Художественная литература используемая в работе по экологическому воспитанию детей.Консультация для воспитателей
статья по теме
Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания- это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить , что рядом с ним находятся живые существа к которым относится и человек то есть он сам. Человеку так же нужны хорошие условия, чтобы он ( сам) себя нормально чувствовал и был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания в экологическом воспитании- необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с окружающим его животным и растительным миром, а так же вещами, не только потому, что затрачены материалы взятые из природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель должен накапливать, расширять и уточнять с дошкольниками- форму, цвет, размеры,запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы.
В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.
Особое место отводится работе с произведениями Чарушина. Большой любитель и знаток природы- писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов (« Про зайчат.», «Лисята», «Медвежата»....)У детей 4-5 лет преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и природе. Но уводя дошкольника от сказки сопоставляя её образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает обрести реалистические представления об окружающем мире. Дети старшей группы уже больше знают о природе и имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, данном этапе формируем представления о временах года, домашних животных. В старших группах на протяжении всего года используются литературные произведения Бианки. Сюжеты доступны и привлекательны для детей этого возраста. Достоверно отражают экологическую специфику природных явлений. Учат ребёнка быть наблюдательными. С любовью относится ко всему. Что существует рядом (« Лесные домишки», «Чей нос лучше?», « Мышонок Пик», « Лис и мышонок», « Синичкин календарь». В свободное время можно почитать «Прощальная песенка», «Опять лето», « Запасы овощей», «Готовимся к зиме». Читая детям книгу Бианки « Хвосты» даём детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания ( на примере хвоста- о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой, дальше эту сказку можно инсценировать.
Сказки у Бианки- особенно познавательны, в них всё правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано как по настоящему и по разному живут и действуют её герои.
Наблюдая за птицами и знакомя с ними говорим о пользе птиц- они уничтожают комаров и мошек читаем рассказ Ушинского «Ласточка» или читаем стих Звягина «Воробушки»- «На дворе морозище градусов под сорок, плачутся воробушки, что весна не скоро, что в морозы лютые плохо греют шубки.....я принёс воробушкам на тарелке крупки,кушайте воробушки ,кушайте хорошие»; Яшин «Покормите птиц»- «Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов к вам слетятся как домой стайки на крыльцо...»-говорим о необходимости заботится о птицах.
Знакомя детей с обитателями зоопарка- читаем произведение С. Я. Маршака « Где обедал воробей».Знакомя детей с дикими животными можно прочитать Акимушкина « Жил был медведь», а так же уточняем и расширяем представления о том как в лесу оживает жизнь в весеннее время- трогаются в рост деревья , просыпаются животные -медведь, ёж; насекомые,которые зимой спали — все устраивают свои гнёзда и норы, выводят потомство-весна для всех создаёт хорошие условия- много света, тепла,пищи.
Можно прочитать «Медведь проснулся» Ладонщикова- « Без забот и без тревоги, спал медведь в своей берлоге, спал всю зиму до весны и наверно видел сны.»
Знакомя с домашними животными используем стих «Поросята» Лившиц - « Десяток поросят ужасно есть хотят. И каждый поросёнок, вперёд спешит пролезть...» ; используем загадки « Голодна- мычит, сыта-жуёт малым ребяткам молоко даёт», « У кого рога длиннее хвоста?» (коза), « Спереди пятачок, сзади крючок,посредине спинка, на спинке щетинка», «Клокочет ,квохчет детей созывает. Всех под крыло собирает.»
Знакомя с овощами используем весёлый стих Юлиана Тувима « Хозяйка однажды с базара пришла».
Рассматривая рыбок в аквариуме читаем И. Токмаковой « Где спит рыбка»- «Ночью темень, ночью тишь, рыбка-рыбка где ты спишь.»
Проводя наблюдения за травой и цветами учим детей бережно относится к растительному покрову, читаем стихотворение о чём шепчет травушка-муравушка. «Притоптали меня травушку
притоптали меня зелёную.
Да всё детушки да всё смелые
в зелёном саду гуляючи,
бегая играючи.»
Или читаем стихотворение Т. Собакиной « Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если все ия иты, если мы сорвём цветы то окажутся пусты и деревья и кусты и не будет красоты.
При наблюдении за погодой можно разнообразить приёмы, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к природе. С этой целью в конце наблюдения можно прочитать произведения устного народного творчества, авторские стихи и загадки. « Из-за леса тёмного, из-за зелёной дубравушки наступала туча грозная, а другая непогожая, всё с дождями, да с морозами, всё с снегами невылазными»(р.н.п.)
Загадки:
Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу,засвищу, даже шапку утащу,а меня не видать,кто я?Сможешь угадать?(Ветер)
По голубому блюду,золотое яичко катится(Солнце)
Без крыльев летят,без ног бегут,без паруса плывут(Облака)
На ветках плотные колючки,в них дремлют клейкие листочки (Почки)
Стоит в саду кудряшка,белая рубашка,сердечко золотое,что это такое? (Ромашка)
Используем поговорки:
1. Февраль силен метелью,а март капелью.
2. Как зима не злится,а весне покорится.
3. В марте мороз скрипуч,да не жгуч.
Используем произведения А.С. Пушкина, А. Толстого, С. Есенина, Сурикова, Тютчева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura.odt | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература используемая в работе по экологическому воспитанию детей.
Сообщение на педсовете
Сбитная Т. П.
