Памятные места Нижегородской области
занимательные факты (старшая, подготовительная группа) по теме
Мы с детьми знакомимся с историей Нижегородского края, помогают нам в этом материалы, иллюстрации и наш мини-музей "Богатыри земли Нижегородской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация о том, как мы ездили на экскурсии. | 1.02 МБ |
4_noyabrya.docx | 19.33 КБ |
ekskursiya_-_kopiya.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поездка в г. Городец
Музей добра
Музей самоваров
Предварительный просмотр:
Конспект нод в подготовительной группе
«4 ноября — День народного Единства».
Программное содержание: знакомство детей со Всероссийским праздником - День Народного Единства; расширять представления детей о территории России, народах её населяющих; воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе; воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран) .
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, о какой стране так говорят «Велика она, а отступать некуда? »
Дети: - Россия.
Воспитатель: - Почему так говорят?
Дети: - Если во время сражения отдашь врагу хоть малую часть земли, то так и всю страну отдашь врагу .
Воспитатель: - Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по нашей необъятной России. Взгляните на карту (сл. 2, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире.
Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья» (сл. 3- 9).
Живут в России разные Один рыбак с рожденья,
Народы с давних пор: Другой оленевод
Одним тайга по нраву, Другой готовит мед.
Другим степной простор. Одним милее осень,
У каждого народа Другим милей весна
Язык свой и наряд, А Родина – Россия
Один черкеску носит, У нас у всех одна!
Другой надел халат.
Воспитатель: - Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?
Дети: - Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду
Воспитатель: - Какие национальности, проживающие в России, вы знаете?
Дети: - Татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)
Воспитатель: - А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А знаете ли вы пословицы о дружбе?
Дети: - Старый друг лучше новых двух.
Нет друга, так ищи, а нашёл — береги.
Дружба - великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Воспитатель: - Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить?
Дети:- Да.
Воспитатель: - А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?
Дети: - Помиримся
Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)
Воспитатель: - Продолжим. О чём мы с вами говорили?
Дети:- О дружбе народов.
Воспитатель: - А вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много столетий. Даже есть Всероссийский праздник - День Единства Народов, который мы будем совсем скоро с вами отмечать (сл. 10-11). Хотите узнать, почему народы России так крепки и едины?
Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время (сл. 12) .
Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе подчинить (сл.13)
И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков И тогда люди поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков (сл. 14) .
Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Козьма Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение (сл. 15) .
Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и держит такую речь (сл. 16) .
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Голоса. Мы все, Козьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Но нет у нас воеводы: изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?
Голоса. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в Нижнем Новгороде (сл. 17) .
Прибыли к нему Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного ополчения (сл. 18) .
Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. А кто не мог воевать помогали деньгами (сл.19) .
А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин (сл. 20) .
Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение (сл. 21) .
Два месяца шли бои за освобождение Москвы (сл. 22) .
Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России (сл. 24) .
Читает отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»
Едино государство, И Русь освобождает,
Когда един народ, И жертвует собой.
Когда великой силой Во славу тех героев
Он движется вперед. Живем одной судьбой,
Врага он побеждает, Сегодня День единства
Объединившись в бой, Мы празднуем с тобой!
Воспитатель: - Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?
Воспитатель: - Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.
Предварительный просмотр:
Экскурсия в групповой мини-музей
«Богатыри земли Нижегородской».
Программное содержание:
Дать детям знания о русских богатырях – былинных героях, князьях-воителях и полководцах – защитниках Отечества; познакомить детей с некоторыми моментами истории Отечества: героизмом русских солдат и простого народа; закреплять знания детей о доспехах и оружии древних русских воинов; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны; развивать память, мышление, воображение.
Материалы:
Репродукция В. Васнецова «Три богатыря»; портреты царей, князей-воителей, полководцев; военные атрибуты: кольчуга, шлемы, бармица, щит, меч, лук, стрелы, булава; CD-диски: “Защитники Отечества”, “Россия – Родина моя”;Кантата С. Прокофьева “Александр Невский”; мультимедийная презентация: «Защитники Отечества»
Словарная работа:
Отечество – земля, на которой родились и живут люди.
Доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица).
Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава-палица.
Дружина, дружинник, боевой орден, несметная рать, княжеские полки, засада.
Этнографический музей.
Ход экскурсии.
Звучит музыка. Приглашение детей в музей.
Экскурсовод: - Мы находимся с вами в Музее «Богатыри земли Нижегородской». Прежде чем приступить к осмотру экспозиции, необходимо вспомнить...
Дети: -Правила поведения в музее.
Экскурсовод:- Какие же правила вы знаете?
Дети: -В музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям, находящимся в этом зале.
-В музее надо внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.
-Нельзя трогать музейные экспонаты руками.
Экскурсовод:- Всё, что вы сказали, правильно. Теперь можно начинать знакомство с нашей экспозицией .Всё, что вы здесь видите-это история воинской доблести и славы с древних времён до настоящего времени.
Дети с экскурсоводом подходят к репродукции картины В. Васнецова “Три богатыря”.
Экскурсовод:- В былинах воспето много богатырей земли родной и их подвиги, но наиболее любимы и почитаемы - Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Посмотрите на эту картину. Вы узнали её?
Дети: -“Богатыри”, художник В.М. Васнецов.
Экскурсовод: - Какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?
Дети: -Они стоят в дозоре, охраняют границы земли Русской….
Экскурсовод: - Верой и правдой служат они своей Отчизне. Посмотрите, какое у них оружие, могучие кони. Видите, как богатыри всматриваются вдаль, оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки – не притаился ли где враг... И шла по Руси великой слава о русских богатырях! И помнил их имена народ, и слагал, и пел песни-былины о том, как берегут и защищают богатыри родную землю.
Дети подходят к следующему экспонату.
Экскурсовод: - А это что перед вами?
Дети: - Это древнее оружие, доспехи наших предков.
Экскурсовод: - Кто сможет правильно назвать эти доспехи, оружие?
Дети: -Доспехи – одежда воинов: кольчуга, щит, шлем, латы, бармица. Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава.
Экскурсовод: - А сейчас мы с вами перенесёмся более чем на тысячу лет назад и вспомним наших героев. В истории России есть чем дорожить и гордиться. Кто из вас знает, как раньше называли нашу Россию, и людей, которые в ней жили?
Дети: -Русь, русичи.
Экскурсовод:- В стародавние времена со всех сторон окружена была Русь многочисленными врагами. Все они хотели захватить нашу землю, богатые города и красивейшие православные храмы.
Как вихрь налетали на русские земли хазары, половцы, монголо-татары. Грабили, сжигали, разоряли города, деревни, православные церкви, убивали людей, а многих молодых и здоровых забирали в полон-плен, где потом продавали в рабство. Поэтому нашему народу постоянно приходилось защищаться от врагов. Во главе дружин стояли мудрые, умные полководцы. Посмотрите на эти портреты, это всё князья-воители, полководцы. Перед вами – великий князь Александр Невский. Дети, а за что князю Александру народ дал прозвание Невский? (Почему его народ стал называть Невским?)
Дети: - За победу на реке Неве. За победу над шведами на Неве.
Экскурсовод: - Александр Невский так и вошёл в историю под этим прозванием. Шведов было много, а у Александра всего тысяча воинов, пятьсот пеших и пятьсот всадников.
Александр Невский внезапно налетел на шведов, когда они отдыхали на берегу Невы. А ещё он послал своего воина Мишу, который топориком прорубил у кораблей днище (дно). Шведы бросились при отступлении на корабли, и все вместе с кораблями пошли ко дну. Так Александр разгромил врага и сказал такие слова: “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”.
Дети, а кто из вас может нам сказать, какое ещё известное сражение выиграл Александр Невский со своим войском?
Дети: - Битва на Чудском озере. Через два года после битвы на Неве Александр со своим войском разбил крестоносцев-германцев. Вся армия крестоносцев ушла под лёд. Эта битва получила название «Ледовое побоище».
Экскурсовод: - Кто нам расскажет, какую хитрость применил Александр Невский при этом сражении?
Дети: - У крестоносцев было тяжёлое вооружение, и лёд не выдержал.
Он заманил крестоносцев к Чёрному камню, где лёд был тонким и жидким, как кашица, так как здесь били ключи.
Экскурсовод: - За эту победу народ прозвал Александра Невского “Солнышко Отчизны”.
Показ иллюстраций.
Экскурсовод: - Я обращаю ваше внимание на следующий экспонат. Это Покровский собор, который находится в Москве. Перед собором стоит памятник. Этот памятник поставлен в честь наших земляков. Кто из вас может нам сказать, кому установлен этот памятник?
(Ответы детей)
Экскурсовод: - Ребята, на памятнике написано: “Гражданину К.Минину и князю Д.Пожарскому благодарная Россия”. За что благодарит Россия Минина и Пожарского?
Дети: - За победу над поляками, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю.
Экскурсовод: - Сегодня я хочу вам рассказать о героях, о наших земляках - Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Кузьма Минин был житель города Балахна. Он обратился к народу со словами: “Люди русские! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы собрать войско. Поищем человека, который смог бы это войско возглавить”. Люди отозвались на его слова: богатые люди приносили своё имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Собрали войско, и во главе его встал князь Дмитрий Пожарский.
Экскурсовод показывает портрет Дмитрия Пожарского.
Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа. В городе Нижний Новгород, был поставлен точно такой же памятник на Площади Народного единства.
Вот так, русские люди защищали своё Отечество, свою родину! Их помнит Россия, их помнит русский народ. Люди приходят к памятникам и возлагают цветы.
Звучит аудиозапись: А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»
Экскурсовод: - Какие чувства вызывает у вас эта песня? Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской.
(Ответы детей)
Экскурсовод: - Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и любит народ своих богатырей.
Физкультминутка
- Давайте побудем на время богатырями:
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки.
Наклонившись влево, вправо,
Получается на славу!
Экскурсовод приглашает детей в художественную мастерскую
Экскурсовод: - В нашем музее есть творческая мастерская, давайте и туда заглянем (детей встречает педагог дополнительного образования)
Педагог доп. обр: - Здравствуйте дети. Я рада видеть вас в нашей мастерской. Сегодня вы побывали на экскурсии в нашем этнографическом мини-музее. А вы знаете значение слова «этнографический»?
Ответы детей.
Педагог доп. обр: - Какие экспонаты вам больше всего понравились в нашем мини-музее?
Ответы детей.
Педагог доп. обр: - А вы запомнили из рассказа экскурсовода, чем были вооружены богатыри на Руси?
Ответы детей.
Педагог доп. обр: - В нашей творческой мастерской есть заготовки (педагог показывает заготовку щита). Кто догадался, что это? А чего не хватает на этих щитах?
- Вы верно сказали, на щитах у богатырей были изображены различные гербы. (показ образцов)
- А не хотели бы сами придумать и нарисовать на щите герб, для коллекции в наш мини - музей?
- Если вы желаете, то можете сами выбрать форму щита из заготовок, которые имеются в нашей мастерской.
Дети выбирают заготовку щита.
Педагог доп. обр. осуществляет руководство художественной деятельности детей. По окончанию работы предлагает поместить щиты на борт макета ладьи и отдает экскурсоводу.
Экскурсовод.: - Большое вам спасибо, вашу коллекцию щитов мы поместим в наш музей, и вы сможете рассказать вашим родителям и своим друзьям об экспонатах нашего группового мини-музея. До новых встреч в нашем музее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Поход по памятным местам города Заволжья».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с памятными местами родного города (сквер Победы, Вечный огонь, площадь В.И.Ленина, парк культуры и отдыха, памятник Ю.А. Гагарину, Дом культуры...
«Памятные места г. Набережные Челны».
- продолжить знакомство детей с памятными местами нашего города;- формировать представление о красоте нашего города;- прививать любовь к родному городу;- воспитывать чувство гордости за свой город, лю...
Презентация "Памятные места ВОВ . Микрорайон Аэродром города Гатчина"
Презентация к 70-летию победы в ВОВ "Памятные места ВОВ . Микрорайон Аэродром города Гатчина" В данной презентации представлен материал, освещающий историю микрорайона Аэродром города Гатчи...
«Ознакомление детей с памятными местами Великой Отечественной Войны, находящимися в Москве».
Конспект занятия«Ознакомление детей с памятными местами Великой Отечественной Войны, находящимися в Москве».Цель:1. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героические подвиги своего народа.2. Фор...
Конспект образовательного предложения "Путешествие по заповедным местам Нижегородской области"
Занятие по краеведению для подготовительной группы...
Семейный маршрут выходного дня: «Памятные места Белгородской области»
Совместная рбота воспитателя и роителей по организации увлекательного тура выходного дня по Белгородской области....
Презентация "Памятные места р.п. Полтавка Омской области"
Презентация "Памятные места р.п. Полтавка Омской области"Цель: Формировать нравственное и патриотическое воспитание детей.Задачи:1.Расширять представление детей о Малой родине.2.Рассказать д...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Марина Александровна! Спасибо
Марина Александровна! Спасибо большое за составленный материал. Очень познавательно и полезно. Каждый ребёнок должен знать историю своей малой Родины!
Марина Александровна! Спасибо
Марина Александровна! Спасибо большое за красочную презентацию. Ваш опыт может мне пригодиться!