Что такое натюрморт
план-конспект урока по теме
материалы одной из познавательно-творческих встреч для воспитателей ДОУ "В мире прекрасного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
В мире прекрасного
(познавательно- творческие встречи)
Что такое натюрморт?
Цель: Познакомить воспитателей с натюрмортом, учить различать типы и виды натюрмортов, упражнять в их составлении.
Искусство несёт в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещами, - а потому является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей. « Только через искусство человек может не узнать, не изучить, а пережить чувствами чужой опыт!» говорит известный художник и педагог Б.М.Неменский. Эстетические чувства многомерны, зачастую противоположно направлены («И смех, и слёзы, и любовь»); они тренируют эмоциональную природу человека, а повторяясь, входят в эмоциональный фонд, обогащая его, делая доступным понимание таких переживаний, с которыми сам человек в жизни ещё не сталкивался, открывая путь приобщения к духовным ценностям.
Живопись – один из основных видов изобразительного искусства. Её выразительными средствами являются: колорит (цветовое созвучие), рисунок и композиция. С помощью цвета художник может вызвать у зрителей определённое эмоциональное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение.. Рисунком передаются особенности формы и характер образа. Композиция – построение изображения, выделение главного – руководит нашим восприятием изображения.
Натюрморт, как правило, становиться первым живописным жанром, с которым знакомят детей. «Мертвая натура», «неподвижная натура», «спокойная, тихая жизнь» - так переводиться понятие «Натюрморт». Все эти названия условны и не исчерпывают сути жанра. Объясняется это разнообразием объектов изображения в натюрморте, которые подразделяются на две большие группы: природные предметы ( цветы, плоды, снедь, иногда в сопровождении птиц, мелких зверьков, насекомых) и вещи, сделанные руками человека.
Объекты изображения для художника цены сами по себе: разнообразие их форм, цветосочетаний, фактур, их плотность, мягкость, твёрдость, сочность, влажность, влажность, спелость, изящество и хрупкость восхищают его и вдохновляют на творчество. Художник спокойно, неторопливо, внимательно разглядывает предметы вблизи, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые, разрезанные, разбитые. Всё это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по - новому увидеть знакомые, привычные вещи и оценить их красоту.
Однако не только это является целью художника. Через изображения предметов и объектов растительного и животного мира, выявляя их индивидуальные характеристики, он даёт зрителю возможность увидеть ту роль, которую они играют в жизни человека, показывает особенности быта, взгляды, отношение к миру, присущие людям разных стран и эпох.
Одна из основных тем жанра натюрморта – тема любви к природе, тема её познания и освоения, восхищения изобилием её даров, их красотой и бесконечным разнообразием. Но это не только любование природой, а ещё и прославление человека, который вырастил, собрал, сохранил все эти богатства. Искусствовед К.Г. Черликина пишет о том, что на полотнах Снайдерса за рыбными лавками угадываются неутомимые парусники голландцев, бороздившие моря всего мира, а за пёстрыми грудами плодов на картинах Сарьяна – трудолюбивые руки армянских крестьян. В натюрморте как правило всегда прочитывается тема труда и творчества человека. Действительно, разглядывая предметы, изображённые на картине начинаешь понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, чтобы вырастить овощи, испечь хлеб.
Расцвет натюрморта как жанра наступил в 17 в. Прославили его художники, получившие прозвище «Малые голландцы», то ли за малый размер картин, то ли за «пустяковые» темы, - натюрморт был тогда в новинку.
Больше всего « малые голландцы» любили рисовать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными, роскошными блюдами. Их называли «завтраками»
В то же время в соседней Фландрии художники осваивали другую разновидность натюрморта – «Снедь» На больших холстах они изображали горы дичи, рыбы, фруктов, отчего картины напоминали витрину продовольственной лавки.
Русским художникам пришлись по душе фламандские натюрморты, которые украшали залы Эрмитажа – императорского музея в Петербурге. И русские художники стали учиться у фламандских, подражать им и сочинять такие же большие и красочные картины.
Свои натюрморты русские живописцы на самом деле сочиняли, а не писали с натуры. Посмотрите на картину Легашова «Фрукты». Здесь прямо на земле, под старым берёзовым пнём лежат целые груды плодов и ягод – персики и виноград, яблоки и груши, апельсины и сливы. Слева красуется большая тыква. Тут же мы видим цветущий розовый куст, растущие грибы, ветви деревьев обвивает плющ. Конечно это фантазия! Художник создающий натюрморт, похож на сказочника, только он сочиняет сказку не про людей, а про цветы и плоды.
Очень любили натюрморты художники импрессионисты Франции. Они рисовали не в мастерских, а прямо на улицах Парижа, добиваясь на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета.
Таким образом сложилось два типа натюрморта:
1.Натюрморт, в котором вещи говорят о своём хозяине (его привычке, характере, профессии)
2. Натюрморт, в котором вещи говорят прежде всего сами о себе, своих качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета.
Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средств выразительности, индивидуальную манеру творчества художников.
Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам. Но для работы с детьми это представляется важным. Выделим следующие виды натюрмортов:
- однопорядковый – изображены объекты и предметы одного вида (только овощи, фрукты, цветы)
- Смешанный - представлены разнообразные объекты и предметы
- сюжетный – изображены разнообразные объекты и предметы объединённые сюжетным замыслом. К сюжетным можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.
Приобщая детей к художественной культуре общества, знакомя их с натюрмортом как одним из жанров живописи, мы должны учитывать подчинённость интеллекта ребёнка его эмоциональным интересам. Именно эмоциональная отзывчивость открывает ребёнку доступ к пониманию смысла художественного образа, идеи произведения. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах. Поэтому так велика роль взрослого, который своими вопросами обращает внимание детей на средства выразительности натюрморта, учит целенаправленно рассматривать художественную картину, видеть, каким образом с помощью рисунка, цвета, композиции художник передаёт своё настроение, отношение к тому, что изображает.
Знакомить детей с натюрмортом можно начиная уже с младшего дошкольного возраста (4-й год жизни). Отбор художественных картин и содержание бесед о них должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Процесс ознакомления детей с живописью требует то педагогов и родителей большого терпения, неспешности, такта, мастерства и собственного эмоционально – положительного отношения к рассматриваемым произведениям искусства. Следует помнить, что для рассматривания с детьми репродукции художественной картины и беседы о ней необходимо выбрать подходящее время, отключиться от всех бытовых забот создать установку на восприятие произведения искусства, вызвать у детей эмоциональный интерес и соответствующий настрой. Не нужно спешить и рассматривать за «один присест» все произведения сразу. Делайте это постепенно. Предлагая очередную репродукцию, сначала предоставьте малышам самостоятельно рассмотреть её, полюбоваться. Проявите интерес к тому, понравилась ли она им и чем понравилась. Затем начинайте беседу – диалог. Уважительно отнеситесь к чувствам каждого ребёнка; выскажите доброжелательность, радость, если малышу удалось увидеть в картине что – то особенное. В свою очередь расскажите, что порадовало или удивило вас. После рассматривания репродукции поставьте её на видное место, при всяком удобном случае обращайтесь к ней ещё и ещё, каждый раз отмечая и находя что – то новое.
Дети 5-7 лет рисуют натюрморты цветными карандашами, фломастерами, красками. Для изображения вазы или кувшина иногда удобнее использовать силуэты, вырезанные из цветной бумаги. В этой вазе ребёнок рисует красками букет цветов, рядом располагает фрукты и овощи. Такие натюрморты особенно интересны ребёнку тем, что в них сочетается техника коллажа и живописи.
Перед тем, как рисовать натюрморт, можно предложить ребёнку оглядеться вокруг и выбрать те предметы, или растения, из которых можно его составить; спросить у него, почему он выбрал именно эти предметы.
Взрослые могут поставить в кувшин или вазу цветы и предложить ребёнку их рассмотреть, полюбоваться красотой лепестков, листьев.
Попробуйте выполнить следующее задание. Пусть ребёнок возьмёт два яблока и банан. Желательно чтобы яблоки были разного цвета (зелёного и красного), тогда в сочетании с жёлтым бананом они создадут яркую по цвету композицию. Предложите ребёнку сначала полюбоваться натюрмортом, а затем гуашевыми красками нарисовать эту композицию на альбомном листе. Если широкими мазками заполнить всё пространство листа, на цветном фоне получиться красивый натюрморт.
В зависимости от времени года содержание натюрморта меняется и дети находят новые сюжеты для своих картин.
Ознакомление детей с натюрмортом помогает развитию эстетических чувств, образной речи, о чём говорит появление ярких ассоциаций, метафор, сравнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтотакое грипп и как не заболеть
Познавательная программа для старших групп. Основана на советах по профилактике гриппа и знаний ЗОЖ, игровом массаже, гимнастике, инсценировке стиха и игровых эстафет....
Конспект комплексного занятия по изодеятельности в старшей группе "Ах,натюрморт,натюрморт!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6189812","at...
Конспект занятия в старшей группе детского сада (возраст детей 5-6 лет). «Ах,натюрморт,натюрморт!»
Данный конспект представлен для пед. работников дошкольных учреждений. Главная цель занятия: Вызвать у детей интерес к натюрморту, формировать эстетические суждения и оценки, учить использовать искусс...
Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему «Живой натюрморт» (с использованием авторского дидактического мультимедийного пособия «Загадки натюрмортов»)
Конспект интегрированного занятия по рисованию, где дети на основе интересных и разнообразных игровых заданий учатся внимательнее рассматрива картины и сами придумывают вариант натюрморта по мотивам к...
«Рассказ о натюрморте и составление своего натюрморта»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19334229","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"399","width":"480"}}]]...
«Ах, натюрморт, ах, натюрморт!».
Закрепить у детей представления о том, что такое натюрморт, об особенностях средств выразительности, учить детей понимать эстетическую ценность натюрморта, видеть красоту сочетания форм и цвета, актив...
«Художественно – творческая деятельность» (синтез искусств) Тема: «Осенний натюрморт» 14.09.23 Васильева Татьяна Юрьевна Цель: создание социальной ситуации развития посредством восприятия натюрморта
laquo;Художественно – творческая деятельность» (синтез искусств)Тема: «Осенний натюрморт» 14.09.23Васильева Татьяна ЮрьевнаЦель: создание социальной ситуации развития посредст...