Комплекс игр и упражнений для развития мышления
картотека по коррекционной педагогике
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_igr_i_uprazhneniy_dlya_razvitiya_myshleniya.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №23 «Ладушки» корпус №1
Подготовил – учитель-дефектолог Ковкрак Н.А.
Комплекс игр и упражнений для развития мышления
Упражнение № 1.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов. Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину.
Щетка | Иголка | ||
Грабли | Нож | ||
Гвоздь | Миксер | ||
Банка | Мясорубка | ||
Лопата | Лейка | ||
Лифт | Холодильник | ||
Ракетка | Тачка | ||
Весло |
Упражнение № 2.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: Цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег
Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка
Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка
Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое
Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантель.
Упражнение №3 «Назови одним словом»
Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.
Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
Кисель — кефир — сок — чай (напитки)
Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка
Муравейник — нора — логово — берлога.
Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл
Глина — шерсть — дерево — пластмасса
Двойка — тройка — пятёрка — единица
Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха
Салат — каша — борщ — запеканка
Топор — лопата — пила — отвёртка
Серьги — браслет — цепочка — кулон
Храбрость — доброта — трудолюбие — честность
Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло
Клюв — перья — крылья — коготки
Есть — спать — учиться — гулять
Упражнение №4
Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы).
Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий.
Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)?
Упражнение №5.
Цель: развитие воображения, мышления. Задание: рассказать, во что превратится
Стул без спинки_________________________
Чашки без ручки ________________________
Мороженое без холодильника _____________
Всадник без лошади _____________________
Дерево без веток ________________________
Стол без ножек__________________________
Ливан без спинки ________________________
Самолёт без крыльев_____________________
Книга без страниц _______________________
Снеговик без холода______________________
Кофта без рукавов________________________
Кепка без козырька _______________________
Окно без стекол__________________________
Упражнение № 6. «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.
Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.
Упражнение № 7.
Цель: развитие мышления, внимания.
Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.
Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
Помнить – | Встречать – |
Храбрость - | Открывать – |
Тупой (нож) – | Ругаться – |
Высокий – | Широкий – |
Знаменитый – | Мягкий – |
Мелкий – | Легко – |
Подниматься – | Темно – |
Молчать – | Грязно – |
Толстый – | Полный (стакан) – |
Гладкий – |
Упражнение №8.
Цель: развитие операции анализа, синтеза.
Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение, Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода).
Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит ______________________________.
Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит ______________________
Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит _______________.
Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит _______.
Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит _____.
Упражнение №9. Игра «Главное и второстепенное»
Цель: развитие операций анализа.
Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.
Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит, что это цыпленок.
Упражнение №10.
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
Запиши обобщающее слово:
окунь, карась-…
трава, дерево-…
крот, мышка-…
пчела, жук-…
чашка, тарелка-…
ботинки, туфли-…
Что здесь лишнее? Почему?
таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
лиса, заяц, медведь, пчела;
машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната
Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у ...
Компьютерный комплекс игр и упражнений для развития пространственного мышления (мимио)
Реализация комплекса происходит в несколько этапов. На первом этапе ребенок обучается условным обозначениям с помощью игры «Морской бой». Дети легко усваивают правила и обучение происходит...
Комплекс игр и упражнений для развития логического мышления у старших дошкольников
Комплекс игр и упражнений для развития логического мышления у старших дошкольниковГодунова Ирина Юрьевна, воспитатель МДОУ д/с №124 г. Саратов«Назови одним словом»Пед...
Комплекс игр и упражнений для развития мышления
По мнению психологов и педагогов, приоритетным направлением в подготовке к школе является развитие мышления детей. Выполняя задания и упражнения, ребёно...
Комплекс игр и упражнений на развитие мышления
Комплекс игр на развитие мышления....
Комплекс игр и упражнений для развития мышления
Игры на развитие логического мышления 1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначе...