Проект "Первые поселенцы Нижегородской области"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Проект состоит из трех частей: теоретической, практической и презентационной. Содержит в себе приложение: конспекты НОД, фотографии, рекомендации по реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Обрыв над рекой».
(Художественно-творческая деятельность. Лепка: пластилиновый барельеф).
Задачи.
1. Формирование чувства мышечной реакции.
2. Расширение образного представления о подземных богатствах земли на основе восприятия пространства и времени, сопровождающихся процессами изменения, превращения посредством восприятия сюжета о недрах земли и выполнение пластилинового барельефа пластов земли.
3. Развитие умения говорить о своём настроении, чувствах, сравнивать, находить аналогии в живой и неживой природе.
4. Закрепление знаний детей о полезных ископаемых, значении их в жизни людей.
Материалы.
Демонстрационный: образец готовой работы – пластилиновый барельеф «Обрыв над рекой».
Раздаточный: пластилин; лист картона размером 15х24; кусок поролона для вытирания рук.
Музыкальный: «Весёлый ручеёк» Е. Ботярова; звукозапись «Весенние ручьи»; любая лёгкая музыка из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева (по выбору педагога).
Предварительная работа.
1. Познавательная информация о недрах земли (срез верхних пластов земли: плодородный слой, песок, камни, глина).
2. Беседа о родничке (обратить внимание на подземные и наземные воды, подземные реки; рассказать, откуда появляется родник и почему в нём вода чистая, как она очищается с помощью песка и камушков; провести опыт: мутную воду налить в бумажную воронку с песком и получить чистую; вспомнить о домашних очистителях воды).
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Включается звукозапись лёгкой музыки с помощью пластилинового барельефа «записать» путь Родничка. Звукозапись выключается.
II. Основная часть.
Дети садятся за столы, где расположены пластилин и картон.
Педагог демонстрирует пейзаж, выполненный с помощью намазывания пластилина. На нём изображено небо, облака, с помощью вертикальных мазков по синему пластилину изображён дождь, затем крутой берег, покрытый пластиной пластилина зелёного цвета (эта пластина съёмная и под ней изображён срез пластов земли). Ниже изображена река.
Педагог предлагает изобразить то, что дети услышали. Дети отрывают кусочки синего пластилина и намазывают его горизонтальными мазками, с помощью белого пластилина изображают пористые облака, намазывают его, чередуя с пластилином синего цвета, горизонтальными мазками. Затем дети по синему цвету проводят несколько вертикальных мазков пальцем. Так изображается дождь.
Ниже дети наносят по волнистой горизонтальной линии пластилин зелёного цвета – горы, покрытые травой, и воспитатель продолжает рассказ о путешествии Родничка.
Комментарий. Нанесение пластилина на картон по прямым горизонтальным и вертикальным линиям, по волнистым линиям способствует выработке переноса графических навыков в работу с пластилиновым барельефом, что способствует развитию пластичности нервной системы и обеспечивает повышение адаптационных возможностей. Кроме того, развивается выносливость мышц кисти руки и пальцев, которая тренируется работой до утомления.
Звучит музыка «Весёлый ручеёк» Е. Ботярова. На фоне музыкальной записи педагог рассказывает историю:
- Просочился Родничок сквозь землю, стал он подземную речку искать. Сначала попал он в плодородную почву, травы и деревья напоил, затем сквозь песок просочился, глядь, а дальше-то глина. С большим трудом сквозь глину Родничок пробрался и на камешки попал. Быстро Родничок сквозь камешки пробрался, но под камешками снова глина оказалась.
Трудно сквозь глину просачиваться, растёкся Родничок по глине, стал во все стороны толкаться. Вдруг сбоку загрохотало, зашумело, а потом внезапно свет показался. Оказывается, Родничок был внутри речного берега, да своею силою подмыл его. Берег и обрушился в воду.
Педагог снимает пластину зелёного пластилина, перед детьми предстаёт срез речного берега. Родничок стекает а реку.
Дети изображают плодородную почву пластилином чёрного цвета, затем песок пластилином тёмно-жёлтого цвета. Ниже изображают слой глины пластилином красного цвета и слой камней пластилином белого цвета. После слоя камней вновь изображают слой глины. Родничок вытекает между нижним слоем глины и слоем камней и бежит в реку, разделяясь на 2-3 струйки.
Дети изображают Родничок.
Методические рекомендации. Во время работы педагог беседует с детьми о том, для чего детям нужны песок, глина, камень, уточняет ответы детей:
- Песок нужен в строительстве и детям в песочнице. Глина нужна для изготовления посуды, скульптур, для изготовления кирпичей. Камень нужен для укладки асфальта, для закладывания фундамента для строительства. (Обсуждение. Активизация имеющихся у детей разных представлений.).
Комментарий. В процессе работы ребёнок знакомится с богатством и назначением полезных ископаемых, что расширяет его кругозор и, соответственно, образные представления о подземных богатствах.
Педагог продолжает рассказ:
- Попал Родничок в реку, только не подземную, а самую настоящую речку – Волгу. Побежал, забурлил ручеёк вместе с другими водными потоками реки.
Дети изображают реку, нанося пластилин по волнистой линии и добавляя немного жёлтого и белого. Это блики на воде.
После окончания работы дети вытирают руки поролоном и собираются около педагога.
III. Заключительная часть.
1. Динамическая игра. Выразительное движение «Роднички и речка».
Педагог предлагает детям превратиться в Роднички и выполнить руками движения водных потоков. Дети вытягивают руки вперёд и совершают ассиметричные плавные движения руками с передвижением вперёд. Затем объединяются в колонну по 3-5 человек и образуют ручейки. Теперь дети передвигаются вперед уже по 3-5 человек и одновременно руками изображают водные потоки, образующие реку.
Комментарий. В процессе выразительного движения в ходе перевоплощения развивается умение находить аналогии своим чувствам и настроению в неживой природе.
2. Анализ созданных изображений. Педагог выставляет все работы в ряд и предлагает детям посмотреть на длинную реку, которую они все вместе вылепили. Педагог обращает внимание на то, что в разных местах речного обрыва разная толщина отдельных слоев залегания подземных богатств.
Игровая ситуация «Изготовление посуды из глины».
(Познание окружающего мира).
Задачи: 1. Расширение образного представления на основе восприятия изменений, происходящих при изготовлении посуды из глины: добыча природного материала из недр земли; превращение его в жидкое вещество за счёт добавления воды; изготовление посуды, придание материалу определённой формы; нагревание изготовленной посуды на огне, и обжиг; остывание нагретого обожжённого изделия на воздухе; роспись и украшение изготовленных изделий.
2. Развитие способности визуального мышления (прочтение символических образов), совершенствование механизмов анализа и дифференциации (организации направленного внимания на незнакомые символы) в процессе восприятия знаково-символических обозначений почвы (недра земли), воды, огня, воздуха, а так же в ходе знаково-символического моделирования основных этапов изготовления посуды из природного материала.
3. Формирование двигательных навыков и качеств (гибкости, подвижности, ловкости, точности) в ходе игрового экспериментирования с глиной, водой, песком, а также в процессе практических манипуляций со знаковым материалом и имитация действий человека при изготовлении посуды из глины.
Материалы:
Демонстрационный: посуда, выполненная из глины, модели «Слои почвы».
Раздаточный: предметы и материалы, необходимы для игр-экспериментирований с глиной, водой и песком:
- ёмкость с водой (одна или несколько, в зависимости от количества детей в группе);
- пустые ёмкости для переливания воды;
- несколько ёмкостей с сухой и влажной глиной (комками и размельчённый);
- по возможности, ёмкости с разными видами глины (белой, серой, тёмно-коричневой, красно-коричневой и др.), а также песком и мелкоизмельчённым известняком (материалом для изготовления фарфора);
- сито (дуршлаг) и пустая ёмкость для пересыпания глины;
- салфетки для вытирания рук;
- картинки с изображением основных этапов изготовления посуды из глины: добывание посуды из почвы, разбавление глины водой, лепка изделия из глины, сумка вылепленного изделия на воздухе, обжиг изделия, роспись и украшение готового изделия.
Музыкальный:
«Петя и волк» С. Прокофьев (вступление);
«Альбом для юношества» Р. Шаумана – для физ. пауз.
«Прелюдия №2 соч. 43 А. Скрябина.
Предварительная работа. Знакомство детей с образцами посуды, изготовленной из глины.
1. Педагог обращает внимание детей на образцы посуды, изготовленные из глины.
2. Игровая ситуация начинается с показа воспитателя детям модели «Слои почвы».
- Итак, сначала надо добыть глину. (Пауза. Реакция детей).
- Кто знает, что такое глина? (Высказывания, предположения, ответы детей).
- Глина - слой почвы, который находится под землёй. (Демонстрация модели «Слой почвы».)
- Из земли глину всегда выкапывали лопатами, а сейчас и экскаватором.
Игровое экспериментирование проводится по подгруппам; в процессе работы звучит музыка «Петя и волк» С. Прокофьева (вступление).
- Глина бывает сухой и влажной. (Дети убеждаются в этом, обследуя содержимое ёмкостей с глиной.)
- И сухая, и влажная глина может быть размельчённой, как порошок или комками – как земля, но эти комки тоже легко размельчить в порошок. (Дети выбирают камни глины и размельчают их, растирая пальцами.)
- Какую глину – сухую или влажную легче растирать в порошок? (Дети самостоятельно формулируют выводы по результатам собственных практических действий.)
- Сухую глину можно растереть на ладонях в мелкий порошок (Педагог демонстрирует образец выполнения действия.).
- В этом порошке содержатся мелкие камушки, кусочки дерева и других предметов, которые попадают в почву. (Дети обследуют содержимое своих ёмкостей с глиняным порошком в поисках посторонних примесей; растирают кусочки глины с помощью пальцев.).
- Для того, чтобы очистить глину от них, глиняный порошок растирают мелко-мелко и просеивают через сито. (Демонстрирует педагог; дети подают ему порошок глины, который они размельчили, растёрли пальцами.).
- Из влажной глины можно лепить, из сухой – нет. (Практические манипуляции детей с влажной глиной).
- Глина бывает влажной, потому что в ней содержится вода. (Дети растирают влажную глину.)
- Если в сухую глину добавить немного воды, она станет влажной, и из неё тоже можно будет слепить что-нибудь. (Действия детей.)
- Если в глину добавить очень много воды, она станет слишком жидкой, как каша и из неё ничего нельзя будет слепить. (Педагог демонстрирует это детям на примере глины из какой-нибудь одной ёмкости.)
После работы с глиной дети моют руки обсуждая, легко или трудно смыть частицы глины с рук, почему это происходит именно так; вытирают руки салфетками.
3. «Делаем посуду из глины».
Дети рассаживаются в круг, педагог – в центре. Рядом с ним – картинки с основными, эталонами изготовления посуды из глины: добывание глины из почвы, разбавление глины водой, лепка изделия из глины, сушка вылепленного изделия на воздухе, обжиг изделия, роспись и украшение готового изделия.
Педагог называет каждый этап, дети помогают найти ему нужную картинку. После этой картинки ставится картинка, обозначающая следующий этап.
4. Динамическая игра. Выполнение действий по инструкции, зашифрованной в знаково-символической форме. (Закрепление сформированных представлений. Формирование навыков декорирования знаково-символической информации.).
Дети имитируют движения – процесс изготовления посуды из глины – зрительно ориентируясь на картинки, обозначающие эти этапы, при этом педагог даёт словесный комментарий каждому этапу.
Познавательная беседа.
Тема: «Как первые люди освоили нижегородские земли».
Цель: Познакомить детей с прошлым нижегородской земли.
Предварительная работа: Экскурсия в археологический музей (реальная или виртуальная) – с целью знакомства детей с жизнью первых людей на нижегородской земле.
Материалы к занятию: глобус или карта, наглядно-иллюстративный материал.
Ход познавательной беседы.
Звучит аудиозапись таинственной музыки. Дети сидят на ковре в кругу, педагог в центре. Помещение, где проходит беседа, оформлено наглядно-иллюстративным материалом на тему «Жизнь и быт первых людей нижегородчины».
- Давным-давно, когда не было на свете ваших прадедушек и прабабушек, и даже не было ещё нашего города (демонстрация примерного места родного города детям на глобусе или географической карте мира), здесь было очень холодно. (Пауза. Реакция детей. Активизация их познавательного интереса).
- Вместо уютных, гостеприимных лесов была тундра, кое-где покрытая ледниками, которые не таяли даже летом. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации.) (Демонстрация наглядно-иллюстративного материала (тундры)
- Людей в этих местах ещё не было, они селились южнее. (Демонстрация районов Нижнего Дона, Средней Азии, Кавказа на глобусе или географической карте мира.)
- Зато здесь бродили могучие мамонты и носороги, покрытые густой шерстью, чтобы уберечься от холода. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации.) (Показать детям картинки с изображением мамонтов и шерстистых носорогов, современных носорогов. Отличить особенности, отличающие шерстистого носорога от обычного носорога.)
- Так же здесь водились львы, только гораздо крупнее, чем те, которые сейчас живут в Африке. (Демонстрация Африки на глобусе или географической карте мира. Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации).
Динамическая игра «Мамонты, носороги, львы». Педагог последовательно даёт сигналы: «Мамонты», «Носороги», «Львы» и просит детей изобразить названных животных с помощью выразительных движений, перемещаясь по транспорту групповой комнаты. (Способствует активизации зрительно-моторной памяти, развитию воображения, способности детей к творческому самовыражению посредством выразительного движения; формированию умения свободно владеть разными частями тела.).
- Когда началось потепление, сюда (обращение к географической карте) пришли первые люди. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации.).
- Ребята! Что значит «началось потепление» (выделить интонацией)? (Ответы, предположения, рассуждения детей.)
- Почему после начала потепления люди начали осваивать новые земли? (Ответы, предположения, рассуждения детей).
Педагог подводит детей к выводу о зависимости условий жизнедеятельности людей от климатических условий.
- Археологические раскопки показали, что на территории нашего края в III – II тысячелетии до нашей эры жили племена балахнинской неолетической культуры.
- Как вы думаете, легко ли было первым людям осваивать новые земли? (Ответы, предположения, рассуждения.).
- Первым людям приходилось очень трудно. Ведь не было дорог и мостов, а реки были гораздо больше, чем сейчас, так как от потепления таяли громадные ледники. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации.)
- Селились балахнинцы небольшими посёлками по 25-30 взрослых человек. Селения располагались компактными группами.
- А как вы думаете, ребята, во что одевались первые люди в то далёкое время, когда было очень холодно? (Ответы, предположения, рассуждения детей.).
- Первые люди одевались…(пауза; активизация познавательного интереса детей) в звериные шкуры. (Рассматривание изображения первобытного человека в звериной шкуре. Обсуждение впечатлений.)
- Жили балахнинцы в полуземлянках округлой или овальной формы. В жилища вели узкие коридоры, один из них был обращён в сторону реки, другой соединял жилое помещение с мастерской для изготовления кремневых орудий. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение.).
- Внутри жилища, ребята, устраивались очаги из камней. (Демонстрация изображений жилищ первых нижегородцев.)
- Ребята! Как вы думаете, на каких животных охотились первые нижегородцы? (Ответы, предположения, рассуждения детей. Активизация сформированных у них образных представлений о животных каменного века.)
- Находки рассказывают нам и о том, на кого охотились балахнинцы: сохранились на месте стоянок кости лося, кабана, медведя, зайца, речного бобра. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение.)
- Чем же охотились первые нижегородцы? (Ответы, предположения, рассуждения детей).
- Для охоты первые нижегородцы использовали каменные орудия – нож, скребок, гарпун, крючок, наконечники стрелы, иглы из кости. (Пауза. Реакция детей.).
Динамическая игра «Охотник и звери».
С помощью считалки выбирается водящий – охотник, все остальные дети – звери.
С одной стороны групповой комнаты кладётся скакалка, обозначающая убежище «зверей». С другой стороны – ставится стул, обозначающий дом «охотника». Во время звучания музыки «звери» спокойно гуляют – перемещаются по комнате, а «охотник» находится в своём доме – сидит на стуле. На окончание звучания музыки «звери» должны спрятаться в убежище ( зайти за скакалку). Дети, которые были пойманы водящим («охотником»), выбывают из игры или из них выбирается новый охотник. Игра повторяется несколько раз.
- Но еды всё равно не хватало…(Пауза. Реакция детей. Обсуждение ситуации.)
- Чем ещё могли питаться первые балахнинцы? Как ещё, кроме охоты, они могли добывать себе пищу? (Ответы, предположения, рассуждения детей.)
- Поэтому люди стали учиться…(пауза, активизация познавательного интереса детей) ловить рыбу. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации.)
- Конечно, рыбу они ловили и раньше, но только при помощи копья. (По возможности, рассматривание соответствующей сюжетной картинки и обсуждение впечатлений. Рассматривание изображения копья. Обсуждение информации.).
- Ребята! Как вы думаете, удобно ли было ловить рыбу только лишь при помощи копья? Много ли рыбы было можно так поймать? (Ответы, предположения, рассуждения детей.)
- Только с помощью копья рыб не поймаешь и не накормишь семью. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение ситуации.)
- Что же делать первым людям? (Ответы, предположения, рассуждения детей.)
- Наши изобретательные предки придумали…(пауза, активизация познавательного интереса детей.) сети, рыболовные крючки, гарпуны и хитроумные ловушки, в которые рыба заходила, а выйти уже не могла. (Рассматривание изображений рыболовных снастей Каменного века. Обсуждение впечатлений и знакомство с принципом их действия.).
- Но какое хозяйство рыбака без лодки? (Пауза. Реакция детей.).
- И, конечно, люди её изобрели. (Пауза. Реакция детей. Активизация их познавательного интереса.).
- Как вы думаете, ребята, из чего (из какого материала) первые люди могли делать первые лодки? Какие орудия им могли для этого пригодиться? (Ответы, предположения, рассуждения.)
- Самые первые лодки выдалбливались…(пауза, активизация познавательного интереса детей) каменным долотом из целого ствола дерева. (Рассматривание изображений древних лодок. Обсуждение впечатлений.)
- Как вы думаете, ребята, трудно ли было изготовить такую лодку? Или, может быть, такие лодки первые люди делали очень быстро и без особого труда? (Ответы, предположения, рассуждения детей.)
- Это была долгая работа, но зато лодка служила долго и кормила семьи рыбаков. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение информации.).
- Балахнинцы, судя по найденным орудиям, умели шлифовать, полировать, долбить и пилить камень. Им было известно плетение из растительных волокон. Они умели изготавливать глиняную посуду. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение ситуации.).
- Да ребята, самые первые сосуды люди плели из лозы и обмазывали глиной. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение.).
- Может быть, кто-нибудь из вас, ребята знает что такое лоза (выделить интонацией)? (Ответы детей.).
- Лоза (выделить интонацией) – это ветки дерева Ивы (выделить интонацией). Она очень прочная и гибкая. (Демонстрация изображений лозы и изделий из неё. По возможности, обследование настоящей лозы и изготовленных из неё корзин. Обсуждение впечатлений.)
- Ребята! Как вы думаете, удобна ли была такая посуда – посуда, сплетённая из лозы и обмазанная глиной? (Высказывание, предположение, ответы, рассуждения детей.)
- В этих сосудах можно было переносить какие-либо продукты, но в них нельзя было готовить пищу. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение.)
- Почему в таких сосудах, сплетённых из веток дерева (выделить интонацией) Ивы и обмазанной глиной, нельзя было готовить еду? (Предположения, рассуждения детей.)
Педагог помогает детям сформулировать вывод о том, что дерево горит в огне, поэтому в такой посуде нельзя было готовить пищу на костре. (Пауза. Реакция детей. Обсуждение.).
Активизация, закрепление и обобщение сформированных у детей образных представлений. Подведение итогов беседы.
Динамическая игра – имитация действий людей по изготовлению лодки долотом из целого ствола дерева.
*Выразительные движения: дети берут двумя руками воображаемые топоры, ноги на ширине плеч (воображаемое бревно между ног), выполняют наклоны с одновременными «ударами» топором по бокам воображаемого бревна, чередуя направление ударов справа и слева.
*Делаем углубление в бревне – дети садятся на пятки, берут двумя руками воображаемое долото и выполняют движения, имитирующие действие долотом – «выскабливают» в стволе углубление.
Комментарий. Использование выразительного движения способствует активизации зрительно-моторной памяти, формированию образных представлений, развитию воображения, творческих способностей.
Динамическая игра «Рыбаки, рыбки».
Дети встают в круг, выбирается «рыбак», который встаёт в центр круга с удочкой – скакалкой. «Рыбак» начинает раскручивать удочку, пытаясь задеть ноги игроков. При этом скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать выше 10-15см от земли. «Рыбки» должны уберечься от удочки, подпрыгивая вверх, но не сходя с места. Пойманные «Рыбки» выходят из игры или из них выбирается новый рыбак.
Игра повторяется несколько раз. Выигрывают игроки, не пойманные рыбаками.
Комментарий. Игра способствует развитию воображения и образного мышления; укреплению дыхательной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем организма; тренировки быстроты и ловкости; развитию пространственной ориентации, зрительной и вестибулярной координации, групповой сплочённости.
Занятие «Наскальные росписи».
Задачи. Познакомить детей с рисунками древних людей. Побудить детей рисовать то, что могли видеть древние люди.
Материал к занятию. Камни с «рисунками древних людей», камни без рисунков, мелки.
Предварительная работа:
1. Знакомство детей с наскальными рисунками.
2. Разговор с детьми о том, что изображали древние люди на камнях.
Ход занятия.
1. Дети садятся за столы, где лежат камни и мелки.
Педагог демонстрирует камни с «рисунками древних людей».
- Дети, вы узнали очень много о первых поселенцах нижегородской земли. (Пауза. Реакция детей.)
- Кто были первыми поселенцами нижегородской земли? (Ответы детей. Рассуждения).
- А как жили первые поселенцы? (Ответы детей).
- Также вы узнали как и чем охотились древние нижегородцы. (Пауза. Рассуждение детей.)
- Правильно, а на каких животных охотились первые нижегородцы (Ответы детей.)
- А кроме охоты чем ещё занимались первые поселенцы нижегородской земли? (Ответы детей.)
- Да дети, первые поселенцы, чтобы добыть еду охотились и занимались рыбалкой. (Пауза. Рассуждение детей.)
- А, что ещё умели делать первые поселенцы нижегородской земли? (Ответы детей.)
- Как я вам уже рассказывала, балахнинцы, судя по найденным орудиям, умели шлифовать, полировать, долбить и пилить камень. Они умели изготавливать глиняную посуду. (Пауза. Обсуждение детей.).
- А как, же ребятки, первые поселенцы донесли до нас свою жизнь? (Пауза. Предположение детей.)
- Древние люди рассказывали о своей жизни через рисунки на скалах.
Педагог предлагает детям на камнях изобразить жизнь первых поселенцев нижегородской земли.
Во время работы педагог беседует с детьми о том, какие камни древние люди использовали для рисования, и что люди могли нарисовать на камнях.
- Камень, скалы выбирали с ровной поверхностью, и на камнях древние люди рисовали свою жизни: охоту на животных, женщин, идущих с кувшинами.
Комментарий. В процессе работы ребёнок знакомится с содержанием рисунков древних людей, что расширяет его кругозор и, соответственно, образные представления о жизни и быта людей прошлого времени.
Анализ созданных изображений.
После окончания работы педагог выставляет все работы в ряд и предлагает детям проследить и рассказать о жизни древних людей и рассказать каждого, то, о чём рассказывает рисунок.
- Среди первых поселенцев нижегородской земли были также и художники, которые рисовали на стенах пещер и скалах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Министерства образования Нижегородской области
О плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими учреждения дошкольного образования...
презентаци Народные художественные промыслы Нижегородской области
В 2014 году исполняется 300 лет со времени создания Нижегородской губернии. Именно тогда наш регион, объединяющий русские земли Волго-Окского междуречья с городами Нижний Новгород, Арзамас и Балахна, ...
Проект "зоо лет Нижегородской области"
В 2014 году Нижегородской области исполняется 300 лет. Нашим проектом мы постарались привлечь детей - дошкольников к этому событию....
тематическое занятие, посвященное 300- летию Нижегородской области.
Тематическое занятие для детей старшей группы (5 - 6) лет с ОНР. Направлено на развитие познавательной и речевой активности детей, приобщение к истории своей малой Родины....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Красная книга Нижегородской области"
Природа - матушка, человек – сын природы. Мать надо любить, беречь и подчиняться её законам.Каждый живой организм имеет право на существование....
КОДЕКС СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственным гражданским служащим Нижегородской области (далее – гражданские служащие) надлежит руководствоваться положениями настоящего Кодекса при исполнении должностных обязанностей и во в...
Памятные места Нижегородской области
Мы с детьми знакомимся с историей Нижегородского края, помогают нам в этом материалы, иллюстрации и наш мини-музей "Богатыри земли Нижегородской"...