Как повысить остроту зрения в период лечения в детском саду компенсирующего вида
материал по теме

Исаева Дарья Сергеевна

В данной работе представлены основные виды  игр, направленных на развитие остроты зрения в условиях аппаратного лечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ortoptika_i_ploptika.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

                        Плеоптический этап лечения.

На данном этапе лечения при очень низкой остроте зрения (0,01-0,3) медицинская и педагогическая коррекция направлена на повышение остроты зрения плохо видящего глаза выше 0,3.

Основные действия:

-постоянное ношение очков

-окклюзия лучше видящего глаза

-засветы глаз на аппарате БО

-упражнения на компьютере

-просмотр мультфильмов

В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

Маленьким детям для обводки даются крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок и т.д.), детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещённый экран.

Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры: " Найди такой же предмет" (по форме, цвету, размеру), "Найди различия в предметах, рисунках", " Что от тебя ближе, дальше", " Составь из частей целое".

В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрёшками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например: " Собери башенку", Собери пирамидку", "Собери корзинки", " Составь матрёшку".

Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: "Кто скорее нанизает шары", "Наряди куклу в бусы" и др.

Один из вариантов методик - воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета. Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации. Шнуровку можно внести в одежду кукол, т.к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.

Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрёшки, пирамидки, разрезное лото и т.д.) заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания.

Активно влияют на развитие остроты зрения игры - лабиринты, например: на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают то, чем питаются эти животные. Коза любит капустку, заяц - морковку и т.д. содержание таких картинок может быть разнообразным.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения пособия уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики.

Для активизации зрения детей с косоглазием и амблиопией в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрофицированных игрушек: "Где зажёгся фонарик?", "Сосчитай, сколько раз зажёгся ", "Сколько горит лампочка на панели?", "Проследи за огоньками". На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания: "Посчитай, сколько раз включилась настольная лампа", "Где горит огонёк?" и т.д.

Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перегрузка, пособия и материалы даются более крупного размера. (Плаксина Л.И., Григорян Л.А. "Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения" стр. 38-41).

Зрительные нагрузки - это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая - для зрительной гимнастики, (таблица зрительной нагрузки для детей 5-ти лет смотри в приложении.) назначаются врачом-офтальмологом с учётом возраста, степени амблиопии.

                     Ортоптический этап лечения

Ребёнок продолжает лечение на аппаратах, формируется умение видеть двумя глазами одновременно.

Лечение на синоптофоре, занятия «EYE» на компютере.

На данном этапе используется накладывание одного изображения на другое(цвет на контур), а также игры на попадание в цель, конструкторы, мозайки!!!Хорошо использовать игры-лабиринты.

          Стереоскопический этап лечения зрения.

После появления одновременного зрения, ведётся работа по формированию бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог использует игры на развитие глубинного зрения. Воспитатели организуют деятельность детей в группе таким образом, чтобы все компоненты созданной в группе развивающей среды способствовали закреплению и развитию полученных на аппаратах результатов лечения.

Использование дидактического материала
в условиях индивидуального дифференцированного подхода
у детей с различными зрительными патологиями.

Цель :   Научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение.

         Только в этом случае возможно формирование у данной категории адекватных представлений об окружающем мире.

    В специализированном образовательном учреждении (группе)  для дошкольников с патологией зрения в основе коррекционно-педагогической работы лежит

медицинская коррекция.

На каждом этапе лечения ребёнка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используются соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

Игры для детей с нарушениями зрения:

Этап лечения

Название игры

Цель игры

Задачи игры

Лечебно-востановительные

Коррекционно-педагогические

1. Плеоптический

"Новогодние бусы"

Повышение остроты зрения амблиопичного глаза.

Развитие мелкой моторики рук, скоординированных действий обеих рук.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки - бусы. Для этого ему нужно нанизать бусинки на нить.

Этап лечения

Название

игры

Цель игры

Задачи игры

Лечебно-востановительные

Коррекционно-педагогические

2. Ортоптический

"Цифры и порядок"

Развитие подвижности глаза.

Развитие устойчивости и концентрации внимания.

В таблице расположены цифры в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и подчеркнуть цифра по порядку.

Этап лечения

Название

игры

Цель игры

Задачи игры

Лечебно-востановительные

Коррекционно-педагогические

3. Стереоскопический

"Кольцеброс"

Развитие стереоскопического зрения.

Развитие глазомера.

Ребёнку дают кольца и стержень, который ставят на определенном расстоянии от ребенка. Ему предлагается нанизать кольца на стержень бросая их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитани...

Физкультурные праздники и развлечения в детском саду компенсирующего вида

Можно взять за основу, добавить что-то свое и будет весело... (Для инструкторов по физической культуре детски садов)...

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Особенности коррекционной работы в детском саду компенсирующего вида

В статье раскрыты основные особенности коррекционно- развивающей работы в детском саду компенсирующего вида...

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....