Организация исследовательской деятельности в летний период
Главное достоинство исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, чтобы ребенок получал реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и овладение умственными приемами и операциями, которые составляют умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
В детском саду мы используем только элементарные опыты. Они имеют следующие особенности:
- результат неизвестен только детям;
- в процессе опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- в работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). В нашем детском саду создана развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей. Она представлена «Уголком экспериментирования» во всех возрастных группах. Это позволяет создавать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.
В летний период опытно- экспериментальная деятельность организуется по нескольким разделам: «Мои глаза» - дети знакомятся с внешними признаками и функциональным назначением глаз. В процессе экспериментирования, специальных игр и упражнений знакомятся с цветом, формой, величиной, размером. Используются дидактические игры и упражнения: «Вижу не вижу», «Движение глаз», «Определи направление взора», «Мои веки и ресницы», «Помоги Незнайке определить, из чего сделан предмет» и другие.
«Всё о моих руках» - путём активного обследования, экспериментирования расширяются представления детей о возможности восприятия окружающих предметов. Эксперименты, игры, упражнения помогают повышать осязательную чувствительность пальцев рук, развивать точность и координированность движений рук. Детям предлогается разложить разные по форме и величине камешки, детали конструкций, элементы различных мозаик и пр. «Зачем мне нужен нос» - позволяет детям ознакомиться с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета. Детям предлагается нюхать различные запахи, сравнивать, описывать свои впечатления.
«Язык и вкус» - дети узнают о внешних признаках и функциональных возможностях языка как органа вкуса. Учатся определять вкусовые характеристики предмета и использовать полученную информацию в совокупности с информацией от других анализаторов. С помощью экспериментирования дети узнают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних и неприятным для других. Проводятся такие игры, как «Узнай по вкусу», «Приготовим борщ, салат, компот», «Узнай полезное и вредное» и другие.
«Звук и уши» - дети учатся различать речевые и неречевые звуки, издаваемые домашними животными, птицами; звуки разных музыкальных инструментов; определять направление в пространстве по звуку без зрительного сопровождения, звуковая характеристика предмета, его расположение в пространстве, производимые с ним действия дают детям представление о необходимости использования этой информации в ориентировке в окружающем мире. Используются игры: «Какая чашка звучит», «Кто играл», «Громко-тихо» и пр.
В разделе «Мои органы чувств и окружающий мир» полученные знания закрепляются благодаря комплексному подходу к формированию представлений детей о полимодальном способе восприятия информации.
Еще мы включаем игры – экспериментирование с различными предметами и материалами: «Вода и ее свойства» «Игры с мыльной водой и пеной». «Воздух»
Исследовательская работа взаимосвязывается с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, занятиями изобразительным искусством. Мы не раз убеждались, что исследовательская работа является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников.
Воспитатель Куделина Марина Ивановна
|