Куда уходит детство?
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
резиновыми. Ещё одно распространенное представление, что развивающими являются те игрушки, которые обучают. Но это глубокое заблуждение. Ребёнок развивается не тогда, когда он запоминает готовые знания, а когда творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам. Словом развивающими делает игрушки та деятельность, которую с ними можно осуществлять. Это и есть главный критерий отбора хороших игрушек, а найти такие игры и игрушки это главная задача для родителей.
Куда
уходит
детство?
Воспитание ребёнка всегда происходит в определённой социокультурной ситуации, в рамках повседневной жизни, среди предметов, которые производят и выбирают для детей взрослые. К этим предметам, прежде всего, относятся игрушки, книжки, фильмы для детей.
Высокая значимость детства выражается, прежде всего, в повышенном внимании к детям и чрезвычайно высокой потребительской привлекательности детской и родительской аудитории.
Огромные корпорации специализируются на производстве товаров для детей. Ассортимент товаров и услуг для детей растёт быстрее, чем другие сегменты рынка. Вместе с тем производство этих товаров, как правило, не ориентировано на возрастные особенности детей. Подавляющее большинство из них (в особенности информационных) абсолютно не соответствуют возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста и полностью игнорируют специфику детства.
Стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, для которого адресована их продукция. В большинстве своём она не рассчитана на детей до 6-7 лет. Найти куклу, изображающую ребёнка, с которой дошкольник мог бы отображать свой собственный опыт, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными красавицами. Фильмы для дошкольников по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяет ребёнку понять, осмыслить и пережить содержание фильма, а без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение. Многие современные книжки написаны не для детей и не соответствуют интересам и возможностям понимания дошкольников.
Искусственное «овзросление» отчётливо проявляется в увлечении ранним обучением. Начиная с первых месяцев жизни ребенка, родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей, внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Законы детского развития, как и законы природы, не меняются от желания родителей ускорить его темпы. Развитие ребёнка происходит не в запоминании информации, а в разных видах детской деятельности, к которым, прежде всего, относится игра. Но для игры нужны игрушки. И здесь, выбирая игрушку, опять сталкиваемся с непониманием специфики детства и сути игры.
Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестали быть средством игры, но и препятствуют развитию игровой деятельности. Значительное число игрушек несут агрессивный заряд, искажающий образ человека.
Многие современные игрушки являются буквально действующими копиями реальных предметов (работающие миксеры, утюги, микроволновые печки и пр.). Они перетягивают на себя всё внимание ребёнка и уже не требуют никакого замысла. В строгом смысле эти вещи уже являются не игрушками, т.е. условными обозначениями предметов, а реальными предметами или тренажёрами для отработки навыков. Нарастающая автоматизация образных игрушек (куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами) ведёт к тому, что игрушка всё более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Конкретные, детализированные копии не стимулируют детей к игре, а очень быстро вызывают пресыщение. Ребёнок начинает требовать все новые и новые игрушки, но в них не играет.
Все обозначенные тенденции являются результатом игнорирования возрастной специфики детей. И всё же хорошие игрушки у нас есть. Но они порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Естественно возникает вопрос: что мы называем хорошими развивающими игрушками? Существует мнение, что хороши только экологически чистые, деревянные игрушки. Это не совсем так: они могут быть и пластиковыми, и картонными, и тряпичными, и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/16/picture-78349.jpg)
"Куда уходит детство".
Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе. На празднике используется мультимедиа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-175714-1419802093.jpg)
Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».
Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-175714-1419802093.jpg)
Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».
Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-464078-1405486332.jpg)
Тренинг-практикум для педагогов: «Куда уходит детство?»
Тренинг направлен на активизацию творческого потенциала педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-494630-1412795876.jpg)
Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"
Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-600607-1425016091.jpg)
Выпускной праздник"Куда уходит детство"
Сюжетная линия праздника выстроена так, что дети показывают кадры из фильма "Куда уходит детство". Кадры фильма. сменяя друг друга, рассказывают о жизни сада, чередуются музыкаальные номе...