Игрушка – часть народной культуры.
занимательные факты по теме

Старостина Гульнара Гайяровна

Теория появления игрушек и зачем и для чего они нужны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushka-chast_narodnogo_iskusstva._teoriya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Игрушка – часть народной культуры»

«Может быть, особенное очарование русских

маленьких крестьянских произведений – игрушек – заключается в их непритязательности: они, так сказать, сами про себя и не думают, что они принадлежат к семье подлинного искусства, и в тоже время волнуют радостью сильнее, чем большие, уверенные в себе сооружения»

И. С. ЕФИМОВ.

« Пусть ребенок узнает пока немного, но чтобы в этом немногом для него открылась красота нравственных ценностей.»

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Когда появились первые игрушки на Руси? Этот вопрос интересует всех, кого волнует история нашей страны и народа. Археологические раскопки дали много интересного о памятниках культуры. На территории России раскрыто множество поселений и городищ, где жили славяне и их предки. Бытовые и культовые предметы, изделия ремесленников и художников давно минувших дней были извлечены из толщи земли. Самые древние из них относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры, в том числе первые игрушки детей -погремушки. Эти находки удивляют и восхищают нас, как все подлинное и древнее. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые участвовали в ритуале погребения (многие из них обнаружены были в захоронениях). Игрушки должны были оберегать не только детей, но и взрослых, от таинственных злых сил, которые постоянно угрожали человеку, не научившемуся еще управлять природой. В те далекие времена игрушки мастерили из всего , что давала природа: листьев, прутьев, сучков, плодов, цветов. Были эти игрушки очень недолговечны. До наших дней сохранились в основном глиняные игрушки.

Чему могли научить топорные самоделки, примитивные куклы из тряпок и соломы, обычные глиняные свистульки? Оказывается очень многому из того, что необходимо было знать и уметь будущему крестьянину, деревенскому жителю. Наблюдательным воспитателем был тогда народ и мудрыми - средства народной педагогики. Все игрушки проверялись жизнью и опытом не одного поколения людей. В игрушках, сказках, песнях детям передавались понятия об окружающем мире, о зле и добре, красоте и счастье. Не надо думать, что взрослым не приходила мысль о том , что каждому возрасту нужны были свои игрушки и забавы. Колыбельные и погремушки - малышам, потешки и пестушки- детям более старшего возраста, им же- сказки о животных , былины о богатырях, дудочки, рожки, сопилки, свирели. Очень важно отметить, что взрослые никогда не останавливали начатую игру, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Объясняется это традиционностью народной культуры, ее глубинными историческими связями( с помощью игрушек и игр- упражнений детей обучали труду). Поэтому детские игры и игрушки, как и прочие предметы и явления, в древности наделялись сверхъестественной магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, принести в дом богатство, сделать счастливым брак или же наоборот - принести несчастье. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, поэтому в зыбку и люльку клали их в качестве « оберега».

По всей территории России разбросаны десятки крупных и мелких центров игрушечного производства. И каждый из них- это новая , интересная страница в истории русской игрушки, частица народной культуры. Игрушечные промыслы возникали в разное время, формировались в разных исторических условиях. На их развитие влияли климатические условия, местонахождение населенного пункта, населенность края и его экономика, связь с городами, традиции местной культуры.

В каждом таком очаге постепенно складывалась школа мастерства, вырабатывался свой стиль. У мастеров - игрушечников свои секреты мастерства, определенные способы и приемы технического и художественного исполнения игрушки, профессиональное мастерство складывалось в художественные школы. Поэтому так легко можно отличить игрушки разных промыслов: гжельский фарфор (Раменский район Московской области), скопинска майолика (Рязанская область ), дымковская игрушка (город Киров, бывшая Вятка), филимоновская игрушка (Тульская область), каргопольская игрушка (Архангельская область), абашевская игрушка (Пензенская область). Мастера глиняной игрушки работают в селах: Жбанниково( Владимирская область), Кожля ( Курская область), Александро-Прасковьинка (Рязанская область), Хлуднево (Калужская область ) и в других Русских селениях.

Культуру РОССИИ невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству дошкольника. В народном декоративно- прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на произведениях народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания дошкольника и развития его художественно – творческих способностей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека( народное искусство – его часть), психолог Б. М. Теплов писал: «искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому – то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему развитию личности». Б. М. Теплов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное и...

Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"

Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...