"Если богатырь на страже..."
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект познавательного досуга совместно с родителями, посвященного Дню Защитника Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_bogatyr_na_strazhe.odt | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
« Если богатырь на страже..»
( Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества. Совместное занятие — развлечение для детей и родителей в старшей группе).
Подготовила воспитатель: Улбутова Татьяна Вячеславовна.
Цели: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях — защитниках Русской земли; уточнить знания о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; объединить детей и родителей в совместной игровой деятельности, развивать чувство коллективизма, ловкость и других качеств.
Предварительная работа: рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», чтение былин и сказок: « Илья Муромец и Соловей- Разбойник», « Детство Ильи Муромца»,
« Добрыня Никитич и Змей», « Никита Кожемяка», разучивание пословиц и поговорок о богатырях, просмотр мультфильмов о богатырях, дидактические игры « Опиши героя»,
« Узнай ,кто это?», составь щит богатыря и др.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку А.Пахмутовой, ст. А. Добронравова « Богатырская сила», на доске — иллюстрация картины Васнецова «Богатыри», садятся на стулья.
Ведущий: Ребята, дорогие взрослые , совсем недавно мы отмечали праздник- День защитника Отечества, а сегодня мы поговорим о героях- богатырях Древней Руси, которые жили давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете. А вот слава об их подвигах, как о защитниках Русской земли ,из глубокой старины дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Ребята, а кто же такой богатырь? Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением? ( Дети читают по одной строчке, или один ребенок читает полностью).
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами? ( Ответы детей — из былин, песен, сказок, из книг...) . Что такое былина? ( Произошла от слов «быль», « было».) Кто слагал былины? ( Сказитель). Как сказитель рассказывал былину? ( ходил сказитель из селения в селение и нараспев, похоже на песню, рассказывал о героях — богатырях, их подвигах. Он рассказывал о том, как было, о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли храбрость, мужество, смекалку, доброту.)
- Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Вот так слагалась былина. Из уст в уста, от деда к внуку, от отца к сыну переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь , которая была очень нелегкой на Руси.
В давние-давние времена большую опасность представляли набеги врагов( татар, печенегов). Они разоряли города, селы, деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили их и награбленное добро с собой. Богатыри каждый раз вставали на защиту своей земли Русской.
« Славна богатырями земля русская», гласит народная мудрость. А каких богатырей вы знаете? ( Ответы детей)
А вот и они сами к нам пожаловали. А может и не они? Давайте послушаем их.
Инсценировка стихотворения « Славное звание»:( Дети в костюмах русских богатырей выходят под музыку Бородина « Богатырская симфония», вступление.
Добрыня : Здорово, Алеша!
Алеша : Здорово, Добрыня!
Добрыня : А где наш Илюша?
Алеша : Да что-то не видно.
Добрыня : Неужто беда с ним какая случилась,
Напала на парня нечистая сила?
Алеша : Да где ты нечистую силу видал?
Один соловей, да и тот еще мал.
Добрыня : Что верно, то верно. Мы тоже не ах.
Не скажешь о нас как о богатырях.
Выходит Илья Муромец.
Алеша : А вот и Илюша! Ты что опоздал?
Илья : Разбойника я, соловья повстречал.
Добрыня : Сразился, наверно, с ним в драке лихой,
Чтоб впредь он не рушил народный покой
И чтоб не свистел он на мирной дороге?
Илья: Да нет. С соловьем поиграл я немного.
Он вовсе не страшный и он не злодей.
Добрыня : Забыл разве, сколько сгубил он людей?
Илья. Да это не он, его предок далекий.
Вот он , говорят, был ужасно жестокий!
Алеша : А наши прапрадеды, славные деды
На Русь приносили большие победы.
И мы подрастем - приумножим их славу,
Прославим победами нашу державу.
А ты что молчишь, богатырь наш Илья?
Илья : Да вот о чем думаю, ратники , я.
Когда- нибудь войны исчезнут с земли,
Исчезнут разбойники, а не соловьи.
И будут народы друг с другом дружить
Добрыня : Так что ж нам — оружие в ножны сложить?!
Забыть честь и славу отцов боевых?!
Алеша : Никто , никогда не забудет о них.
