Педагогический совет Социально психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
методическая разработка по теме

Ткач Лариса Александровна

 

Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

на тему: «Социально-психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»

Подготовили и провели:

Заместитель заведующего по ВМР – Ткач Л.А.

Педагог-психолог – Машинина Е.Е.

Учитель-логопед – Востокова Н.Н.

Воспитатель – Мазлова Н.В.

21.02.2013г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в области коррекционной деятельности.

Задачи:

1.Согласовать действия воспитателей и специалистов посредством интеграции, с целью развития личности ребенка с ОВЗ, и более успешной социализации его в обществе.

2. Повысить уровень знаний педагогов в вопросах коррекционной педагогики.

3. Познакомить педагогов с методами психосоциальной помощи детям с ОВЗ.

Вопросы на повестке дня:

  1. Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии. Коррекционно-развивающая работа по проекту «Будь со мной, хоть я другой» (заместитель заведующего по ВМР – Ткач Л.А.)
  2. Психогимнастика - методы снятия психо-эмоционального напряжения у детей (педагог-психолог – Машинина Е.Е.)
  3. Сказкотерапия с элементами песочной терапии (учитель-логопед – Востокова Н.Н.)
  4. Арт-терапия как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции детей с ОВЗ (воспитатель – Мазлова Н.В.)

1.Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии. Коррекционно-развивающая работа по проекту «Будь со мной, хоть я другой».

Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, дефекты данных детей побудили нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние. По решению данной проблемы в настоящее время педагогом-психологом и учителем-логопедом ведется работа по проекту «Будь со мной, хоть я другой».

         Хотя все мы должны понимать, что эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий и специалистов и воспитателей.

И педагог психолог и учитель-логопед, и воспитатель  решают свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка с ОВЗ, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством интеграции.

В рамках проекта «Будь со мной, хоть я другой», обозначены основные и эффективные методы психосоциальной помощи детям с ОВЗ. Эти методы в своей работе могут использовать и воспитатели и специалисты.

Сказкотерапия. Это  совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Игротерапия. Игра - это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Основной задачей игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый - грустный».

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода  лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование,  визуализация,  лепка, монотипия,  музыка,  аудиальное развитие,  литература и пр.

2.Психогимнастика - методы снятия психо-эмоционального напряжения у детей

 «Прогулка в летний лес»

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

  1. Разминка

Психолог: Мы сегодня отправимся в летний лес. Хотите? В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже.

В лесу надо быть очень внимательными. Сейчас я посмотрю, насколько вы внимательны. Встаньте у самого начала лесной полянки, а вы будите двигаться ко мне. Когда я прокукую как кукушка – «ку-ку», вы будете прыгать на одной ноге с продвижением в перед. Когда простучу как дятел «тук-тук-тук», вы будете прыгать на другой ноге с продвижением вперед, а когда запою как синичка – «дзинь-дзинь-дзинь», вы будете прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Запомнили? Приготовились!

Молодцы! Вы все внимательные. Вот вы и добрались до леса(включается звукозапись «Голоса леса»)

  1. Гимнастика

Быстро, прыжки

Мы маленькие зайчики, которые убежали от мамы-зайчихи. Прыгаем быстро-быстро, как мячики, легко. Прыжки небольшие, ведь у зайчиков еще маленькие ножки. Радуемся, что убежали.

Медленно, прыжки

А вот и мама-зайчиха. Она прыгает по полянке, ищет своих зайчат. Мы как мама-зайчиха, прыгаем медленно, большими прыжками. Ноги у нее большие. Отталкивается сильно, ноги напряжены. Приседаем легко, ноги как пружинки. Внимательно смотрит по сторонам, где же зайчата? Увидела их и обрадовалась.

Напряжение

Кар-кар-кар! А вот и любопытная ворона прилетела. Села на ветку дерева и смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное! Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну сторону, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрите с любопытством: что же там такого интересного?

Расслабление

Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжелая, никак ее не поднять.

Резко

Подошла к лесному болотцу. А там комаров видимо-невидим. Ой, как больно кусаются! Со всех сторон летят.

Медленно, расслабленно

Пока мы отмахивались от комаров, не заметили, как все наши брюки покрылись колючками-липучками. Давайте их осторожно отлепим, чтобы не уколоться.

Медленно, легко

Между деревьев крадется лиса. Покажите, как она мягко наступает своими лапками на мох. Ни одна ветка не хрустнет под ее лапами.

Замирание

Но вдруг лиса увидела впереди маленькую серенькую мышку! Она сразу затаилась, замерла, пригнула голову, прогнула спинку, внимательно смотрит на мышку.

Медленно

Медленно, по нескольку шажков, то замирая, то снова двигаясь, лиса подползает к мышке.

Резко

И вдруг она сжалась в комочек и резко бросилась на мышонка. Но мышонок оказался шустрым, о успел юркнуть в норку.

  1. Завершение

Психолог: Давайте теперь вспомним последнюю песенку мышонка из мультфильма «глупый мышонок» и споем ее  все вместе:

Какой чудесный день,

Работать мне не лень.

Со мной мои друзья

И песенка моя!

Пора возвращаться в детский сад. Понравилась вам прогулка в летний лес? Что понравилось больше? Хотели бы вы еще попутешествовать? До следующей встречи.

3.Сказкотерапия с элементами песочной терапии.

Цель – знакомство воспитателей с некоторыми приемами сказкотерапии и песочной терапии, через демонстрацию некоторых этапов работы.

Вступление – ритуал вхождения в сказку. «Волшебный цветок»

Инструкция: Уважаемые педагоги, Вам нужно перевоплотиться в любимого героя или в сказочное существо. Педагоги протягивают руки к волшебному цветку и закрывают глаза. Ведущий предлагает глубоко вдохнуть, выдохнуть и говорит о том, что это даёт им волшебную силу, которая позволит превратиться в задуманного героя. Затем предлагает рассказать, в кого же удалось превратиться педагогам, какой характер у их героев, что они любят, а что не любят. Каждый воспитатель должен показать, как двигается их герой, как разговаривает.

(Обычно дети перевоплощаются в тех персонажей, которые им наиболее близки и которым они хотели бы подражать. Это упражнение помогает педагогу составить чёткое представление о ребенке.)

Игра «Что спрятано в песке?»

Звучит музыка, появляется кукла Принцесса.

Педагог: В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось… Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал её в невидимое существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот кто придёт спасать Принцессу, своим прикосновением погубит её. И она навеки останется заколдованной. Но есть один секрет, который Дракон никому не открывает. Принцессу можно расколдовать, отгадав загадки и найти их в песке.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса

Кто же это? (Лиса)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки? (Мышка)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку? (Заяц)

Серый, зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет? (Волк)

Спасибо! Мы расколдовали Принцессу. А теперь она познакомит нас со своей сказочной страной и её жителями.

Знакомство с коллекцией миниатюрных фигурок.

Предлагаются категории игрушек: транспорт, животные, люди, деревья, интерьер и т.д. Выбираем понравившиеся фигурки. На столике с песком выполняем композицию, представляем, что это за персонажи, где они живут, какая история могла с ними произойти, как они взаимодействуют друг с другом. Сочиняем сказку о жизни наших героев.

Тест Дембо – Рубинштейна.

Инструкция: педагог должен определить своё место в городе, в одном конце которого живут самые счастливые люди, а в другом – самые несчастные.

(Педагоги расставляют свои фигурки. Оценка по трёхбалльной шкале. 1 балл – счастливые люди, 3 балла – несчастные люди, 2 балла – посередине).

Ритуал выхода из сказки.

Инструкция: педагоги садятся вокруг столика с волшебным цветком, протягивают к нему руки и закрывают глаза.

Педагог: с собой вы можете взять всё самое важное, чему вы научились на занятии. Раз, два, три – из сказки выходи!

  1. Арт-терапия «Путешествие по островам»

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование чувства личной безопасности, уверенности в себе.

Задачи:

  1. Закреплять умение выражать свои впечатления, знания и настроение средствами изодеятельности.
  2. Развивать творческие способности.              
  3. Воспитывать чувства сопереживания, уверенности в собственных силах.

Материалы и оборудование: листы бумаги разной формы и цвета, краски гуашь и акварель, кисти разных размеров.

Ход занятия:

Педагог: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.

(Звучит песня «Чунга-Чанга», входят грустные обезьянки).

Педагог: посмотрите, к нам в гости пришли обезьянки с острова Весёлых Обезьян. Но они почему-то совсем невесёлые. Что случилось?

(Мы заблудились. Помогите нам вернуться домой).

Педагог: Уважаемые педагоги, поможем обезьянкам?

(Да)

- Но как же мы узнаем ваш остров? Опишите его.

(На нашем острове всегда лето. Растут лианы и пальмы. У нас живут носороги, бегемоты, антилопы. Мы очень любим петь и танцевать).

- А сейчас мы отправимся в путешествие. Давайте возьмёмся за руки и все вместе произнесём волшебные слова: «Сим Салабим».

Звучит песня «Колыбельная Медведицы»

- Куда же мы попали? (Ответы педагогов)

- Мы на острове Белых Медведей (закройте глаза). Здесь очень холодно. Дует ледяной ветер. Часто идёт снег. Всё покрыто льдом. Представьте себе природу Севера, его обитателей. Может быть, вы увидите северное сияние.

(Постепенно музыка затихает. Педагоги открывают глаза)

-Расскажите, кого вы увидели на острове Белых Медведей?  (Ответы педагогов) 

- Похож ли он на родину обезьянок?  (нет)

- Тогда предлагаю продолжить наше путешествие. Для этого нам понадобится какое-нибудь средство передвижения. А какие волшебные средства вы знаете?  (Ответы - педагогов)

- Отправимся на ковре-самолёте. Положите руки друг другу на плечи и мы «перенесёмся» на другой остров, произнесём волшебные слова: «Сим Салабим».

Педагоги   подходят к   стенду,   где   расположены   изображения   экзотических   растений, насекомых, животных.

- Мы попали на чудесный остров. Придумайте для него название.  (Ответы педагогов) 

- Остров «Зелёная страна». Здесь много необыкновенных растений, цветов. Обитатели этого острова - чудесные бабочки, стрекозы, другие насекомые. Как вы думаете, могут ли здесь жить наши обезьянки? (Ответы педагогов). 

- Почему? Ну что же, поищем для них другой остров.

Звучит песня Разбойников.

Педагоги   подходят к   стенду,   где   расположены   изображения   пиратов, сокровищ.

- Не бойтесь, мы попали на остров «Добрых пиратов» и они хотят подарить нам этот сундук. Педагог открывает сундук, и раздает всем изо-материалы.

- Спасибо вам разбойники, теперь педагоги смогут нарисовать «остров Веселых обезьян» и наши гости смогут вернуться к себе на родину.

Педагог наблюдает, при необходимости помогает советом, поддерживает интересные идеи.

А сейчас расскажите всем про свой остров. Вопросы:

Кто живёт на твоём острове?

Какая здесь погода? Какие растут растения?

Какое настроение у жителей этого острова? Чем они любят заниматься?

Какую музыку любят слушать?

Какие краски передают картину твоего острова?

А ты сама хотела бы побывать на таком острове? Почему? (Ответы педагогов)

- Чудесные, необычные получились у нас острова. И главная цель нашего маршрута - остров   «Весёлых   обезьян» достигнута.  

Источники:

  1. http://dohcolonoc.ru
  2. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...

Педагогический совет на тему: «Социально-психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях компенсирующего детского сада»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в области коррекционной деятельности.Задачи:1.Согласовать действия воспитателей и специалистов посредством интеграции, с целью разв...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...

Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Цель: содействие родителям детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции.Задачи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития.

МБДОУ « Детский сад 52 « Аленький цветочек» города Смоленска         Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психол...

Педагогический совет "Социально - коммуникативное развитие детей в доу"

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации (в соответствии с ФГОС ДО). Основной целью это...


 

Комментарии

Ткач Лариса Александровна

Данный сценарий педсовета был отправлен мной на Всероссийский конкурс методических разработок, результат - диплом за I место в I Всероссийском конкурсе методических разработок "Воспитатель профессионал". 2013г.