллекции («Зачем нужны автомобили?»), проекты («Чинсы вкусные и полезные?»).
Этап | Деятельность ребенка | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
V Презентация продукта деятельности. | 1. Готовит вместе со взрослыми презентацию работы: отбирает наиболее важную информацию (загадки, пословицы, сказки, игры, советы медиков и поваров), отбирает фотографии для наглядного описания проекта. 2. Представляет презентацию аудитории (детям, педагогам, родителям). Делает вывод о решении проблемы. | 1. Помогает готовить презентацию. 2. Приходит на помощь в случае затруднения. 3. Подводит ребенка к формулированию вывода о решении проблемы. | 1. Помогают готовить презентацию. 2. Поддерживают ребенка во время презентации. 3. Приходят на помощь в случае затруднения. |
Результатом работы над исследованием на пятом этапе является презентация (бумажная или электронная) и текст проекта.
Очень важно при подведении итога исследования помочь ребенку самостоятельно сделать вывод. Конечно, это требует гораздо больше времени и терпения, чем самостоятельно сделать вывод и преподнести его ребенку в готовом виде. Но только такой подход поможет ребенку сохранить субъектную позицию до окончания работы над проектом и будет мотивировать на дальнейшую исследовательскую деятельность.
На данном этапе основная работа ложится на родитетелей: они вместе с ребенком систематизируют полученные знания, оформляют текст работы и готовят презентацию. Также родители готовят ребенка к защите проекта. При необходимости, учитывая индивидуальтные особенности детей, родители помогают им защитить исследовательский проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по физическому воспитанию детей.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8139865","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"348","style":"width: 294px; height: 217px;","width":"480"}}]]...
Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей
Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...
Приказ о подготовке детей к участию в конкурсе "Маленькая Зима"
Приказ о подготовке детей к участию в конкурсе "Маленькая Зима"...
Подготовка детей к участию в конкурсе "Рисуем, читая Виталия Бианки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"27898026","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1080","width":"763"}}]]...
Подготовка детей к участию в конкурсе "САМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29031676","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"28014862","attributes":{"alt":"","cla...
Подготовка детей к участию в конкурсе «Рисуем Победу-2022»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"28016256","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"853","width":"1280"}}]]...
Сценарный план организации совместной деятельности взрослого и ребенка по подготовке видео-журнала на тему "Международный день родного языка"
Данный материал поможет воспитателям в организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и родителями воспитанников по подготовке тематического видео-журнала посвященного Межд...