От всех поколений им честь и внимание.
Все : Защитник Отечества — Славное звание !
( Е. Шлямнева)
- Конечно, никто никогда не забудет славные подвиги богатырей русских. Наши ребята тоже хотят вырасти похожими на них, учатся быть сильными, ловким, отважными и смекалистыми. И мы приглашаем сейчас ребят и их родителей принять участие в небольших состязаниях. Хотите ? ( Да) Тогда начнем с разминки.
Динамическая пауза « Мы теперь богатыри».
Дружно встали — раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо -
Получается на славу!
Теперь мы готовы к серьезным испытаниям. Русские богатыри нередко сражались и со сказочными персонажами, такими как Змей-Горыныч или Идолище. Мы с вами отправляемся тоже в сказочное путешествие, где будем сражаться со сказочными героями. Но перед тем, как отправлять в дорогу , необходимо подкрепиться молодильными яблочками.
Конкурс « Молодильные яблочки».
Папы с одним ребенком подбегают к корзине с мячами ( Молодильные яблочки) , берут, придерживая только одной рукой, по одному мячику и несут в свою команду.
А вот на пути Избушка с Бабою- Ягой. Надо ее перехитритьи проскакать в ее ступе.
Конкурс « Баба- Яга» . Мальчики с папами участвуют в беге в мешке ( ступа Бабы- Яги).
Одолели Бабу- Ягу, а тут новое испатание. Трехголовый Змей -Горыныч. Он охраняет вход в царство Кощея. Хочет испытать вас в мудрости, проверить ваши знания.
Вопрсы Змея — Горыныча: за каждый правильный ответ команда получает по мячу.
- Какого происхождения были основные персонажи героических былин: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец? ( Алеша Попович- сын попа, Добрыня Никитич — знатного происзождения из рода князей, Илья Муромец- крестьянский сын).
- Как называлось войско в Древней Руси, которое охраняло государство от врагов? ( Дружина).
- Назовите самый известный подвиг Ильи Муромца. ( Сражение с Соловьем — Разбойником).
- Назовите доспехи и оружие русских богатырей ( Кольчуга, латы, шлем, меч, щит, палица, копье, булава).
- Какие пословицы и поговорки о богатырях вы знаете?
Победили Змея — Горыныча своими знаниями. А вот и последнее задание — попасть в цель и разрушить вход в темницу, где ждут освобождения наши прекрасные девочки.
Конкурс « Попади в цель». Ребята и папы по-очереди бросают мяч в корзину. Нужно забросить как можно больше мячей.
Справились с последним заданием !
Какая достойная смена подрастает у русских богатырей, со всеми заданиями справились, все трудности преодолели и вышли победителями!
Девочки в русских костюмах читают стихотворение: ( под звучание колокольного звона)
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Чтоб не прервать связующую нить,
Нам так порою нужно оглянуться...
Живем мы посреди большой России -
Средь городов, лесов, озер, полей.
И есть у нас, когда бы ни спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Осуществляя связь времен,
Мы возрождаем наши души!
И пусть невежды и кликуши
Кричат и затыкают уши,
Но слышен колокольный звон.
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты,
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла.
Итог занятия: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое Руси, нашей Родины. Как в древности, так и сейчас есть люди, готовые встать на защиту родной страны, сразиться с врагами, защитить слабых и прославить своими подвигами землю русскую. И неважно, как их называют, богатыри или защитники Отечества. Главное — любить свою родину, своих близких, быть готовыми придти к ним на помощь.
Используемая литература:
1.Т.М. Пименова, В.В.Архипова « Формирование художественно- речевых навыков у детей 5-7 лет.
2.А.И. Колобанова « Проект « Герои дней воинской славы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ БОГАТЫРЕЙ». БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».
Программное содержание....
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
23 февраля "Уж если мы - мальчишки, то мы - богатыри!"
Сценарий праздника, посвящённого Дню защитника Отечества для детей 5-7 лет и родителей. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, педагог...
Сценарий физкультурного досуга для детей средней группы «Уж если мы – мальчишки, то мы – богатыри»
Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с героическими предками, защитниками земли русской, через двигательно — игровую деятельность....