Мытищи
МБДОУ№2 «Родничок»
Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания- это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить , что рядом с ним находятся живые существа к которым относится и человек то есть он сам. Человеку так же нужны хорошие условия, чтобы он ( сам) себя нормально чувствовал и был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания в экологическом воспитании- необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с окружающим его животным и растительным миром, а так же вещами, не только потому, что затрачены материалы взятые из природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель должен накапливать, расширять и уточнять с дошкольниками- форму, цвет, размеры,запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы.
В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.
Особое место отводится работе с произведениями Чарушина. Большой любитель и знаток природы- писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов (« Про зайчат.», «Лисята», «Медвежата»....)У детей 4-5 лет преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и природе. Но уводя дошкольника от сказки сопоставляя её образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает обрести реалистические представления об окружающем мире. Дети старшей группы уже больше знают о природе и имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, данном этапе формируем представления о временах года, домашних животных. В старших группах на протяжении всего года используются литературные произведения Бианки. Сюжеты доступны и привлекательны для детей этого возраста. Достоверно отражают экологическую специфику природных явлений. Учат ребёнка быть наблюдательными. С любовью относится ко всему. Что существует рядом (« Лесные домишки», «Чей нос лучше?», « Мышонок Пик», « Лис и мышонок», « Синичкин календарь». В свободное время можно почитать «Прощальная песенка», «Опять лето», « Запасы овощей», «Готовимся к зиме». Читая детям книгу Бианки « Хвосты» даём детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания ( на примере хвоста- о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой, дальше эту сказку можно инсценировать.
Сказки у Бианки- особенно познавательны, в них всё правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано как по настоящему и по разному живут и действуют её герои.
Наблюдая за птицами и знакомя с ними говорим о пользе птиц- они уничтожают комаров и мошек читаем рассказ Ушинского «Ласточка» или читаем стих Звягина «Воробушки»- «На дворе морозище градусов под сорок, плачутся воробушки, что весна не скоро, что в морозы лютые плохо греют шубки.....я принёс воробушкам на тарелке крупки,кушайте воробушки ,кушайте хорошие»; Яшин «Покормите птиц»- «Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов к вам слетятся как домой стайки на крыльцо...»-говорим о необходимости заботится о птицах.
Знакомя детей с обитателями зоопарка- читаем произведение С. Я. Маршака « Где обедал воробей».Знакомя детей с дикими животными можно прочитать Акимушкина « Жил был медведь», а так же уточняем и расширяем представления о том как в лесу оживает жизнь в весеннее время- трогаются в рост деревья , просыпаются животные -медведь, ёж; насекомые,которые зимой спали — все устраивают свои гнёзда и норы, выводят потомство-весна для всех создаёт хорошие условия- много света, тепла,пищи.
Можно прочитать «Медведь проснулся» Ладонщикова- « Без забот и без тревоги, спал медведь в своей берлоге, спал всю зиму до весны и наверно видел сны.»
Знакомя с домашними животными используем стих «Поросята» Лившиц - « Десяток поросят ужасно есть хотят. И каждый поросёнок, вперёд спешит пролезть...» ; используем загадки « Голодна- мычит, сыта-жуёт малым ребяткам молоко даёт», « У кого рога длиннее хвоста?» (коза), « Спереди пятачок, сзади крючок,посредине спинка, на спинке щетинка», «Клокочет ,квохчет детей созывает. Всех под крыло собирает.»
Знакомя с овощами используем весёлый стих Юлиана Тувима « Хозяйка однажды с базара пришла».
Рассматривая рыбок в аквариуме читаем И. Токмаковой « Где спит рыбка»- «Ночью темень, ночью тишь, рыбка-рыбка где ты спишь.»
Проводя наблюдения за травой и цветами учим детей бережно относится к растительному покрову, читаем стихотворение о чём шепчет травушка-муравушка. «Притоптали меня травушку
притоптали меня зелёную.
Да всё детушки да всё смелые
в зелёном саду гуляючи,
бегая играючи.»
Или читаем стихотворение Т. Собакиной « Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если все ия иты, если мы сорвём цветы то окажутся пусты и деревья и кусты и не будет красоты.
При наблюдении за погодой можно разнообразить приёмы, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к природе. С этой целью в конце наблюдения можно прочитать произведения устного народного творчества, авторские стихи и загадки. « Из-за леса тёмного, из-за зелёной дубравушки наступала туча грозная, а другая непогожая, всё с дождями, да с морозами, всё с снегами невылазными»(р.н.п.)
Загадки:
- Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу,засвищу, даже шапку утащу,а меня не видать,кто я?Сможешь угадать?(Ветер)
- По голубому блюду,золотое яичко катится(Солнце)
- Без крыльев летят,без ног бегут,без паруса плывут(Облака)
- На ветках плотные колючки,в них дремлют клейкие листочки (Почки)
- Стоит в саду кудряшка,белая рубашка,сердечко золотое,что это такое? (Ромашка)
Используем поговорки:
1. Февраль силен метелью,а март капелью.
2. Как зима не злится,а весне покорится.
3. В марте мороз скрипуч,да не жгуч.
Используем произведения А.С. Пушкина, А. Толстого, С. Есенина, Сурикова, Тютчева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этюды используемые в работе по экологическому воспитанию дошкольников
ЭТЮДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Мини - Этюды используемые в работе по экологическому воспитанию дошкольников
МИНИ - ЭТЮДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ...
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей» Консультация для воспитателей
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей»Консультация для воспитателей(из опыта работы воспитателей 2-й...
Произведения художественной литературы природоведческого содержания как средство экологического воспитания дошкольников Воспитатель: Донецкова О.А.
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явления...
«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.
Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...
"Экологическое воспитание детей"( консультация для родителей)
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и ...