Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по подготовке детей к участию в конкурсе «Я-исследователь»
статья (старшая группа) на тему

Бледай Виктория Васильевна

Статья содержит пошаговый алгоритм действий педагога, родителя и ребенка при реализации исследовательского проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_master_klass.odt40.66 КБ

Предварительный просмотр:

        Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по подготовке детей к участию в конкурсе «Я-исследователь»

        В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.

 Результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: любознательный, активный; интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

        Формирование всех этих качеств наиболее успешно происходит в исследовательской и проектной деятельности.

        Прежде всего, начиная работу над исследованием, необходимо определить его тему. Именно здесь воспитателю впервые может потребоваться помощь родителей. Ведь они как никто другой знают интересы своего ребенка.

В нашем МБДОУ №64 г. Белгорода ежегодно проводится конкурс исследовательских проектов старших дошкольников «Я — исследователь». В своей группе мы решили взять тему, близкую ежедневному опыту детей. Наша работа была посвящена изучению полезных свойств лука и чеснока и называлась «Лук и чеснок наши друзья. Кто боится лука и чеснока?». Данная тема была выбрана не случайно. Дело в том, что многие дети не любят есть лук и чеснок. В связи с этим мы решили провести исследование, направленное на выявление их полезных свойств. Проектом дети заинтересовали родителей. По мере его реализации он стал индивидуальным. Мы с нашей воспитанницей Смирновой Настей и ее мамой довели его до конца, и результаты объявили во время пристендовой презентации на конкурсе. За это время нами было изучено немало источников информации, проведены беседы и практические работы. Распределение деятельности по этапам проекта «Лук и чеснок наши друзья. Кто боится лука и чеснока?» приведены в таблице. Деятельность над исследовательским проектом разбита на несколько этапов. Это позволяет поставить конкретные задачи и постепенно их решать. Вся работа над проектом проходит на основе деятельностного подхода: на каждом этапе дети осуществляют деятельность, результатом которой является какой-либо продукт: книга, макет, коллекция, салат и т. д. Педагог является организатором проекта, он направляет деятельность детей и включает родителей п процесс работы над проектом. Важно, чтобы родители понимали и принимали задачи и деятельность каждого этапа, могли ответить на вопрос, зачем мы это делаем.

Этап

Деятельность ребенка

Деятельность педагога

Деятельность родителей

I

Обрисовка сюжетной канвы. Выявление проблемы.

1. Вживается в сюжетно-игровую ситуацию.

2. Осознаёт и личностно воспринимают проблему.

3. Принимает задачи проекта.

1. Вводит игровую ситуацию.

2. Формулирует проблему.

3. Определяет задачи.

1. Поддерживают игровую ситуацию.

2. Принимают и корректируют (дополняют) задачи проекта.

Результатом работы над поектом на первом этапе является формулировка проблемы исследования.

Этап

Деятельность ребенка

Деятельность педагога

Деятельность родителей

II

Организация работы над проектом.

1. Систематизирует полученную информацию.

2. Решает вопросы что я знаю? и что я хочу узнать?

3. Планирует деятельность.

1. Популяризирует полученную ранее информацию.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Решает задачу организации деятельности.

1. Участвуют в планировании деятельности по проекту.

2. Вместе с педагогом решают задачу организации деятельности.

При планировании деятельности детей целесообразно использовать карточки-схемы с изображением различных методов исследования (чтение литературы, просмотр учебных фильмов, беседы со взрослыми, экскурсии и т. д.). Ребенок отбирает методы, которые будет использовать в своем исследовании.

Также вместе с детьми следует начать вести дневник, в котором они будут записывать (зарисовывать результаты своих исследований). Если педагог реализует несколько проектов, то к ведению дневника целесообразно подключать родителей.

На третьем этапе исследования педагог дает родителям «Домашние задания» по поиску необходимой информации, помогеат оформить дневник исследователя.

Этап

Деятельность ребенка

Деятельность педагога

Деятельность родителей

III

Изучение теоретических источников по проблеме.

1. Посещение вместе со взрослыми библиотеки.

2. Изучение различных источников информации по проблеме: энциклопедии, справочники, учебники, Интернет.

3. Интервью с представителями различных профессий: повар, врач. Общение со взрослыми: соседями, родственниками.

4. Сбор информации по проблеме.

5. Отбор из полученной информации наиболее нужной и интересной.

6. Систематизация отобранной информации.

1. Помощь ребенку в сборе информации: чтение книг, изучение интернета.

2. Помощь ребенку в подборе нужных вопросов для беседы с представителями различных профессий: врачом, поваром.

3. Организация встречи с врачом и поваром.

4. Сбор полученной информации.

5. Помощь ребенку в отборе нужной информации.

6. Помощь ребенку в систематизации отобранной информации.

1. Посещение с ребенком библиотек.

2. Чтение ребенку книг.

3. Отбор информации из интернета (вместе с ребенком).

4. Помощь ребенку в подборе необходимых вопросов для беседы со взрослыми: соседями, членами семьи.

5. Сбор полученной информации.

Родители с детьми посещают библиотеки, читают учебную и художественную литературу, помогают найти информацию в интернете, составить и «записать» (зарисовать) вопросы для беседы со взрослыми, учат работать с другими источниками информации (глобус, карта и др.).

При необходимости родители организуют экскурсии с детьми в зоопарк («Всегда ли кошка была домашней?», «Зачем леопарду пятна?»), музеи («Опасны ли ящерицы» - Краеведчский музей, зоологический музей, «Зачем нужны автомобили?» - Музей ретроавтомобилей), магазины, автосалоны, фабрики и др.

На четвертом этапе родители вместе с детьми выполняют задания практического характера.

Этап

Деятельность ребенка

Деятельность педагога

Деятельность родителей

IV

Практическая деятельность по решению проблемы.

1. Выращивание лука

1. Отбирает луковицу и приготавливает ее к посадке, обрезает верхушку.

2. Приготавливает необходимый для посадки материал и инструменты: горшок, землю, лопаточку, воду, леечку.

3. Сажает луковицу: засыпает в горшок землю, копает ямочку, сажает луковицу, поливает.

4. Регулярно поливает посаженную луковицу.

5. Ведет дневник наблюдения.

2. Приготовление блюда с чесноком (салата «Чесночник»)

1. Выполняет необходимые гигиенические процедуры.

2. Отбирает необходимые продукты и приспособления.

3. Обращается к иллюстративно-справочной литературе (по желанию).

4. Совместно со взрослым готовит блюдо; по ходу работы совещаются, дегустирует блюдо по мере приготовления, делится вкусовыми ощущениями, советуется, вносит изменения и дополнения (в случае необходимости); делают вывод о завершении работы над блюдом.

5 Украшает блюдо.

1. Организует работу над проектом.

2. Оказывает практическую помощь.

3. Дает необходимые рекомендации.

4. Составляет с ребенком алгоритм выращивания лука.

5. Составляет с ребенком алгоритм приготовления салата.

6. Проводит инструктаж родителей по технике безопасности детей при приготовлении салата.

1. Помогают ребенку посадить лук и вырастить лук (отобрать нужные материалы и инструменты, ухаживать за луковицей).

2. Помогают ребенку выбрать продукты для приготовления блюд с луком или чесноком.

3. Помогают ребенку приготовить блюдо (отобрать нужную посуду и продукты, правильно порезать все ингредиенты).

Результатом работы над исследовательским проектом на четвертом этапе являются продукты художественно-творческой деятельности (рисунки, поделки) и труда (салат, макет, книна и т. п.).

При реализации других проектов дети вместе с родителями проводили эксперименты («Чипсы вредные или полезные?», «Прекрасные и величественные вулканы»), создавали модели («Прекрасные и величественные вулканы», «Что общего между землей и матрешкой?»), коллекции («Зачем нужны автомобили?»), проекты («Чинсы вкусные и полезные?»).

Этап

Деятельность ребенка

Деятельность педагога

Деятельность родителей

V

Презентация продукта деятельности.

1. Готовит вместе со взрослыми презентацию работы: отбирает наиболее важную информацию (загадки, пословицы, сказки, игры, советы медиков и поваров), отбирает фотографии для наглядного описания проекта.

2. Представляет презентацию аудитории (детям, педагогам, родителям).

Делает вывод о решении проблемы.

1. Помогает готовить презентацию.

2. Приходит на помощь в случае затруднения.

3. Подводит ребенка к формулированию вывода о решении проблемы.

1. Помогают готовить презентацию.

2. Поддерживают ребенка во время презентации.

3. Приходят на помощь в случае затруднения.

Результатом работы над исследованием на пятом этапе является презентация (бумажная или электронная) и текст проекта.

Очень важно при подведении итога исследования помочь ребенку самостоятельно сделать вывод. Конечно, это требует гораздо больше времени и терпения, чем самостоятельно сделать вывод и преподнести его ребенку в готовом виде. Но только такой подход поможет ребенку сохранить субъектную позицию до окончания работы над проектом и будет мотивировать на дальнейшую исследовательскую деятельность.

На данном этапе основная работа ложится на родитетелей: они вместе с ребенком систематизируют полученные знания, оформляют текст работы и готовят презентацию. Также родители готовят ребенка к защите проекта. При необходимости, учитывая индивидуальтные особенности детей, родители помогают им защитить исследовательский проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по физическому воспитанию детей.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8139865","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"348","style":"width: 294px; height: 217px;","width":"480"}}]]...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

Приказ о подготовке детей к участию в конкурсе "Маленькая Зима"

Приказ о подготовке детей  к участию в конкурсе "Маленькая Зима"...

Подготовка детей к участию в конкурсе "Рисуем, читая Виталия Бианки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"27898026","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1080","width":"763"}}]]...

Подготовка детей к участию в конкурсе "САМАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29031676","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"28014862","attributes":{"alt":"","cla...

Подготовка детей к участию в конкурсе «Рисуем Победу-2022»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"28016256","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"853","width":"1280"}}]]...

Сценарный план организации совместной деятельности взрослого и ребенка по подготовке видео-журнала на тему "Международный день родного языка"

Данный материал поможет воспитателям в организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и родителями воспитанников по подготовке тематического видео-журнала посвященного Межд...