Педагогические приемы развития наглядно-действенного мышления.
статья (младшая группа) по теме

Тюляндина Юлия Александровна

Игры для развития наглядно-действенного мышления детей от года до трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_priemy_razvitiya_naglyadno.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приемы развития наглядно-действенного           мышления.

    Традиционно в отечественной психологии под ранним возрастом понимается стадия развития ребенка от 1 года до 3-х лет. Именно так определял временные границы раннего возраста Д. Б. Эльконин , приняв за рубежные моменты кризисы одного года и трех лет. Он также выделил общие критерии рассмотрения каждого психологического возраста в рамках предложенной им периодизации. К ним относятся:

социальная ситуация развития как общественная система отношений, в которую вступает ребенок, и его ориентирования в ней;

ведущий вид деятельности ребенка в определенный период развития;

основные новообразования каждого периода и переломные точки кривой развития — кризисы.

    В раннем возрасте социальную ситуацию развития можно обозначить как взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета, так как в этом процессе ребенок с помощью взрослого усваивает общепринятые способы употребления предмета  т. е. здесь происходит формирование деятельности предметного общения, ведущей для данного возраста. Интериоризация ребенком предметных действий ведет за собой расширение самостоятельности и появление основного новообразования раннего возраста — категории «Я сам». В результате ведущий характер приобретает игровая деятельность.

     Все эти критерии, безусловно, учитываются в проводимой нами работе с детьми раннего возраста.  Д. Б. Эльконин  подчеркивал важную роль игрушки в овладении ребенком предметным действием, когда малыш самостоятельно находит способ ее употребления, так как не существует закрепленного за какой-либо игрушкой конкретного способа манипуляций с ней. В такой ситуации ребенок сам переносит способ действия взрослого с реальными предметами на игрушку посредством наблюдения за взрослым и, как результат, начинает

отождествлять себя с взрослым, выделяется категория «Я».

   К 2-м годам уже достаточно сформированы игровые действия, и начинает формироваться игровая деятельность, вследствие чего игровые методы работы приобретают актуальность и эффективность.

 Важным условием развития мышления, является постановка перед ребенком посильных познавательных задач, для решения которых ребенку необходимо уметь отбирать из своего умственного багажа нужные знания. Без опоры на знания не может быть решения задачи, а следовательно и не будет мыслительной деятельности.

  Задания для педагогической работы с детьми раннего возраста подробно описываются  Т.В. Николаевой, И.И. Мамайчук, М.Н. Ильиной.

   Уровень овладения сенсорными эталонами включает в себя практическое ориентирование ребенка в форме, величине, цвете предметов — знание, называние, соотнесение геометрических форм, фигур, цветов, дифференциация величин предметов. Работа  в данном случае требует непосредственного взаимодействия ребенка с педагогом, которое осуществляет в предметно-игровой деятельности. Также здесь необходимы специальные материалы, по поводу которых происходит это взаимодействие. Инструкции к игровым заданиям даются : педагогом с учетом возможностей ребенка — сначала в

словесной форме, при усложнении или в случае неусвоения ребенком инструкции слова сопровождаются показом взрослого. Используются действия ребенка по подражанию, совместные со взрослым действия, после которых ребенку предлагается выполнить их самостоятельно.

 Для овладения ребенка сенсорными эталонами можно применять разнообразные материалы. Главными их характеристиками должны быть форма, величина и цвет. Основными стимульными материалами в нашей работе являются:

деревянная доска с прорезями различной геометрической формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, полукруг, многоугольник — до 10) и соответствующие прорезям плоские геометрические фигуры (доска Сегена);

сделанный из дерева или пластмассы контейнер (в форме куба,

параллелепипеда) с двенадцатью прорезями различной геометрической формы (аналогично предыдущему заданию) и соответствующие по форме прорезям объемные геометрические фигуры;

пирамидка с разными по величине разноцветными кольцами (до 5 штук);

большие и маленькие кубики и шарики основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

деревянные или пластмассовые столбики с нанизывающимися на них основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) четырех основных цветов;

пластмассовые стаканчики разного размера и цвета, вставляющиеся друг в друга.

 Для  развития целостного образа предмета предполагает не только узнавание конкретного предмета в быту и на картинке, но и способность к синтезу этого предмета из различных его частей (опираясь на целую картинку или на ее мысленное представление). В качестве материала для работы используются:

разрезанные на несколько частей предметные картинки (вертикально на 2-3 части, горизонтально на 4 части);

кубики с изображением частей знакомых ребенку предметов (например, животных — 4 штуки);

несложные мягкие пазлы с изображением знакомых ребенку предметов.

   Для развития крупной моторики используются различные препятствия, которые ребенок должен перешагнуть, обойти, пролезть и т. п. для того, чтобы, например, принести взрослому определенную игрушку. Применяются манипуляции с мячом средних размеров (кинуть, поймать), прыжки на двух и на одной ноге.

  Для  развития мелкой моторики используются разнообразные мелкие предметы (шарики, бусы, мозаика, кубики и т. п.), с которыми ребенок совершает набор действий: например, складывает шарики в банку и закрывает ее, нанизывает бусины на шнурок, строит башню, захватывает мелкие элементы мозаики и вставляет их в отверстия на доске. Также  изобразительная деятельность, которая является не только индикатором развития мелкой моторики ребенка, но также помогает выявить предпосылки к предметному рисунку (возможность ребенка передать сформированные у него образы предметов вовне, на плоскость — своеобразная обратная связь с предметным миром). Кроме того в изобразительной деятельности можно выявить предрасположенность, ребенка к право - или леворукости.

  Дети по речевой инструкции или по образцу рисуют дождик (вертикальные   штрихи), дорожку (горизонтальная линия), ниточки воздушных шариков (вертикальная линия), мяч (круг), солнышко с  лучиками в разных направлениях, дом (прямоугольник, треугольник) и т. п.

   Также предлагаются задания по конструированию здесь применяется набор деревянного или пластмассового строительного материала, сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (животные, человечки, машинки и т. д.), палочки (можно счетные). С помощью строительного материала ребенку предлагается построить дорожку, башню, поезд, стол, лесенку, гараж, арку, мост, домик, кресло, забор; с помощью палочек выложить на столе простую плоскую фигуру (треугольник, квадрат, домик и т. п.). Для придания постройкам сюжетного характера используются игрушки. Маленькому ребенку дается наглядный образец постройки.  Если малыш не справляется с заданием конструирования по образцу самостоятельно, то он действует одновременно со взрослым, то есть подражая его действиям. В случае если и этот способ оказывается недоступным, педагог  выполняет постройку сам с помощью ребенка, а затем просит ребенка повторить ее уже самостоятельно.

 Наглядно-действенная методика позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушениями зрения. В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. Представленные дидактические игры способствуют развитию зрительного и тактильного внимания. У слабовидящих,  детей зрительное внимание развито плохо вследствие значительного снижения

чувствительности к яркости, цвету, контрастам. Дефицит внимания отчетливо проявляется в ситуациях, требующих его высокого уровня, имеющих ограничение во времени, а также при решении задач, связанных со зрительным перцептивным поиском.

  Таким образом основными педагогическими приемами наглядно-действенного  мышления в период раннего детства выступает:

-организация взрослым взаимодействий ребенка с предметным миром;

-предметное общение взрослого с ребенком, а особенно в условиях предметно дидактической игры;

-развитие восприятия и целостного образа предмета;

-обогащение и расширение опыта предметно- практической деятельности, предметно- орудийной деятельности, умении и навыками конструированию;

-формирование сенсорных эталонов;

- формирование особых практических действий направленных на преобразование  предметов с целью их более глубокого познания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сказка в развитии наглядно - действенного мышления младших дошкольников".

Презентация представляет собой мини - картотеку игр для развития наглюдно - действенного мышления младших дошкольников на основе сказочного материала....

Развитие наглядно-действенного мышления у детей среднего дошкольного возраста

Развитие наглядно-действенного мышления у детейсреднего дошкольного возраста...

Контрольная работа по дисциплине психологии Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста»

Контрольная работапо дисциплине психологииТема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста» ПланВведение………………………………………………………………………...31. Понятие о мышлении……………………………...

Развитие наглядно-действенного мышления дошкольников

Развитие наглядно-действенного мышления дошкольников...

Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста

В настоящее время  особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления....