Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
проект
Цель: содействие родителям детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции.
Задачи:
- помочь родителям ребенка с ограниченными возможностями адаптироваться в новых для них жизненных условиях;
- обучить родителей конструктивным формам общения и воспитания своего ребенка;
- формировать оптимальные поведенческие стратегии;
- формировать положительные установки в сознании родителей по воспитанию своего ребенка;
- способствовать накоплению самостоятельного опыта решения жизненных проблем, принятию ответственности за их реализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101» г. Оренбурга
Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Автор: Еременко Елена Сергеевна
Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Автор: Еременко Елена Сергеевна
Актуальность.
Семья — ближайшее первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Таким семьям нужна социально-психологическая и педагогическая поддержка, и в этом большую роль могут сыграть не только специалисты реабилитационных учреждений, но и другие родители, имеющие детей с проблемами в здоровье.
Социальная реабилитация ребенка с особыми потребностями должна начинаться не с ребенка, а с реабилитации родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию такого ребенка.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к возникновению определенных трудностей:
- в психологической сфере;
- в сфере внутрисемейных и социальных отношений;
- в организации воспитания и развития ребенка;
- медико-социальные, материальные, бытовые и многие другие.
Все эти трудности необходимо учитывать при организации психологической помощи семье ребенка с особыми потребностями.
В данной программе предлагается детально проработанный алгоритм психологической помощи семье, уделяется особое внимание рассмотрению внутренних и внешних проблем семьи комплексно в их взаимосвязи и взаимодействии.
Цели и задачи.
Цель: содействие родителям детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции.
Задачи:
- помочь родителям ребенка с ограниченными возможностями адаптироваться в новых для них жизненных условиях;
- обучить родителей конструктивным формам общения и воспитания своего ребенка;
- формировать оптимальные поведенческие стратегии;
- формировать положительные установки в сознании родителей по воспитанию своего ребенка;
- способствовать накоплению самостоятельного опыта решения жизненных проблем, принятию ответственности за их реализацию.
Ход реализации проекта.
Организационный этап
Задачи.
- Формирование целевой группы проекта
- Ознакомление родителей с направлениями работы и оказываемыми видами помощи специалистами учреждения
Содержание деятельности
- Анализ банка данных семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в детской городской поликлинике
- Работа мобильной службы по предоставлению социальных услуг на дому клиента
- Демонстрация материала о деятельности учреждения: видеоролики, буклеты, статьи
Методы и приемы:
- собеседование;
- наблюдение;
- анализ медицинских документов;
- диагностика;
- беседа;
- социальный патронаж
Результат:
- заполнение и анализ анкет, опросников, диагностических карт;
- подбор оптимальных для семей видов помощи
Основной этап
Задачи:
- Обеспечение индивидуального социально-психологического сопровождения семей
- Расширение межведомственного взаимодействия с целью организации просвещения, направленного на изменение отношения общества к детям с особыми потребностями
Содержание деятельности:
- Работа родительского клуба взаимоподдержки
- Проведение семинаров для родителей
- Организация взаимодействия с различными структурами города
- Разработка программ, организация семинаров, сотрудничество со СМИ: написание статей, создание видеофильмов о жизни и достижениях детей с особыми потребностями, выступления специалистов в телепередачах
Методы и приемы:
- психологическое консультирование;
- психологические тренинги;
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- круглый стол;
- практические занятия.
Результат:
- формирование благоприятного социально-психологического климата в семье;
- повышение педагогической компетентности и психологического потенциала родителей;
- социальная адаптация родителей ребенка-инвалида в новых для них условиях.
Итоговый этап
Задачи:
- Обобщение опыта работы по социально-психологическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
Содержание деятельности:
- Проведение экспертизы эффективности реализации проекта: оценка качества предоставления социально-психологических услуг клиентам учреждения
- Мониторинг результатов работы родительского клуба взаимоподдержки
Методы и приемы:
- конференция;
- анкетирование для родителей и специалистов.
Результат:
- определение эффективности проведенных мероприятий;
- заключения специалистов, заполнение соответствующих разделов «Карты семьи»;
- сборник творческих отчетов по результатам деятельности городских служб, отделений реабилитационного центра.
Ожидаемые результаты.
Повышение уровня жизненной компетентности родителей:
- применение эффективных поведенческих стратегий родителями на практике;
- овладение родителями конструктивными формами общения и воспитания своего ребенка;
- укрепление положительных установок в сознании родителей по воспитанию своего ребенка.
Выработка родителями активной социальной позиции:
- адаптация родителей ребенка-инвалида в новых для них условиях;
- накопление самостоятельного опыта решения жизненных проблем, принятие ответственности за их реализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Инклюзивное образование это включение детей (людей) с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к детям (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"
Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...
Статья: "Современные проблемы семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья для родителей...