Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов
презентация
Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.ppt | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: - Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоцио- нального выгорания и причинами его возникновения; -Развитие самопознания и самопринятия; - Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; - Релаксация; - Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации; - Развитие групповой сплоченности педагогического коллектива. Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
Немного теории Интерес к синдрому "выгорания" возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов . Существуют различные определения "выгорания", однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром "выгорания" обозначается рядом авторов как "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа. В настоящее время хорошо известны три модели "выгорания" и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, "выгорание" — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию "выгорания" как синдрома "хронической усталости". Приверженцы одномерного подхода не ограничивают "выгорание" какими-либо определенными профессиональными группами.
Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают "выгорание" как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе. Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома "выгорания" американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, "выгорание" понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая "выгорания" и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми. Третий компонент "выгорания" — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. Педагоги ДОУ в своей работе ежедневно сталкиваются с такими факторами, как: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на эмоциональное благополучие педагогов. В последнее время повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение . Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке.
Почти никогда Редко Часто Почти всегда 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя. Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда. Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
Особенности работы педагога-психолога с педагогами ДОУ: Принцип добровольности; Немногочисленность группы, при проведении тренинга; «Сознательный» подбор участников; Женская группа; Удобное время, регламент; Правила группы, безопасность; Терапия «обеденным чаем»; Творчество; «Дать с собой»; «Сюрпризный» момент.
Тест «Как вы о себе заботитесь» Варианты ответа: 4 — верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям); 3 — скорее верно, чем неверно; 2 — скорее неверно, чем верно; 1 — неверно (то есть вы так не поступаете никогда). Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой) 4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне 5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан 6. Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное 7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем 8. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать Я хвалю себя после того, как сделаю что-ни будь хорошее 10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве 11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье 12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны 13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки 14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби 15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться 16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем 17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100% 18. Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих 19. Я избегаю употребления наркотиков и табака 20. Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства
Интерпретация теста «Как вызаботитесь о себе?» Более 54 баллов — результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо. 40—54 баллов — средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат. Ниже 40 баллов — результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности.
- о дружбе; - добро всегда побеждает зло; - о правде и лжи.
Психологическое упражнение «Без оценок» Цель: тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям. Время: 15-20 минут. Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле. Каждый партнёр работает 4 минуты. Подведение итогов упражнения: Какие были трудности ? Что помогало избегать оценочных высказываний? Какие новые качества в себе открыли? Упражнение "Лестница". Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы: - Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз? - Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице? - Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? - Что мешает Вам находиться наверху?
Упражнение " Распредели по порядку" Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я". Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень: дети, работа, муж, Я, друзья, родственники. Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами. Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня : 1. Я 2. Муж 3. Дети 4. Работа 5. Друзья, родственники
Упражнение «Мой взгляд на мои отношения» Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями воспитанников и определить существующие проблемы, которые можно разрешить. Содержание: для выполнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4, карандаш и ластик. Тренер предупреждает, что упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу вопросы. Ведущий: «Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей ваших воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур» Далее ведущий задает вопросы, приблизительно следующего содержания: · Как расположены у вас фигуры? На каком уровне? Кто выше ,кто ниже? Кто в центре? Почему? · Кто расположен правее, кто левее, вкладываете ли вы личный смысл в понятия «левый – правый»? Какой? · Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько других? Почему? · Одинаковыми геометрическими фигурами изобразили себя и родителей? Почему? · Много ли острых углов в вашем рисунке? Вкладываете ли вы личный смысл в понятие «острый угол»? Какой? · Если бы я попросила вас изобразить идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок? Почему? · На какие еще размышления наводит вас ваш рисунок? Кого бы еще вы хотели изобразить?
Упражнение «Скульптура эмоций» Цель: осмысление и обсуждение своих чувств, развитие способности управлять ими. Обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные, создание творческого настроения. Содержание: участники группы разбиваются на пары: один – «глина», другой – «скульптор». Последний сначала разминает глину, потом вылепливает какое-нибудь чувство, а «чувство» в свою очередь рассказывает, зачем оно нужно ( например, скульптура страха может сказать вам: « я посещаю тебя, чтобы оберегать от опасностей. Будь осторожен!»). Затем участники меняются ролями. Затем идет обсуждение упражнения.
Упражнение " Источник" Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" ведущий спокойно и четко проговаривает текст: "Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. " По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение , принимая душ.
Перечень упражнений: 1 Упражнение «Что в имени тебе моем» 2 Упражнение «Кто я» 3 Притча «Сказка о купце» 4 Упражнение «Райский сад» 5 Пословицы 6 Упражнение «Ресурс» 7 «Письмо к себе» 8 Упражнение «Подарок» 9 Психологическое упражнение «Без оценок» 10 Упражнение «Вознаграждение»
1. Если Вы проявите инициативу, успех не заставит себя ждать. 2. Ваши надежды и планы сбудутся сверх всяких ожиданий. 3. Для каждого найдется кусочек рая на планете. 4. Вам предлагается мечта всей жизни. Скажите да ! 5. Каждому причитается столько счастья, сколько сам в силах подарить. 6. Дорога в тысячу миль начинается с первого шага. 7. Лучше жалеть о том, что сделал, а не о том, что не сделал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социально...
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер – класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Практическое занятие, направленное на сохранение физического, психологического, социального здоровья педагога....
Мастер-класс «Зарядись позитивом!» (профилактика эмоционального выгорания)
Мастер-класс «Зарядись позитивом!»(профилактика эмоционального выгорания) Педагог-психолог:Залесская Надежда МихайловнаМБДОУ д/c №16...
Мастер-класс на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. эта профессия обладает огромной социальной важностью. В последние годы резко возрос инт...