«Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию современного ребенка-дошкольника» Педагогический опыт работы Спириной Лидии Александровны воспитателя МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида» городского округа
статья на тему
На современном этапе задача всех образовательных организаций не только формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовности личности, потому, что от ее интеллектуального, нравственного, социального, культурного уровня развития во многом зависит будущее нашего общества.
Первой ступенью в механизме социально-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные организации и родители, так как именно в дошкольные годы у детей
закладываются основы нравственности, начинает появляться интерес к
явлениям общественной жизни. Упустить этот возраст ‑значит, многое
перевоспитывать в дальнейшем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие педагогов с детьми и родителями
по социально-нравственному развитию
современного ребенка-дошкольника»
Педагогический опыт работы
Спириной Лидии Александровны
воспитателя
МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида»
городского округа Саранск
Саранск -2018
«Нравственность заложена в характере.
А характер, как известно, формируется
в детстве. И только от нас, от взрослых
зависит, какими вырастут наши дети, как
они смогут социализироваться в обществе,
и как сложиться их дальнейшая жизнь»
Иммануил Кант
На современном этапе задача всех образовательных организаций не только формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовности личности, потому, что от ее интеллектуального, нравственного, социального, культурного уровня развития во многом зависит будущее нашего общества.
Первой ступенью в механизме социально-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные организации и родители, так как именно в дошкольные годы у детей
закладываются основы нравственности, начинает появляться интерес к
явлениям общественной жизни. Упустить этот возраст -значит, многое
перевоспитывать в дальнейшем.
Актуальностьи перспективность опыта.Его значение для совершенствования воспитательно-образовательного процесса
Решение проблемы социально-нравственного развития, в сущности, является социальным заказом общества. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки, основанные на материальных ценностях,искажаются нравственные личностные качества,происходит ослабление воспитательной функции семьи.
Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость и жестокость. Поэтому проблема социально-нравственного воспитания дошкольников становится с годами чрезвычайно актуальной.
И эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью, поскольку социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер,темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения, а также систему жизненных ценностей.
Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах человека. И наша задача состоит именно в том, чтобы
общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Актуальность проблем, связанных с социально-нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.
Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди?
Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы, воспитатели, должны опереться на разумное и нравственное в ребенке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувствоответственности за сохранение моральных основ общества.
Возможно ли изменить взгляды взрослого, уже сформировавшегося человека, личности? Вряд ли. Так что же следует из этого? А то, что именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, пробуждения нравственных чувств и усвоения социальных норм и требований, формирования самых первых моральных оценок и суждений. Ребенок начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.
Именно в этот период виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.
Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Другими словами, социально-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Поэтому, главными помощниками ребенка на этом пути являются взрослые – педагоги и родители, которые конкретными примерами своего поведения и закладывают в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Так определилась цель реализации данного опыта: проанализировать и обосновать особенности формирования социально-нравственной личности ребенка-дошкольника в современных условиях при взаимодействии педагогов и семьи.
Для решения поставленной цели и были разработаны образовательные проекты «Моя семья», «Что такое хорошо, что такое плохо», которые определили систему воспитательно-образовательной работы с детьми по обозначенной цели.
Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Его внедрение необходимо для:
- развития нравственных представлений и социальной адаптации детей в социуме;
- выявления сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценки их эмоциональных состояний;
- формирования знаний об искусстве человеческих отношений, адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, усвоения формул речевого этикета;
- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;
- обновления содержания работы в плане развития у детей навыков культурного общения и поведения, самостоятельности;
- развития предметно-развивающего пространства;
- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей – педагогов-родителей);
- создания системы интегративной организации непосредственно образовательной организованной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников;
- включения проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс с целью создания условий для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.
Проектный метод позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через взаимодействие семьи и педагогов.
Условияформирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в апробации проекта с целью формирования личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическим чувством, с добротной нравственной основой; стремящейся к адаптации в социуме.
Основная идея воспитательной системы - тесное сотрудничество семьи и педагогов в социально-нравственном развитии современного ребенка. У семьи и педагогов специфичны содержание и методы воспитания, единые цели и задачи, и ни одна проблема не может быть успешно решена педагогами без сотрудничества с семьей.
Формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка, воспитание нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности возможно усилиями семьи и воспитателями группы.
Правильно организованное совместное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании нравственных качеств личности.
Таким образом, создание единого информационного поля и социокультурного пространства позволило повысить эффективность воспитания детей дошкольного возраста по вопросам социально-нравственного развития.
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением новых образовательных программ и инновационных технологий.
Первым условием возникновения опыта является - раннее начало. Известно, что в дошкольном возрасте, ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе - навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована условностями бытия.
Изучение запросов родителей по отношению к учреждению дошкольного образования и воспитания показывает, что от 85 до 93% родителей, как никогда раньше, главной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться, вступать во взаимоотношения с другими детьми и в последующем успешно перейти на следующую ступень – обучение в школе» - второе условие.
Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего адаптироваться в любой социальной среде – третье условие возникновения опыта.
Интерес к социально-нравственному развитию дошкольников вызван и тем, что вместе с позитивнымирезультатами современных преобразований появились имногие деструктивные явления, среди которых заметно ухудшение социального и нравственного состояния подрастающего поколения.
Решению этой проблемы способствует комплексное,системное, интегрированное взаимодействие с детьми, родителями воспитанников и социумом.
Оно позволяет:
- эффективно решать проблему социально-нравственного становления личности ребенка;
- формировать у него целостное представление о социальной среде, в которой он живет;
- подвести его к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого и настоящего;
- стимулирует мотивацию к самосовершенствованию и самоутверждению.
И конечно важным условием для становления опыта является общение детей с взрослыми и сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния.
Реализация основных концептуальных идей социально-нравственного воспитания базируется на следующих принципах:
1. Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной природе, близким людям.
2. Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения социально-нравственных правил и норм поведения с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
3. Принцип доступности знаний определяет соответствие сложности материала возрасту детей, достоверность, научность.
4. Принцип культурологического подхода включает этнокультурный и социокультурный компоненты.
5. Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей и внешними учреждениями науки и культуры с включением сведений о социальном и нравственном поведении дошкольников во все виды детской деятельности.
6. Принцип развивающего характера обученияосновывается на детской активности.
7. Принцип ориентации на идеал.Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, социально-нравственного развития личности.
8. Принцип следования нравственному примеру.Следование примеру – ведущий метод социально - нравственного воспитания. Содержание воспитательно-образовательного процесса наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для социально-нравственного развития современного ребенка-дошкольника имеют пример педагогов и родителей.
9. Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение дошкольника со сверстниками, родителями, воспитателями и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника.
10. Принцип интеграции содержания дошкольного образования используется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса.
11. Принцип индивидуального подхода направлен на создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
12.Принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку.
Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.
Теоретическая база опыта
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в дошкольные годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К 6 - 7 годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы социально – нравственного поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
В основу моей работы с детьми по социально-нравственному воспитанию была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что «одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста - ввести его в мир человеческих отношений. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения, основанные на нравственно-этических нормах поведения».
Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.
К.Д. Ушиский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Содержание основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнецевой и др., в которой четко сформулированы задачи по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО, направленные на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, достижение качественного дошкольного образования, предусматривает развитие и формирование социально-ценностных ориентаций детей, понятий о гуманном и негуманном поведении, умений замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям, желаний участвовать в гуманистически направленной деятельности.
Современные исследования, посвященные проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, семье, национальной культуре своего народа, родной природе.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…».
Идея Р.С.Буре о социально-нравственном воспитании, как о целенаправленном систематическом воздействии на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм послужила концептуальной опорой проекта.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Социально-нравственное развитие в дошкольном учреждении выстраивается по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания образования и поиск эффективных технологий.
В основе технологий лежать методы, позволяющие формировать механизм социально - нравственного воспитания. Нравственное становится нравственным, и не только моральным и этичным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс взаимодействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, социальное и нравственное поведение, Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании, и тогда не может идти речи об истинно нравственном развитии личности.
Социально - нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях.
Ребенок, усваивая правила и нормы социально – нравственного поведения, постепенно начинает понимать, осмысливать их значение и в дальнейшем проявлять в практике общения с другими людьми.
Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется специально подготовленными для этого людьми: родителями, воспитателями.
В этом процессе активно взаимодействуют компоненты, представляющие собой обобщенный опыт, который передается детям от взрослых в виде готовых бесед, правил, режима, традиций, порядка жизни учреждения и семьи; с другой стороны, это собственная детская жизнь, разносторонняя деятельность, в которой складываются взаимоотношения между детьми, требующие ответственности, умения выполнять общее дело, согласовывать действия, направляя их к общей цели.
Путь решения поставленной цели – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных и информационно-коммуникационных технологий воспитания и обучения, проектной деятельности, интегрированного и деятельностного подхода к воспитанию и обучению.
Ведущая роль отводится проектной технологиии преследует следующие правила: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность.
Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации дошкольников к развитию самостоятельности, потребности в самосовершенствовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет дошкольникам ориентироваться в различных ситуациях, в дальнейшем адаптироваться в окружающем социуме.
Выбранная технология проектирования образовательной деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту детей, которые способствуют формированию социально-нравственных представлений через проектную деятельность.
Интегрированный подход к социально - нравственному воспитанию дошкольников способствует решению задач не только социально-нравственного, но и познавательно - речевого, художественно - эстетического, а также физического развития.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяют использовать мультимедийные презентации в работе с детьми по данному направлению; электронные консультации для родителей и педагогов. Все это позволяет сформировать у детей целостные представления о нравственном поведении и общении людей; укрепить детско-родительские отношения и размещать педагогический опыт на сайте ДОУ и сети-Интернет.
Задачи социально - нравственного развития и воспитания дошкольников осуществляется по направлениям, каждое из которых, тесно связано с другими, раскрывают одну из существенных сторон социально-нравственного развития личности.
Система и последовательность работы по воспитанию социально-нравственных чувств детей представлена в следующих разделах:
1. Формирование осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали.
Ценности:проявление гуманизма, чувства собственного достоинства.
2. Формирование представлений о социальной действительности и нормах морали.
Ценности: представления о социальном окружении, об общественных событиях, труде людей, природе, самом себе, как субъекте деятельности, отношений, интересов, осознание своего «Я», моральных нормах общества.
3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, духовной культуре и светской этике.
4. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, доверие к людям.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
6. Воспитание эмоциональной отзывчивости и нравственно-волевых качеств.
Ценности:проявление положительных эмоций, воли.
Все направления социально-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают полноценное развитие личности.
Основными способами педагогического воздействия на детей являются: приучение, поощрение, пример для подражания.
Вследствие этого необходимо создать все необходимые условия и профессионально строить методику своей работы.
Для успешной деятельности по формированию представлений о явлениях общественной жизни мною были выбраны ведущие методы и приемы работы с детьми:
1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя,что хорошо, а что плохо. «Например «Мои добрые поступки», «Я и мои друзья» и т.д.
2. Чтение и анализ художественных произведений. Литературный материал незаменим в социально-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
3. Игра одна из самых доступных и эффективных видов деятельности детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, совершенствовать речь.
Игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Известно, что игра способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Считаю, что наибольший эффект достигается, когда игра используется в разнообразной детской деятельности. Это дает детям возможность гармонично развивать личность ребенка, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку и ситуацию, легко находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
4. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.
5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).
6. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.
7. Конкретный пример. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Подводим к тому, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.
8.Сказкотерапия. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
9. Продуктивная деятельность, к которой дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.
Большое место в социально-нравственном воспитании занимают
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками
тончайшие наблюдения, которые непосредственносвязаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
В процессе непосредственно образовательной деятельности, дети упражняются в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям
(симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью.
Одним из главных средств решения образовательных и
воспитательных задач по формированию социально-нравственных качеств личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через интеграцию всех образовательных областей в детском саду и семье.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. И здесь определяющее значение играет семья, в которой он развивается и растет. Семья является благоприятной средой для воспитания, развития сознания, чувств и навыков у детей. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу.
В связи с этим все усилия направлены на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи, возрождение семейных традиций.
Итак, мы видим, что детский сад и семья являются первой ступенькой к освоению детьми "азбуки нравственности».
Результативность опыта
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В различных видах деятельности успешно сформировались:
- некоторые способы сознательного управления собственным поведением, активность, самостоятельность, сознательность, инициативность;
- способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом влияет на уровень социально-нравственного воспитания дошкольников.
- осознают нравственные ценности, проявляют интерес к тому, что их непосредственно окружает (природа, продукты труда, люди), и желающие сберечь и преумножать все это;
- умеют соотносить свои устремления с интересами других людей.
В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.
Опыт показывает, что в дошкольные годы под руководством взрослого ребенок приобретает первоначальный опыт поведения в обществе, конструктивного отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы, принятые в обществе, в котором он живет.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Сложности в реализации данного опыта заключаются в следующем:
- недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в соответствии с новыми требованиями;
- не все дети имеют высокий уровень познавательного развития;
- наблюдалось пассивное отношение родителей к данной проблеме.
Первая проблема вполне была решена. Развивающая среда пополнена необходимыми материалами.
Вторая же трудность несколько сложнее и требовала вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.
Третья проблема успешно решена. Активность родителей повысилась и они тесно взаимодействовали с педагогами по данному направлению.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных организаций.
Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами «Моя семья», «Что такое хорошо, что такое плохо», мастер-классом «Мы - актеры», и др., театрализованными развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.
Педагогический опыт обобщен и размещен на официальном сайте ДОУ (http://ds120sar.schoolrm.ru/) на международном образовательном портале (http://nsportal)
Ссылка на личные страницы: https://nsportal.ru/spirina-l-a. http://www.maam.ru/users/460700.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных организаций.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Социально-творческий проект «Спасибо деду за Победу!» МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж».
Проект направлен на изучение подвига народа в Великой Отечественной войне .В рамках данного проекта предусматривается: -проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся (бесед...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МАДОУ "Детский сад №365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани Ибнеевой Ильсияр Рафгатовны
План самообразования педагога...
Проект «Город спортивный» Барсукова Ольга Александровна Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Светлячок»
Цель проекта :•Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город •Познакомить с историей развития спорта в городе...
Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР МДОУ "ДС №12 "Семицветик" комбинированного вида городского округа Стрежевой
Пояснительная запискаАдаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (общим недоразвитием речи) - это образовательная програм...