Классификация как мыслительная операция, как познавательное действие.
статья (подготовительная группа) на тему

Консультация для воспитателей и психологов детского сада. Раскрыты стадии развития классификации у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Классификация как мыслительная операция,                             как познавательное действие ребенка дошкольного возраста.

     Консультация подготовлена педагогом –психологом МДОУ ЦРР детского сада № 24.

Классификация – сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове-названии группы обобщенных признаков. Классификация содержит такие операции как соотнесение, обобщение и обозначение. Это познавательное действие.

Л. Житникова выделяет 5 стадий развития этого познавательного действия.

1 стадия классификации – ребенок объединяет предметы в группу, но назвать не может. То есть дети не сразу осознают общие признаки, не отдают себе словесный отчет о том, на каком основании они произвели группировку. Это стадия простого синтеза или практического обобщения (сделано в практическом действии).

Следующие стадии зависят от того, как дети обозначили выделенную группу.

2 стадия – ребенок назвал картинки, пытается обозначить группу как целое, но родовое слово еще не может подобрать. Часто дети подменяют название указанием на действие, например, «можно кушать», «можно сидеть» и т.п.  Или обобщенное слово могут подменять названием одной из представленных картинок, например, «это кастрюли» вместо «посуда». Иногда вместо обобщающего слова называют группу одним из представителей этой группы, например, «курица, цыпленок, индюк – это петух, это петух и это петух». Таким образом, общее выражается через указание на конкретное. Слово-название возникает уже на основе обобщения. Это стадия констатирующего наглядного обобщения. Трудности детей на этой стадии заключаются: 1- в выделении общих признаков, 2- в обозначении общего.

3 стадия – констатирующее словесное обозначение. Здесь ребенок употребляет обобщенное название (еда, съедобное, игрушки). Но эта стадия похожа на предыдущую тем, что название группы следует за группировкой картинок.

Таким образом, процесс классификации на 2 и 3 стадиях делится на два момента: 1- сначала дети находят группу картинок, 2- потом по требованию взрослых находят ей название.

Характерная особенность 4 и 5 стадий – дети называют группу при первоначальном знакомстве с материалом до группировки.  Это стадии опережающего обобщения. Они различаются тем, как дети называют группу.

4 стадия – обозначение группы осуществляется через указание на конкретную картинку, например, «это про помидоры» и далее идет перечисление: помидор, лук, морковь. Здесь конкретный образ выполняет обобщающую функцию.

5 стадия – наивысшая – опережающее словесное обобщение. На основе быстрой ориентировки до осуществления развернутой классификации у ребенка создается целостный образ группы, для обозначения которого он употребляет родовое название (грибы: поганка, лисичка, опенок). Иногда ребенок может назвать все группы, а потом группировать. Главным становится не перечисление элементов, а обозначение группы. Ребенок осваивает группировку картинок в уме.

При подготовке консультации использована книга Л.Житниковой «Учите детей запоминать».



Предварительный просмотр:

         Классификация как мыслительная операция,                             как познавательное действие ребенка дошкольного возраста.

     Консультация подготовлена педагогом –психологом МДОУ ЦРР детского сада № 24.

Классификация – сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове-названии группы обобщенных признаков. Классификация содержит такие операции как соотнесение, обобщение и обозначение. Это познавательное действие.

Л. Житникова выделяет 5 стадий развития этого познавательного действия.

1 стадия классификации – ребенок объединяет предметы в группу, но назвать не может. То есть дети не сразу осознают общие признаки, не отдают себе словесный отчет о том, на каком основании они произвели группировку. Это стадия простого синтеза или практического обобщения (сделано в практическом действии).

Следующие стадии зависят от того, как дети обозначили выделенную группу.

2 стадия – ребенок назвал картинки, пытается обозначить группу как целое, но родовое слово еще не может подобрать. Часто дети подменяют название указанием на действие, например, «можно кушать», «можно сидеть» и т.п.  Или обобщенное слово могут подменять названием одной из представленных картинок, например, «это кастрюли» вместо «посуда». Иногда вместо обобщающего слова называют группу одним из представителей этой группы, например, «курица, цыпленок, индюк – это петух, это петух и это петух». Таким образом, общее выражается через указание на конкретное. Слово-название возникает уже на основе обобщения. Это стадия констатирующего наглядного обобщения. Трудности детей на этой стадии заключаются: 1- в выделении общих признаков, 2- в обозначении общего.

3 стадия – констатирующее словесное обозначение. Здесь ребенок употребляет обобщенное название (еда, съедобное, игрушки). Но эта стадия похожа на предыдущую тем, что название группы следует за группировкой картинок.

Таким образом, процесс классификации на 2 и 3 стадиях делится на два момента: 1- сначала дети находят группу картинок, 2- потом по требованию взрослых находят ей название.

Характерная особенность 4 и 5 стадий – дети называют группу при первоначальном знакомстве с материалом до группировки.  Это стадии опережающего обобщения. Они различаются тем, как дети называют группу.

4 стадия – обозначение группы осуществляется через указание на конкретную картинку, например, «это про помидоры» и далее идет перечисление: помидор, лук, морковь. Здесь конкретный образ выполняет обобщающую функцию.

5 стадия – наивысшая – опережающее словесное обобщение. На основе быстрой ориентировки до осуществления развернутой классификации у ребенка создается целостный образ группы, для обозначения которого он употребляет родовое название (грибы: поганка, лисичка, опенок). Иногда ребенок может назвать все группы, а потом группировать. Главным становится не перечисление элементов, а обозначение группы. Ребенок осваивает группировку картинок в уме.

При подготовке консультации использована книга Л.Житниковой «Учите детей запоминать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных операций у гиперактивных детей.

Гиперактивные дети есть в каждой группе детского сада. Они похожи на маленькие неуемные моторчики. В режимных моментах и на занятии этих детей достаточно трудно организовать, к ним нужны особые подход...

Консультация для родителей дошкольников Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция

Родителям дошкольников должно быть известно, что математика - это глубоко логическая наука и введение ребенка даже в начальную элементарную математику невозможно без достаточн...

Картотека игр на развитие познавательных процессов и мыслительных операций

в картотеке представлены игры на развитие памяти, внимания, мышления, которые можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной и подгрупповой деятельности детей в ...

Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция

Одно из таких сложных понятий  — классификация. (Это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации).  Классифика­ция явлений, предм...

Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников.

Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников....

Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников.

Умные игры»- комплекс разнообразных пособий, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций, познавательных способностей дошкольников....