Развитие наглядно-действенного мышления у детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему
Развитие наглядно-действенного мышления у детей
среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_naglyadno-deystvennogo_myshleniya.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие наглядно-действенного мышления
у детей дошкольного возраста
Новокрещенова С.И., педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №119», г. Воронежа
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.
Мышление - это психический процесс получения знания о свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления является слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.
Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные операции возникают у него в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находится в тесном единстве. Первые проблески детского мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется наглядно – действенной и способствует формированию других, более сложных форм наглядно – образного и словесно – логического мышления.
Важность изучения и развития наглядно-действенного мышления, по мнению Н.Н. Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.
Наглядно-действенное мышление является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем дошкольном возрасте.
Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками.
Подлинное наглядно-действенное мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Уже в раннем возрасте ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты, разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы: из чего состоит, как сделан и т.п.
В психологии отмечено, что умственное развитие ребенка - результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении.
На психическое развитие в значительной мере влияет овладение ребенком предметными действиями, и оно выступает мощным фактором развития мышления. Практическое действие с предметом зачастую приводит ребенка к решению возникших в конкретной ситуации задач. В действии происходит естественное научение: воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, другие - нет. Опыт предшествующего действия отражается на следующем. Так мышление формируется в процессе решения предметных задач.
Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения с ножницами и бумагой. Также предлагаются задания по конструированию, здесь применяется набор деревянного или пластмассового строительного материала, сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (животные, человечки, машинки и т. д.), палочки (можно счетные) или спички. С помощью строительного материала ребенку предлагается построить дорожку, башню, поезд, стол, лесенку, гараж, арку, мост, домик, кресло, забор. Для придания постройкам сюжетного характера используются игрушки. Маленькому ребенку дается наглядный образец постройки. Если малыш не справляется с заданием конструирования по образцу самостоятельно, то он действует одновременно с взрослым, то есть, подражая его действиям. В случае если и этот способ оказывается недоступным, педагог выполняет постройку сам с помощью ребенка, а затем просит ребенка повторить ее уже самостоятельно. С помощью палочек выложить на столе простую плоскую фигуру (треугольник, квадрат, домик и т. п.) или выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, которые ребенок почерпнул в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка.
Однако для совершенствования наглядно – действенного мышления даже у нормально развивающихся детей необходима педагогическая организация деятельности, при которой успешно происходит обучение способом ориентировки в окружающем, обобщение опыта действия с предметами.
Система дидактических игр и упражнений, разнообразных поручений следует давать в порядке нарастающей сложности, что позволит познакомить детей со способами предметных действий, помочь осмыслить свою самостоятельную деятельность. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими обенностями развития. Упражнения направлены на развитие всех пси...
Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста
Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста...
«Развитие логики и мышления у детей дошкольного возраста»
Материал содержит планирование по месяцам и разбит на возраста (младший и старший дошкольный возраст), используются монтессори-материалы....
«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".
Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...
Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники
Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...
Развитие речи и мышление у детей дошкольного возраста
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста
Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отраж...