Использование современных методик развития зрительного восприятия на коррекционных занятиях тифлопедагога
статья на тему

Романова Ольга Валерьевна

 

В статье проведен краткий анализ офтальмологической тифлопедагогической литературы по теме "Использование современных методик развития зрительного восприятия на коррекционных занятиях тифлопедагога", описана практическая деятельность педагога в зависимости от этапа лечения, раскрыт основной психолого-педагогический метод, на котором построена  коррекционная работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_metodik_razvitiya_zritelnogo.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 17

компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

195030, Санкт-Петербург, пр.Наставников, д. 41, к. 4                  тел./факс 520 -18-25


Использование современных методик развития

зрительного восприятия

на коррекционных занятиях тифлопедагога

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) – О. В. Романова

Санкт-Петербург

2012 год

Использование современных методик развития

зрительного восприятия

на коррекционных занятиях тифлопедагога

Современная тифлопсихология, тифлопедагогика и офтальмология

определили некоторые пути, средства и задачи совместного комплексного медико-педагогического воздействия на детей с амблиопией и косоглазием по восстановлению их зрительных функций и развития зрительного восприятия (Э. С. Аветисов, М. И. Земцова, Л.А. Григорян и др.). Офтальмологами и тифлопедагогами разработана система коррекционно-педагогических воздействий, которые осуществляются параллельно с
медицинскими воздействиями, а, иногда, и опережают их в процессе предаппаратной подготовки, развивая зрительное восприятие у детей сложных объектов и изображений. Такой подход к восстановлению зрения у детей с амблиопией и косоглазием необходим для последующих занятий на офтальмологической аппаратуре. Так, лечение косоглазия в специализированном детском саду проводится ортоптическими методами, предполагающими применения специальной аппаратуры и с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических упражнений. Как и в случае с амблиопией, лечение тем эффективнее, чем более в ранние сроки начато. Однако, использование традиционных методов в младшем дошкольном возрасте наталкивается на определенные трудности: требования, которые предъявляет ребенку работа на лечебной аппаратуре, нередко опережают его развитие, а навыки и умения малыша, сформированные к данному моменту, оказываются недостаточными. Именно поэтому, до недавнего времени, лечение ортоптическими методами младших дошкольников не практиковалось.

Между тем, офтальмологи считают, что время, требуемое на коррекцию амблиопии, можно использовать и для подготовки к лечению косоглазия с помощью офтальмологической аппаратуры.

Подготовительная работа проводится тифлопедагогами и предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, навыков обобщения и выделения, т.е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей.

Все это - задачи коррекционно-педагогического характера, поэтому
методика подготовки к
 аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогом совместно с врачом-офтальмологом. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой, извлекать из последней — лечебный эффект.

Л. А. Григорян предлагает на занятиях тифлопедагога упражнения для
тренировки зрительного внимания, без которого невозможно лечение на
офтальмологической аппаратуре: дети рассматривают сначала крупные изображения предметов, опознавательные признаки которых, выражены с оптимально возможной четкостью. Постепенно они сменяются картинками с менее резко обозначенными деталями. По мере того, как малыши овладевают умениями разбираться в них, им предъявляются картинки с мягкими переходами, без подчеркнутых деталей. В целях развития зрительных функций ребёнка применяется прием поэтапного формирования подражательных действий.

Л. А. Григорян предлагает упражнение, в ходе которого, тифлопедагог демонстрирует какой-либо предмет, держа и разглядывая его на расстоянии вытянутой руки. Затем он постепенно приближает этот предмет к глазам и вновь возвращает в исходное положение, не спуская с него взгляда. Затем тифлопедагог предлагает проделать тоже самое ребёнку, добиваясь, чтобы его взор неотрывно следил за перемещаемым предметом. Это занятие проводится индивидуально с каждым из детей, зрение которых
характеризуется
нарушенной конвергенцией.

Также на коррекционных занятиях тифлопедагог формирует и развивает у детей способность самостоятельно воспроизводить виденное раньше, умение выделять частности из целого, и напротив, синтезировать их. Иначе говоря, в процессе предаппаратной подготовки удается сформировать и в некоторой степени развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения — способность, наличие которой является необходимым условием последующих занятий на офтальмологической аппаратуре.

Офтальмологические и коррекционно-педагогические  задачи решаются, таким образом, в едином приеме.

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с плеоптическими, ортоптическими и стереоптическими этапами лечения. Е. С. Незнамова совместно с офтальмологами разработала систему работы по восстановлению зрения
педагогическими средствами, формируя
цветовое восприятие у ребенка. (Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. /Сборник научных трудов.— Л., 1981)

Так, если медицинские плеоптические мероприятия направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии и всевозможных раздражений колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями, то коррекционно-педагогическая работа в плеоптическом периоде ставит основной задачей формирование зрительного восприятия посредством раздражений цветом амблиопичного глаза ребёнка, а также представлений, умений, навыков, определяемых программой по развитию зрительного восприятия.

Коррекционно-педагогическая деятельность в периоде плеоптического
лечения, как и на других этапах, предполагает строгий дифференцированный
подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия формы,   величины и т.д., а так же разный уровень психического развития ребенка.

Развитие цветового восприятия  путём растормаживания колбочкового аппарата проводится различными методами. Очень эффективным оказывается метод использования цветных фильтров. Для детей с тяжёлыми формами амблиопии используется черно-белая
наглядность в силуэтном и контурном изображении, восприятие которой
обеспечивается тифлопедагогом через красный фильтр. На последующих
этапах восприятия формы, величины, пространственных отношений и т.д.
используется оранжевый и жёлтый фильтры. Контурное изображение
становится тоньше, расстояние между объектами уменьшается, т.к. при этом
параллельно идет преодоление детьми трудностей раздельного видения.

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога на этапах
ортоптического и стереоптического лечения заключается в формировании
тех способов зрительного восприятия, которые
стимулируют центральные
ямки обоих глаз
к совместной деятельности, являющейся основой для плоскостного и стереоскопического бинокулярного зрения.

Существует ряд нестереоскопических вторичных факторов, с помощью
которых человек может судить о пространственных соотношениях и одним
глазом. К таким факторам относится линейная и воздушная перспектива,
пересечения контуров, изменение видимых размеров предмета, образование
тени и распределение светотеней на поверхности предметов, нюансы окраски
и т.д. Формирование этих вторичных, нестереоскопических факторов
восприятия пространства на эмпирической основе необходимо как подготовительный этап, потому что способность человека воспринимать пространственные соотношения — схожая психофизическая и мыслительная функция.  Программой дошкольного воспитания требуются работа с сюжетными многоплановыми картинками. Мыслительная деятельность детей с амблиопией и косоглазием не может ждать, когда функция обеспечит бинокулярное восприятие всех объектов картины, поэтому на первых порах
работы с детьми, страдающими тяжелой степенью амблиопии, выделяется контур объектов второго и третьего планов, для того, чтобы они были узнаны и включены в мыслительную деятельность. На последующих этапах линия выделения контура становится тоньше, а затем дети подводятся к восприятию объектов в естественных условиях.

На ортоптическом и стереоптическом этапах коррекционно-педагогической работы тифлопедагог активно опирается на полисенсорную основу восприятия объектов, особенно, зрительное восприятие в комплексе с осязательным.

Как уже отмечалось выше, для развития и активизации зрительных функций наряду с использованием различных медицинских средств рекомендуются различные дидактические игры и упражнения на тренировку зрения, что и проводит тифлопедагог, учитывая характер зрения каждого ребёнка и этап лечения, на котором он находится. До настоящего времени в практике бытует мнение, что необходимо проведение специальных фронтальных занятий с использованием индивидуальных заданий  для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода лечения. Однако Л. И. Плаксина считает, что проведение подобных занятий увеличивает и так большую нагрузку на детей, т.к. многим из них приходится заниматься у логопеда, тифлопедагога и т.д. Поэтому  Л. И. Плаксина говорит о том, что проведение специальных фронатальных занятий по развитию и активизации зрения нецелесообразно, при этом, не исключая индивидуальных занятий с отдельными детьми в свободное время. Организация не фронтальных занятий сложна для педагога тем, что для каждого ребёнка следует учитывать период лечения.

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи офтальмологои рекомендуют игры с разнообразными мозаиками, нанизываение бус, обводку по контуру и силуэту через кальку. В период ортоптического лечения по исправлению косоглазия и выработку фузии (т.е. видения обоими глазами) применяются упражнения на совмещения двух изображений, работа с различными вкладышами, составление из частей целого, игры с кеглями, мячами, шарами, в бильярд и др. Поэтому, в зависимости от состояния зрения и периода лечения для выполнения детьми заданий должны применяться индивидуальные методы обучения.

В начале занятий тифлопедагог проводит с детьми зрительную гимнастику, укрепляя наружные и внутренние (цинеарные) мышцы глаз.      Э. С. Аветисов рекомендует упражнения на развитие глазных мышц чередовать и сочетать с общеразвивающими дыхательными и корригирующими упражнениями. При выполнении почти каждого из них (особенно с движениями рук) можно делать и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете.

В середине занятия для всех детей тифлопедагог проводит физкультурную минутку, в задачу которой входит снятие зрительного напряжения и предоставление возможности отдыха глазам.

Таким образом, тифлопедагог на коррекционных занятиях, соблюдая офтальмологический подход, все его требования и рекомендации, также способствует восстановлению зрительных функций, которые в свою очередь способствуют развитию зрительного восприятия.

Основным методом в работе тифлопедагога является психолого-педагогический метод. На его основе строится вся коррекционная работа по развитию зрительного восприятия.

Психолого-педагогический метод выражается в опосредованном влиянии на развитие и стабилизацию зрительных функций через научение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него познавательную потребность воспринимать окружающее.

На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у
детей с нарушенным зрением тифлопедагог формирует:

  1. зрительные представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, учит их зрительно анализировать части предмета, видеть общее и отличное между предметами одного вида;

  1. представления о сенсорных эталонах и развивает на этой основе такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества, сравнение, соотношение и т.д.;

  1. потребность использования зрительных умений и навыков для управления причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;

  1. учит ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои зрительные функциональные возможности;

  1. учит детей использовать накопленный зрительный опыт при восприятии предметного мира большого, свободного пространства.

В своей работе тифлопедагог руководствуется программой для детей с

нарушением зрения Л. В. Рудаковой «Развитие зрительного восприятия и

знакомство с окружающим миром» и программой Л. И. Плаксиной по
развитию зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения.

Реализация программ по развитию зрительного восприятия направлена
не только на повышения уровня зрительного восприятия как отдельного
психического процесса, но и на обеспечение своевременного для каждого
возрастного периода развития предметных представлений, речи, мышления,
что достигается за счет правильного отбора и использования методов и
приемов педагогической деятельности. Это является важнейшим условием
предупреждения вторичных отклонений и развития компенсаторных
процессов в психической деятельности детей с нарушенным зрением в
дошкольные и школьные годы.

Таким образом, проанализировав офтальмологическую
тифлопедагогическую литературу, рассмотрев практическую деятельность
тифлопедагога, можно с уверенностью сказать, что комплексное
использование на коррекционных занятиях различных методик развития
зрительного восприятия действительно возможно и необходимо. На
сегодняшний момент это очень актуально, так как они дополняют друг друга,
способствуя более качественному изменению видения детей с
функциональными зрительными нарушениями.

  .

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. Материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции, СПб, 1999
  2. Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский, Основные методы развития восприятия у детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие (АПИ СССР, М.,: БН, 1990)
  3. Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян, Специальная физическая культура для слабовидящих, М., Советский спорт, 2000
  4. В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, М., гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
  5. М. И. Земцова, некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения, М., Просвещение, 1978
  6. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление/ сост. Н. И., М., 1998
  7. С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Дошкольная педагогика, М., Издательский центр академия, 2000
  8. В. Т. Кудрявцев В.Т., Инновационное дошкольное

образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание, М., 1993, № 11, с.64-70

  1. А. Г. Литвак, Психология слепых и слабовидящих,

СПб, 1998

  1. Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения / Под ред. А. М. Конратова, М., 1930
  2. Г.  В. Никулина, Л. В. Фомичева, Артюкевич, Дети с амблиопией и косоглазием, СПб, 1999
  3. Л. И. Плаксина, Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, Калуга, 1998
  4. Л. И. Плаксина, А. Н. Григорян, Содержание методико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения, М., 1998
  5. Л. В. Рудакова, К вопросу об изучении зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием // Вопросы обучения и воспитания
    слепых и слабовидящих, Л., 1982
  6.  Содержание диагностической и коррекционной работы в детском дошкольном учреждении /Под ред. Н. Я. Кушнир, М., 1996
  7. Л. В. Фомичева, Интеграция методов развития
  8. зрительного восприятия в работе тифлопедагога // Диагностика развития и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения, М., 1997
  9. Л. В. Фомичева, Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром // обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие, СПб, 1995
  10. Л. Хювяринен, Зрение у детей: нормальное и с нарушениями, СПб, XXI век, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...

конспект занятия тифлопедагога "Развитие зрительного восприятия многопланового изображения"

Данное занятием относится к одному из четырех направлений тифлопедагогической коррекции: «Развитие зрительного восприятия».Направление коррекции «развитие зрительного восприятия&raqu...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп.Методическое пособие для специалистов.Болдинова О.Г.Электронный ресурс.

Коррекционная педагогика.Министерство Просвещения Российской Федерации.Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования...

Развитие зрительного восприятия на логопедических занятиях.

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познаватель...