Куда уходит детство?
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
резиновыми. Ещё одно распространенное представление, что развивающими являются те игрушки, которые обучают. Но это глубокое заблуждение. Ребёнок развивается не тогда, когда он запоминает готовые знания, а когда творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам. Словом развивающими делает игрушки та деятельность, которую с ними можно осуществлять. Это и есть главный критерий отбора хороших игрушек, а найти такие игры и игрушки это главная задача для родителей.
Куда
уходит
детство?
Воспитание ребёнка всегда происходит в определённой социокультурной ситуации, в рамках повседневной жизни, среди предметов, которые производят и выбирают для детей взрослые. К этим предметам, прежде всего, относятся игрушки, книжки, фильмы для детей.
Высокая значимость детства выражается, прежде всего, в повышенном внимании к детям и чрезвычайно высокой потребительской привлекательности детской и родительской аудитории.
Огромные корпорации специализируются на производстве товаров для детей. Ассортимент товаров и услуг для детей растёт быстрее, чем другие сегменты рынка. Вместе с тем производство этих товаров, как правило, не ориентировано на возрастные особенности детей. Подавляющее большинство из них (в особенности информационных) абсолютно не соответствуют возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста и полностью игнорируют специфику детства.
Стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, для которого адресована их продукция. В большинстве своём она не рассчитана на детей до 6-7 лет. Найти куклу, изображающую ребёнка, с которой дошкольник мог бы отображать свой собственный опыт, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными красавицами. Фильмы для дошкольников по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяет ребёнку понять, осмыслить и пережить содержание фильма, а без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение. Многие современные книжки написаны не для детей и не соответствуют интересам и возможностям понимания дошкольников.
Искусственное «овзросление» отчётливо проявляется в увлечении ранним обучением. Начиная с первых месяцев жизни ребенка, родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей, внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Законы детского развития, как и законы природы, не меняются от желания родителей ускорить его темпы. Развитие ребёнка происходит не в запоминании информации, а в разных видах детской деятельности, к которым, прежде всего, относится игра. Но для игры нужны игрушки. И здесь, выбирая игрушку, опять сталкиваемся с непониманием специфики детства и сути игры.
Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестали быть средством игры, но и препятствуют развитию игровой деятельности. Значительное число игрушек несут агрессивный заряд, искажающий образ человека.
Многие современные игрушки являются буквально действующими копиями реальных предметов (работающие миксеры, утюги, микроволновые печки и пр.). Они перетягивают на себя всё внимание ребёнка и уже не требуют никакого замысла. В строгом смысле эти вещи уже являются не игрушками, т.е. условными обозначениями предметов, а реальными предметами или тренажёрами для отработки навыков. Нарастающая автоматизация образных игрушек (куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами) ведёт к тому, что игрушка всё более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Конкретные, детализированные копии не стимулируют детей к игре, а очень быстро вызывают пресыщение. Ребёнок начинает требовать все новые и новые игрушки, но в них не играет.
Все обозначенные тенденции являются результатом игнорирования возрастной специфики детей. И всё же хорошие игрушки у нас есть. Но они порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Естественно возникает вопрос: что мы называем хорошими развивающими игрушками? Существует мнение, что хороши только экологически чистые, деревянные игрушки. Это не совсем так: они могут быть и пластиковыми, и картонными, и тряпичными, и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Куда уходит детство".
Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе. На празднике используется мультимедиа....
Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».
Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....
Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».
Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....
Тренинг-практикум для педагогов: «Куда уходит детство?»
Тренинг направлен на активизацию творческого потенциала педагогов....
Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"
Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"...
Фильм "Куда уходит детство?"
Сценарий выпускного праздника для дошкольнков...
Выпускной праздник"Куда уходит детство"
Сюжетная линия праздника выстроена так, что дети показывают кадры из фильма "Куда уходит детство". Кадры фильма. сменяя друг друга, рассказывают о жизни сада, чередуются музыкаальные номе...