Роль воспитателя в осуществлении абилитационной коррекции для детей групп с нарушением в опорно-двигательном аппарате
статья по теме
Консультация для воспитателей.
Забота о здоровье детей-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_osushchestvlenii_abilitacionnoy_korrekcii_dlya_detey_grupp_o_1.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в осуществлении абилитационной коррекции для детей групп О.П.Д.
Антипьева Ирина Николаевна
Почетный работник общего образования Российской Федерации, воспитатель ГБДОУ детского сада №45 Приморского района Санкт-Петербурга
«Я не боюсь еще и еще раз говорить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В.А. Сухомлинский
Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз.
60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья :
20 – 30% - неврологические проявления
30 – 40% - отклонения со стороны опорно – двигательного аппарата
20 – 25% - со стороны носоглотки
10 – 23% - аллергические реакции
10 – 25% - со стороны сердечно – сосудистой системы
Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему воспитателя, высокое чувство ответственности за каждого воспитанника. В группе должны быть созданы условия для осуществления личностного подхода к каждому ребенку.
Чтобы определить потребности, возможности и способности детей, в группах каждый год проводятся диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, т.е. паспортизация каждого ребенка. Она основана на определении:
- группы двигательной активности ребенка
- типу высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
- биоритмы (сова, жаворонок, голубь)
- лист здоровья (диагноз, группа здоровья, запрещенные и ограниченные упражнения, оказания первой помощи)
Это помогает воспитателю иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. Правильно планировать физкультурно – оздоровительную работу с учетом, имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок. Так же составляется индивидуальный маршрут с назначениями на месяц или квартал.
Режим дня в группе должен быть скорректированный. Он предусматривает разнообразную деятельность, в течении всего дня, в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а так же состояния их здоровья.
Ежедневно во всех возрастных группах, должна быть предусмотрена утренняя гимнастика в зале или на свежем воздухе (2 комплекса в месяц), разнообразные подвижные игры в течении всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течении всего дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку детей.
Не стоит забывать про щадящий режим дня (ребенок после санатория, болезни, реабилитации).
Существует адаптационный режим (когда ребенок поступает в группу).
Большое значение в режиме дня уделяется проведению оздоровительных гимнастик:
- глазная гимнастика
- комплекс для работы системы пищеварения (Руденко А.С.)
- комплекс для коррекции осанки
- массаж волшебных точек ушек
- игровой массаж рук
Очень важна бодрящая гимнастика после сна 10-15 минут:
- дорожка здоровья (рельефные доски)
- вытягивание у стены
- дыхательные упражнения
- исп. спорт. комплекса
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способст. Укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду:
- четкая организация теплового и воздушного режима в помещении
- рациональная не перегревающая одежда детей
- соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 ч в день при темп. 15-20 С)
- сон при открытых фрамугах
- гигиенические процедуры (умывание и обливание рук прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной темп. С добавлением лекарственных трав)
- хождение босиком в группе (темп. пола +18 С), занятия в носках утр. гимнастикой и физкультурой
Следует помнить, что чрезмерное повышение интенсивности закаливающих процедур может привести к срывам адаптации, проявляющимся в ухудшении состояния здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому при работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- проведение закаливающих процедур только при условии, что ребенок здоров
- недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страх, плач, беспокойство)
- тщательный учет индивидуальных способностей ребенка, его возраста, возможности повышения чувствительности к закаливающим мероприятиям
- интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно (от щадящих к более интенсивным), с расширением зон воздействия и увеличения времени проведения закаливания
- систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)
- комплексное использование всех природных факторов
В комплексе закаливающих средств оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим можно использовать следующую памятку для воспитателей:
- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 мин. до сна
- первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель
- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3-5 С
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так в холодное время ода и после занятия на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, п/и; в теплое время после физкультурного занятия и музыкального – с наблюдением, спокойной игры.
Необходимо воспитателям определять признаки утомления у детей по окраске кожи, выражению лица, частое дыхание, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключать на более спокойный или наоборот интенсивный. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Они становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, потребностей, так же учитывают индивидуальные различия детей.
В наших группах дети часто занимаются по подгруппам. Подгруппы формируются на основании медицинских показаний здоровья ребенка, а так же могут формироваться на основе склонностей, интересов и даже предпочтений самих детей. Каждый ребенок должен иметь потенциальную возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов.
Следует подчеркнуть, что правильная осанка – это не только внешний вид, это и хорошее здоровье. Поэтому необходимы разнообразные профилактические меры, предупреждающие нарушение осанки:
- исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, неправильной посадки во время занятий
- подбор мебели по росту детей
При правильно подобранном столе и стуле руки ребенка согнуты в локтях под прямым углом, лежат на крышке стола.
Для предупреждения заболеваемости детей, а так же в процессе восстановительного после болезни лечения рекомендуется применять витаминно–энергетические комплексы. Они обеспечивают выполнения физической и психологической работы устойчивости нервных процессов. Комплексы назначаются 2 раза в год десятидневными курсами:
- аскорутин
- фиточай
- аромотерапия
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, т.е. основы здоровья закладываются в семье.
В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года. Такое анкетирование поможет воспитателям больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а так же наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды. Большое влияние на создание поддержание благоприятного психологического климата оказывают совместные с родителями спортивные праздники такие как «Веселые старты», которые показали, что дети наших групп при правильном личностном подходе к ним, могут в них учувствовать и показывать хорошие результаты. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТЕНДЫ,КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА".
Я ПРЕДСТАВЛЯЮ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДОВ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ ГРУППЫ....
Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушением функций опорно- двигательного аппарата.
Подвижные игры, как средство физического воспитания и профилактика нарушения функций опорно-двигательного аппарата....
Развивающие игры (по развитию речи) для детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно - двигательного аппарата
При помощи данного материала учить детей слушать и слышать звуки, развивать внимание...
проект: "Вода вокруг нас" для детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению современные дети, особенногородские, имеют весьма ограниченные...
«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Подбор методов психологической диагностики и коррекции при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях образовательного учреждения
Подбор методов психологической диагностики и коррекции при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях образовательного учреждения...
Доклад для воспитателей "Коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата".
Цель коррекционной работы - обеспечение коррекции недостатков в физическом и речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и оказание им помощи в освоении общеобраз...