«Развитие личности ребёнка 4-5лет»
материал (средняя группа) по теме

представлены возрастные особенности детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul._razvitie_lichnosti.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие личности ребёнка 4 – 5 лет

Начиная с 4-5 лет, ребенок вступает в, так называемый дошкольный период развития. Именно в этот период появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы ребенку в его дальнейшем обучении. К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша.

Немного о физиологии

За счет интенсивного развития мышц и скелета, ребенок приобретает более видимые очертания своего тела и половой принадлежности. К примеру, у мальчиков становятся шире плечи, у девочек - таз. Позвоночник и сердечно-сосудистая система все более соответствуют форме взрослого человека. За счет этого, организм ребенка становится более приспособлен к физическим нагрузкам, также повышается и его иммунитет. Масса головного мозга, начиная с рождения, увеличивается почти в 3 раза.

В связи с этим совершенствуется координация движений, общая и мелкая моторика, тактильная чувствительность. Поэтому, к пяти годам ребенок: хорошо бегает и прыгает, ходит на носках, ловит мяч, катается на двухколесном велосипеде, может стоять и кататься на коньках.

Пятилетние дети должны уверенно держать в руке карандаш, владеть ножницами, писать буквы и числа, обводить рисунки по контуру, рисовать красками, воспроизводить геометрические фигуры по образцу и лепить из пластилина (разумеется, не исключается и другая ручная умелость).

Особенности речи

С 4-х до 5-и лет словарный запас ребенка уже превышает 2000 слов. Пятилетки не только умело используют фразы и предложения, но и, подключая свое богатое воображение, сами придумывают некоторые слова и названия, часто вызывая при этом улыбки взрослых.

В этом возрасте дети во всем ищут разумное объяснение и «вытекающие» последствия. Владение речью при этом, помогает ребенку формулировать интересующие его вопросы. Так у детей появляется любимый вопрос: «Почему?»

Часто создается впечатление, что ребенок начинает получать удовольствие от речи. Он может не только долго и тщательно слушать объяснения и разговоры взрослых, но и сам подолгу и без умолку, говорить (иногда даже сам с собой). Добытую таким образом информацию ребенок часто пересказывает другим людям или даже игрушкам, демонстрируя еще одно свое умение - способность к подражанию.

Быть на кого-то похожим

В моменты подражания ребенок становится крайне серьезен, и уверен в себе. Так он старается походить на взрослых и приобщиться к их миру, стараясь получше узнать и понять его. Родители должны знать, что в 5 лет дети впервые учатся строить партнерские отношения! Так у ребенка появляется потребность не только все делать вместе с родителями, но и желание знать об их дальнейших планах - главное принимать в любом деле равноправное участие. Давать советы и комментировать деятельность родителей и других близких, желание узнать их секреты - все это становится планами маленького партнера.

Формированию такой особенности пятилетнего ребенка, прежде всего, способствует развитие психических процессов (внимания, памяти, мыслительной деятельности), которые позволяют ему не только делать самостоятельные суждения, но и высказывать свое мнение.

Развитие высших эмоций

Большую роль в становлении личности ребенка играет созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежде радостные эмоции от общения с окружающими постепенно перерастают в более сложное чувство симпатии и привязанности. Так начинает складываться система эмоциональных отношений.

К пяти годам впервые начинают формироваться нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно появляется новое ценное приобретение - это чувство совести. Впервые ребенку может стать стыдно, а также по-настоящему жалко кого-то. Грустные истории, жалостливые фильмы или просто увиденная в реальности несправедливость - все это может надолго запомниться ребенку и вызвать самые разные переживания и слезы.

Не исключено, что связанные с чем-либо тревоги в этом возрасте могут вызывать страхи. В основном, это страх за тех, к кому ребенок привязан, а также, страх потерять любовь этих значимых людей. Так появляется новая угроза в сознании пятилетки - это страх смерти себя или другого близкого человека. Поскольку тема смерти воспринимается ребенком тоже как несправедливость, то подобные вопросы и размышления становятся одним из таких переживаний, которые вызывают жалость, тревогу и чувство вины.

О чувстве вины хотелось бы сказать несколько слов, поскольку излишнему его формированию часто способствуют сами родители: дело в том, что в 5 лет ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки своей самостоятельности, чтобы походить на взрослого. От того, как реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, играть в игры и что - то исследовать) вырабатывают предприимчивость. Готовность родителей отвечать на вопросы, не мешать фантазировать и затевать игры помогают закрепиться этому качеству и сформировать целеустремленность и желание действовать в будущем.

Если же, взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна, глупа, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя неуверенно и виновато, унося это чувство вины во взрослую жизнь.

Развитие игровой деятельности

Пятилетке все также необходимо предоставлять возможность для игры. В этом возрасте игра становится все более сложной, она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее обдумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение.

 В игре, ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам и соблюдая очередность. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости и дисциплинированности, развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок моделирует жизнь взрослых, открывая для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Жить можно дружно и втроем

Говоря о пятилетних детях, хотелось бы еще упомянуть тему соперничества, которая неизменно возникает во взаимоотношениях, как важный маячок психического развития.

Вдруг наступает борьба против третьего лишнего, тесно связанного в этом возрасте с понятием «Эдипов комплекс». В психоанализе это понятие означает любовь и интерес к родителю противоположного пола. И на самом деле, часто можно услышать о желании мальчика «жениться на маме, когда вырасту», или девочки - нарядиться в мамины вещи и «стать красивее, чем она». Оно и понятно, ведь пятилетний ребенок ощущает себя достаточно взрослым, стараясь подражать родителям и быть с ними наравне.

Так, мальчик начинает искать другой тип отношений с матерью, он уже не желает быть всего лишь ребенком в семейном треугольнике. В связи с этим, у сына возникает фантазия о том, что он должен стать мужчиной таким же, как папа, а лучше вместо него («ведь мама то у нас одна»). И даже, если отец любим и обожаем, рано или поздно, все равно, возникает борьба за то, кому же все -таки принадлежит мама.

Соперничество с большим и сильным папой вряд ли под силу любому мальчику (даже, если в своих фантазиях он супер-герой), понимая это «маленький мужчина» может реагировать тревогой или агрессией по отношению к отцу.

Учитывая эти особенности, родители, даже в шутку не должны противопоставлять одного члена семьи другому и объединяться по двое. Папа не должен говорить дочери, что они с ней могут «обойтись без мамы», даже если девочка старается угодить отцу, играя роль хозяйки. Также и мама не должна всякий раз обсуждать папу в присутствии мальчика, делая предпочтение паре «я и мой сын». Помните, что на этом этапе, ребенок должен научиться формировать отношения в триаде - т.е. мама, папа и я. Важно научиться ценить каждого члена семьи, не перетягивая кого-либо на свою сторону и строить с ними нормальные партнерские отношения.

Ребенок, который научился делать это в семье, не станет возводить коалиции против другого третьего, ему не нужно будет манипулировать и соперничать с другими, ради своего собственного признания. Он должен понять на опыте своей семьи, что его берут в свою компанию просто потому, что любят и ценят, так же, как и других домочадцев, потому что у каждого есть свои достоинства.

Как же развивать ребенка, учитывая его возрастные особенности?

Прежде всего, предлагайте ему интересные виды деятельности, например игры: познавательные, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, а также «устные» на развитие воображения. Окружите ребенка развивающей средой, не заставляя при этом корпеть над занятиями, поскольку необходимые для этого функции у него еще не сформированы. Все познавательное развитие, в том числе и обучение чтению должно быть интересным и преподноситься по обоюдному согласию.

Ребенок должен расширять кругозор с помощью познавательных бесед, наблюдений за природой, животными, не забывая также и об изучения мира людей и их взаимоотношений. Это подходящее время для эстетического развития: занятия танцами, рисованием, пением, походов в музеи и театры. Не забывайте также и про спорт. В этом возрасте дети начинают приобщаться к определенному виду спорта, однако у вас еще много времени, чтобы попробовать разные направления и выбрать то, что подойдет ребенку. Помните, что приобщить пятилетку будет гораздо проще, если вы займетесь общим с ним делом и будете вместе заняты его исследованием, ведь вы для ребенка теперь непросто родители, теперь вы - партнеры!

Польная В.Н., воспитатель                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи- основной ключ к развитию личности ребёнка".

Особенности формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Художественно – эстетическое развитие дошкольников, как залог духовно- нравственного и культурного развития личности ребёнка.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников.Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений искусства, формир...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития

Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"

Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"...

Консультация для родителей: «Создание условий для обеспечения безопасного пространства и развития личности ребёнка в семьях воспитывающих детей с особенностями в развитиями»

Консультация для родителей:«Создание условий для обеспечения безопасного пространства и развития  личности  ребёнка  в семьях воспитывающих детей с особенностями в развитиям...