Конспект занятия для подготовки старших дошкольников к школе.
план-конспект урока (подготовительная группа)
Данное занятие из цикла занятий по подготовке старших дошкольников к школе. Они призваны обеспечить дошкольнику тот уровень познавательного и психологического развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем при обучении в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Портрет будущего первоклассника в контексте ФГТ.
Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Руссу Н.З.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Готовность ребенка к школьному обучению предполагает сформированность у него следующих интегративных качеств (качеств! а не ЗУНов: знаний, умений, навыков):
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
В пособии В. Л. Шарохиной представлены конспекты занятий-тренингов с детьми подготовительной группы. Такая форма работы поможет специалистам реализовать следующие задачи:
- оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка;
- оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения;
- оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;
- оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление;
- оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки;
- помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе;
Цикл наших занятий призван обеспечить дошкольнику тот уровень познавательного и психологического развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе.
Цикл занятий – тренингов для детей подготовительных групп ДОУ
«Психологическая подготовка детей к школе» ( по В. Л. Шарохиной).
Конспект занятия № 3.
Необходимый материал:
- Мягкая игрушка;
- карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд - 2»,
«Выбери нужного человечка»;
- простые и цветные карандаши;
- предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли;
- красные, желтые, зеленые и синие смайлики.
- Презентация урока, ноутбук, экран или ЖК – телевизор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Встреча
Дети садятся в круг на ковер.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы вновь отправимся с вами в школу и на
пол часа превратимся в первоклассников. Закрываем глаза.
Представьте себе, что наступило утро. Ваша мама ласково разбудила вас. Вы надели свою школьную форму, взяли красивый портфель и побежали в школу. На улице светит солнце, у вас хорошее настроение. По дороге вы встречаете своих друзей и одноклассников. Вот вы подошли к школе, поднимаетесь по ступенькам и открываете дверь. Звенит школьный звонок, вы входите в класс и готовитесь к уроку.
Дети открывают глаза.
Разминка (психолог бросает по очереди детям мяч и задает им вопросы, дети отвечают и мяч возвращают психологу).
Дети отвечают на вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какое сегодня число?
- А какой день недели?
- Какие дни - соседи среды? Соседи пятницы? Субботы?
- Какой ваш любимый день недели? Почему?
- А какая сейчас часть суток?
- Итак, сейчас весна. Май - какой месяц весны? Подберите для мая красивые слова: теплый, ласковый, дождливый, щедрый, любимый.
Дети садятся за столы. (Девочки занимают свои места, затем мальчики).
Упражнение «Найди 7 отличий»
Психолог раздает карточки к упражнению. Ребята предлагаю вам сравнить картинки (левую и правую) и найти между ними отличия их всего 7. Отличия мы отмечаем цветными карандашами на правой и левой картинках.
(Картинки с отличиями ребята видят и на экране. После нахождения и проверки детьми каждого отличия, данные фиксируются на экране.)
Упражнение – пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
Ребята, к нам на урок пришел помощник «Волшебный экран». Он будет помогать нам, выполнять разные упражнения. Сейчас мы вместе с экраном выполним зарядку для наших пальчиков.
(Дети выполняют зарядку, а на экране появляется презентация для пальчиков).
Упражнение «Продолжи ряд - 2»
На столе каждого ребенка - простой карандаш и карточка к упражнению.
Психолог говорит:
- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки.
Дети самостоятельно выполняют задание, затем проводится проверочная работа с помощью «Волшебного экрана».
Упражнение «Пол, нос, потолок»
Дети встают из - за столов.
Психолог произносит слова и анимирует их движениями. Дети должны быть очень внимательны, и без ошибок выполнять задание. Психолог может путать детей: говорить одно слово, а движение показывать другое.
Упражнение «Выбери нужного человечка»
Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:
- Внимательно рассмотрите карточку. Определите, какого человечка нужно поселить в домик. Приведите стрелочку от его изображения к пустому окошку.
Упражнение помогает выполнить «Волшебный экран».
Упражнение «Зашифрованные слова»
Ребята садятся на ковер.
На экране появляются картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.
Дети называют их.
Психолог ставит вряд три картинки - роза, аист, кукла.
Детям предлагается определить в словах первые звуки, произнести их по порядку и назвать «зашифрованное» слово. (Рак.)
Затем дети сами «зашифровывают» слова: рот, рота, Рома, мак, ком, кот, крот.
Игра «Мгновенное построение»
Дети встают вокруг психолога следующим образом: несколько - впереди, несколько - сзади, справа и слева.
Психолог говорит:
- Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место - если стояли впереди меня - вновь оказаться передо мной ... и т.д.
Загадки о школе
Дети сидят на ковре.
На экране появляются озвученные загадки, ребята их отгадывают.
Упражнение «Оценка»
Психолог говорит:
- Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к моему столу. Какие по цвету вы видите смайлики? (Красные, желтые, зеленые, синие.)
Запоминайте:
красный смайлик - все получилось отлично;
желтый - все получилось хорошо;
зеленый - только часть задания выполнена так, как хотелось;
синий - не получилось так, как хотелось.
Подумайте и возьмите нужный смайлик.
Дети оценивают свою работу, психолог фиксирует выбор каждого ребенка.
Итог занятия
Дети садятся на ковер в круг.
Психолог говорит: Ребята, вот наш урок подошел к концу. Каждый из вас сегодня очень сильно старался. Вы все молодцы, вы самые прилежные ученики. А сейчас звенит звонок. Вы закрываете глазки. Вы собираете свои школьные принадлежности в портфель. Прощаетесь со своими друзьями и одноклассниками и выходите из класса. Вы весело спускаетесь по ступенькам и выходите на улицу. Там по-прежнему светит солнце, щебечут птички. Вы спешите домой, чтобы поделиться своими впечатлениями с родными. Открываем глаза, и теперь мы снова пока еще дошкольники. Спасибо большое ребята за урок. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс занятии по подготовке старших дошкольников к обучению в школе
Специальный курс "Подготовка детей к обучению в школе" Для ребенка приход в школу – это своеобразное оформление на должность. И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выст...
Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".
Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...
Статья по теме: "Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе" (из опыта работы воспитателя)
Опыт работы воспитателя по подготовке старших дошкольников к дальнейшему обучению в школе....
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 1)
Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 1)...
Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 2)
Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 2)...
Использование современных интерактивных средств при подготовке старших дошкольников к школе.
Выступление на тему: "Использование современных интерактивных средств при подготовке старших дошкольников к школе."...