Классификация как мыслительная операция, как познавательное действие.
статья (подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей и психологов детского сада. Раскрыты стадии развития классификации у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классификация как мыслительная операция, как познавательное действие ребенка дошкольного возраста.
Консультация подготовлена педагогом –психологом МДОУ ЦРР детского сада № 24.
Классификация – сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове-названии группы обобщенных признаков. Классификация содержит такие операции как соотнесение, обобщение и обозначение. Это познавательное действие.
Л. Житникова выделяет 5 стадий развития этого познавательного действия.
1 стадия классификации – ребенок объединяет предметы в группу, но назвать не может. То есть дети не сразу осознают общие признаки, не отдают себе словесный отчет о том, на каком основании они произвели группировку. Это стадия простого синтеза или практического обобщения (сделано в практическом действии).
Следующие стадии зависят от того, как дети обозначили выделенную группу.
2 стадия – ребенок назвал картинки, пытается обозначить группу как целое, но родовое слово еще не может подобрать. Часто дети подменяют название указанием на действие, например, «можно кушать», «можно сидеть» и т.п. Или обобщенное слово могут подменять названием одной из представленных картинок, например, «это кастрюли» вместо «посуда». Иногда вместо обобщающего слова называют группу одним из представителей этой группы, например, «курица, цыпленок, индюк – это петух, это петух и это петух». Таким образом, общее выражается через указание на конкретное. Слово-название возникает уже на основе обобщения. Это стадия констатирующего наглядного обобщения. Трудности детей на этой стадии заключаются: 1- в выделении общих признаков, 2- в обозначении общего.
3 стадия – констатирующее словесное обозначение. Здесь ребенок употребляет обобщенное название (еда, съедобное, игрушки). Но эта стадия похожа на предыдущую тем, что название группы следует за группировкой картинок.
Таким образом, процесс классификации на 2 и 3 стадиях делится на два момента: 1- сначала дети находят группу картинок, 2- потом по требованию взрослых находят ей название.
Характерная особенность 4 и 5 стадий – дети называют группу при первоначальном знакомстве с материалом до группировки. Это стадии опережающего обобщения. Они различаются тем, как дети называют группу.
4 стадия – обозначение группы осуществляется через указание на конкретную картинку, например, «это про помидоры» и далее идет перечисление: помидор, лук, морковь. Здесь конкретный образ выполняет обобщающую функцию.
5 стадия – наивысшая – опережающее словесное обобщение. На основе быстрой ориентировки до осуществления развернутой классификации у ребенка создается целостный образ группы, для обозначения которого он употребляет родовое название (грибы: поганка, лисичка, опенок). Иногда ребенок может назвать все группы, а потом группировать. Главным становится не перечисление элементов, а обозначение группы. Ребенок осваивает группировку картинок в уме.
При подготовке консультации использована книга Л.Житниковой «Учите детей запоминать».
Предварительный просмотр:
Классификация как мыслительная операция, как познавательное действие ребенка дошкольного возраста.
Консультация подготовлена педагогом –психологом МДОУ ЦРР детского сада № 24.
Классификация – сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове-названии группы обобщенных признаков. Классификация содержит такие операции как соотнесение, обобщение и обозначение. Это познавательное действие.
Л. Житникова выделяет 5 стадий развития этого познавательного действия.
1 стадия классификации – ребенок объединяет предметы в группу, но назвать не может. То есть дети не сразу осознают общие признаки, не отдают себе словесный отчет о том, на каком основании они произвели группировку. Это стадия простого синтеза или практического обобщения (сделано в практическом действии).
Следующие стадии зависят от того, как дети обозначили выделенную группу.
2 стадия – ребенок назвал картинки, пытается обозначить группу как целое, но родовое слово еще не может подобрать. Часто дети подменяют название указанием на действие, например, «можно кушать», «можно сидеть» и т.п. Или обобщенное слово могут подменять названием одной из представленных картинок, например, «это кастрюли» вместо «посуда». Иногда вместо обобщающего слова называют группу одним из представителей этой группы, например, «курица, цыпленок, индюк – это петух, это петух и это петух». Таким образом, общее выражается через указание на конкретное. Слово-название возникает уже на основе обобщения. Это стадия констатирующего наглядного обобщения. Трудности детей на этой стадии заключаются: 1- в выделении общих признаков, 2- в обозначении общего.
3 стадия – констатирующее словесное обозначение. Здесь ребенок употребляет обобщенное название (еда, съедобное, игрушки). Но эта стадия похожа на предыдущую тем, что название группы следует за группировкой картинок.
Таким образом, процесс классификации на 2 и 3 стадиях делится на два момента: 1- сначала дети находят группу картинок, 2- потом по требованию взрослых находят ей название.
Характерная особенность 4 и 5 стадий – дети называют группу при первоначальном знакомстве с материалом до группировки. Это стадии опережающего обобщения. Они различаются тем, как дети называют группу.
4 стадия – обозначение группы осуществляется через указание на конкретную картинку, например, «это про помидоры» и далее идет перечисление: помидор, лук, морковь. Здесь конкретный образ выполняет обобщающую функцию.
5 стадия – наивысшая – опережающее словесное обобщение. На основе быстрой ориентировки до осуществления развернутой классификации у ребенка создается целостный образ группы, для обозначения которого он употребляет родовое название (грибы: поганка, лисичка, опенок). Иногда ребенок может назвать все группы, а потом группировать. Главным становится не перечисление элементов, а обозначение группы. Ребенок осваивает группировку картинок в уме.
При подготовке консультации использована книга Л.Житниковой «Учите детей запоминать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мыслительных операций у гиперактивных детей.
Гиперактивные дети есть в каждой группе детского сада. Они похожи на маленькие неуемные моторчики. В режимных моментах и на занятии этих детей достаточно трудно организовать, к ним нужны особые подход...
Консультация для родителей дошкольников Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция
Родителям дошкольников должно быть известно, что математика - это глубоко логическая наука и введение ребенка даже в начальную элементарную математику невозможно без достаточн...
Картотека игр на развитие познавательных процессов и мыслительных операций
в картотеке представлены игры на развитие памяти, внимания, мышления, которые можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной и подгрупповой деятельности детей в ...
Обобщеный опыт работы по теме «Математическое развитие дошкольников в формировании познавательных и мыслительных операций»
Этот материал из накопленного опыта моей работы за 3 года...
Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция
Одно из таких сложных понятий — классификация. (Это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации). Классификация явлений, предм...
Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников.
Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников....
Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников.
Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников....