Игровые приемы
статья на тему
Игровые приемы в изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_igrovyh_priemov_v_rukovodstve_detskoy_izobrazitelnoy_deyatelnostyu.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Место игровых приемов в руководстве детской изобразительной деятельностью. Особенности их использования в разных возрастных группах.
План:
- О значении и необходимости использования игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности.
- О видах игровых приемов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
- О методике применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.
- О значении и необходимости использования игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности.
Необходимость использования игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются играя доказали великие педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и другие. Исследования под руководством А.Н Леонтьева, А.В. Запорожца показали, что психические процессы, такие как ощущение, восприятие, память, воображение, мышление протекают наиболее успешно в игре – ведущей деятельности ребенка.
Игровой метод обучения составляют игровые приемы. Специфика игровых приемов в изобразительной деятельности заключается в том, что они
- Должны быть направлены на решение дидактических задач;
- И в то же время похожи на настоящую игру.
В отличии от свободной игры, игру на занятии предлагает педагог, т.е. ставится игровая задача. Например: «Построим Мишке домик», «Слепим угощение кукле».
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, т.е. происходит развитие игрового замысла. Иногда педагог ставит игровую задачу и забывает о ней, т.е. игра не состоялась т.к. нет игровых действий. Это один из признаков игровых приемов обучения.
Например: «лодочки с кривыми парусами могут перевернуться. Зайки туда не сядут». «Плохо скрепленные части самолета не позволят ему сесть на аэродром»
В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация «как будто».
Например: Зажжем огоньки в домах, на елке – примакивание кистью.
Вывод: Игровые приемы это способ совместного (воспитателя и ребенка) развития сюжетного игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленных на обучение детей и их развитие.
Игровой прием - игровой замысел + постановка игровых задач + игровые действия = результат (обучение и развитие ребенка).
Требования, предъявляемые к отбору игровых приемов:
- Содержание игровых действий должно соответствовать логике и смыслу реальной жизни (подсыпь снежку, иначе санки не покатятся);
- Ребенок должен войти в образ;
- Необходимо представлять логику игры, возможное усложнение игровых действий;
- Эмоциональная реакция самого воспитателя, его заинтересованный переход от игры к обучению;
- Игровые действия должны быть подчинены дидактическим задачам.
- О видах игровых приемов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
Все игровые приемы условно можно разделить на 2 группы:
1-я группа – сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр.
Используемые игровые приемы:
А) Обыгрывание предметов, игрушек, природного и изобразительного материала и оборудования (например: кисточка «Танцует», с ней можно разговаривать, она волшебная). Применяя это прием учитывать возраст и интерес детей. Усложняем от группы к группе. Например: Приехал Незнайка. Он слышал о красоте нашего города. Как познакомить его с архитектурой города? Нарисовать, потом рассказать по рисунку (дети 6-7 лет). С помощью данного приема:
- Формируем замысел будущего рисунка;
- Обыгрывание игрушек помогает привлечь внимание к изображаемой теме;
- Заинтересовываем предстоящей работой.
Б) Обыгрывание изображения в конце занятия.
Например: мл. гр. Что делает зайчик? (прыгает, скачет и т.д.)
Птичка? (клюет, летает и т.п.)
Ст.гр.: рисование «Парк» пройдем по парку, Трава не густая, наверно ее плохо поливали, дорисуй траву (полей).
Вывод: С помощью игровых действий выявляем достоинства и слабые стороны рисунка.
В) Обыгрывание незаконченного изображения.
Направлен на руководство процессом изображения. Например:
Девочка замерзнет без шапки…
Пальто без пуговиц – неудобно…
Лицо без глаз – не видно…
2-я группа: С ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль строителя, художника, продавца, волшебника и т.д.
Например: подг.гр. – нарисовать афишу к сказкам, пригласительные билеты и т.д.
«Покупатели» должны описать покупку (лепка овощей, фруктов и т.п.)
«Художник» рисует эскиз посуды, мебели и т.д. Продумывание образа.
- О методике применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.
Все занятия по обучению детей изобразительной деятельности условно можно подразделить на 3 типа:
- По сообщению новых знаний;
- Направленные на упражнение в применении ЗУН.
- Творческие занятия.
Игровые приемы используются во всех типах занятий и зависят от поставленных задач.
Вводная часть:
Игровые приемы помогают формировать замысел будущего рисунка, лепки, аппликации.
Важно предложить действенный мотив изодеятельности (рисунок в подарок).
Важно, что бы дети приняли участие в игровой ситуации, вызвать у них сопереживание. Например: Машеньке очень хочется сходить в лес за елочкой, но у нее нет шубки. Давайте нарисуем Машеньку в теплой шубке.
Дети должны знать, что будет если они не выполнят поставленную задачу: Маша не пойдет в лес и встретит грустно Новый год.
Игровые приемы можно применять при восприятии и обследовании изображаемого предмета – прием обыгрывания игрушки. Предполагается активность детей: в процессе беседы используется анализ и синтез обследования, сравнение и обобщение.
Например: рисование «Утята и цыплята». В травке гуляют утята и цыплята. Прилетел воробей и говорит: «Ой какие похожие братишки»
«Мы не братишки, мы совсем не похожи. Мы утята и цыплята». Ворбей спрашивает у детей «Как вы их различаете?». Дети с помощью воспитателя рассказывают.
В процессе рассматривания идет процесс обследования. К показу можно привлекать детей.
Основная часть: осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Все задачи решаются в индивидуальном порядке:
- Обыгрывание рисунков
- Совет, указание, похвала от имени игрового персонажа.
Почему в твой автобус боятся пассажиры садится? Колеса разные, боятся аварии. Надо починить.
Игровые приемы помогают достичь конечную цель. Дети раскрепощаются, смелее работают на занятии.
Заключительная часть: воспитатель старается «оживить» образ – обыгрывание готовой работы.
Цель: выявить достоинства и слабые стороны в детском творчестве, а также пути устранения недостатков. «Дети, давайте постоим и посмотрим, чем заняты воробьи? Ой, какой неуклюжий. Почему? А этот нахохлился, почему?»
Вывод: игровые приемы в сочетании с другими методами обучения оказывают благотворное влияние на развитие детской личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, зстетическо-нравственное воспитание детей, повышают интерес к изобразительной деятельности, стимулирует самостоятельность в выборе решений. У детей проявляется смелость уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки открытых мероприятий из опыта работы "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов и нестандартного оборудования".
Так как я имею опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего возраста с использованием игровых приёмов и нестандартного оборудования», то хочу поделиться им с коллегами. Вашему вниманию я п...
Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах
Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах очень важны для детей с ОНР....
Игры, игровые приемы и компьютерные технологии
Описан опыт внедрения в практику работы различные игровые приемы, которые поддержали бы интерес у детей к логопедическим занятиям , а также повысили эффективность коррекционного процесса....
Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью детей
Раскрываются игровые приемы, которые педагог может использовать на занятиях по ИЗО, для развития у детей творческих способностей....
Игровые приемы постановки звуков.
С помощью этого пособия в занимательной и игровой форме можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускорит процесс автоматизации....
игровые приемы
игровые приемы для использования на занятиях и вне занятий....
Игровые приемы на уроках обучения грамоте.
Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества....