Доклад «Игры в жизни ребенка»
материал (младшая группа) по теме
Доклад преднозначен для выступления на педсовете. Расказывает об играх и их разнообразии в использовании в работе с детьми раннего возроста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igry_v_zhizhne_rebenka_1_ml._gr.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» П. ИСА. | |
Доклад | |
«Игры в жизни ребенка» | |
Воспитатель I младшей группы: Заякина Н.А. | |
Игра – это уникальное средство воспитания в развитии ребенка, которое издавна используется в народной педагогике. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры.
К играм-забавам относится большинство народных игр: игры-потешки («Ладушки», «Сорока»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь»), разнообразные подвижные игры (прятки, салочки). Эти игры ярко и эмоционально окрашены, включают ритмические повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры.
К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети с помощью выразительных движений и звуков изображают животных, птиц, машину, паровоз.
В играх-потешках малышей привлекает простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослыми игры. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются и охотно воспроизводятся детьми.
Самые первые игры взрослых с детьми, такие как «Прятки», «Ладушки» включают себя элементы условности и несложные действия персонажа, которые воспитатель многократно адресует малышу. Ребенок не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекают в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь детей постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра.
В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, в которых отражается их собственный жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающими, из книг, рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (купание, кормление, посещение врача, магазина). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стихов.
Часто разные виды игр сочетаются между собой. Развитию игровой деятельности следует уделять особое внимание. В раннем возрасте игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности. Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание спать, кормление) делают их делают их более привлекательными для детей.
Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками и считают, что малыши смогут занять себя самостоятельно. Но даже самые интересные и полезные игрушки сами по себе не могут научить ребенка играть. Они стимулируют предметно-манипулятивную и ориентировочную деятельность, но преобразовать действия ребенка в игровую деятельность может только партнер, умеющий играть. Обычно такими партнерами выступают взрослые или старшие дети. Если ребенок остаются один на один с игрушками, его действия с ними долгое время остаются однообразными и примитивными, не оказывая на игру развивающего эффекта.
Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен научиться играть, а уже после этого он сможет самостоятельно развивать сюжет игры, придумывать новые игры.
Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только, то, что им хорошо знакомо, поэтому для возникновения игры необходимо обогащать их жизненный опыт. Именно собственный опыт ложиться в основу сюжетных игр ребенка, дает тот материал, который становится содержанием игры. Для обогащения жизненного опыта детей следует привлекать их к действиям взрослых, обсуждать с ними домашние дела, читать книги, рассказывать истории.
Ребенок принимает и усваивает новые игровые действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой, проявляет фантазию. Важно понимать, что игра – не формальное занятие, она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу ребенка. Для того чтобы пробудить игровую активность ребенка, взрослый должен начать игру неподалеку от него и постепенно вовлечь его в свою игру.
Если игра ребенка слишком однообразна, нужно не нарушая хода игры, присоединиться к ней, повторить действия малыша, а затем предложить новый вариант действия или сюжет. Например, ребенку, который просто катает машинку, можно предложить покатать не ней собачку или отвезти кубики для постройки дома. В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом, например, протянуть кукле пустую ладошку, объясняя, что это конфета.
Рекомендуется увеличивать круг игровых действий и ситуаций, обогащать игровой опыт малыша. Можно предложить ребенку покормить не только куклу кашей, но и зайчика – морковкой, петушка – зернышками. Значительно обогащает игру включение в него речевого общения с персонажами. Взрослый может обратиться к игрушке с вопросом: «Хочешь попить молока?» или «Давай мы уложим тебя спать». Благодаря участию взрослого, игрушки «оживают», приобретают свой характер, голос, совершают какие-то действия.
Важнейшим шагом в развитии игры является введение в нее предметов-заместителей, то есть использование знакомых предметов в новом качестве. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить камушки в конфеты, крышку от банки в зеркало, палочку – в мостик. Такие игровые замещения способствуют развитию воображения ребенка.
В раннем возрасте уже можно закладывать основы ролевого поведения ребенка. Имитация движений, звуков, эмоциональных состояний персонажей помогает создавать образы- представления, которые ложатся в основу ролевого поведения.
В процессе такие игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Игра как показатель развития ребенка»
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом....
Доклад"Игры в жизни ребенка"
Доклад...
Педагогический доклад «Игра в жизни дошкольника –формирование безопасности в жизни»
laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы,...
Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Презентация: https://disk.yandex.ru...
Доклад "Игра и игрушка в жизни дошкольника"
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени....
Доклад "Игра в жизни ребенка"
Доклад "Игра в жизни ребенка"...