Психолого – педагогический потенциал сказок
статья по теме

Антипова Ольга Ивановна

О пользе сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_sayt.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогический потенциал сказок.

«Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c помощью которого можно открыть эти истоки,  и они забьют животворными ключами».

                                                                                 В.А.Сухомлинский.

      Дошкольный возраст считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально-психологического развития личности, поскольку это время связано с началом активного самоутверждения ребенка, неизбежно сопровождающегося обретениями и потерями, творческим постижением окружающего мира.

       Уроки, которые преподносят дошкольникам сказки запоминаются на всю жизнь и имеют колоссальное  влияние.
       Дошкольник осваивает окружающий мир, начинает осознавать законы морали, попадая в ситуации, требующие выбора, причем, речь здесь не идет о вопросах  недоступных для понимания малыша, скорее следует сделать акцент на повседневных, не заметных на первый взгляд  событиях, формирующих подрастающую личность.      

        Кажется какие мелочи: не убрать за собой игрушки, испачкать одежду, грубо ответить бабушке! Однако, в воспитании не может быть мелочей, ведь то, что сегодня представляется нам незначительным, завтра способно перерасти в  негативные личностные качества, поэтому так важно, чтобы сказка показывала ребенку примеры социально одобряемого поведения в дошкольном возрасте.

       Сказки для дошкольников свидетельствуют: традиции доброго, умного, психологически точного и педагогически значимого диалога с ребенком, которые не боятся говорить с детьми о серьезных проблемах в жизни и воспитать в них лучшие человеческие качества: смелость, доброту, чуткость,  способность сострадать героям сказок, радоваться вместе сними и огорчаться.                                                                                             

      Традиционно педагогическая деятельность с дошкольниками по развитию познавательного интереса посредствам сказки включает в себя следующие формы:

1. Специально организованные занятия.

2. Изобразительная деятельность по мотивам сказок.

3. Викторины.

4. Изготовление кукол для театра.

5. Драматургия (театрализованные игры, игры-драматизации).

      Закрепление впечатлений от сказки происходит в изобразительной деятельности – аппликации, конструировании, лепке, выставках детских работ.  Ценность сказочного творчества очевидна, так как оно тесно связано с другими видами деятельности – слушанием, движениями под музыку, пением, театрализованной деятельностью, рисованием и т.д. Формы работы со сказкой могут быть бесконечно разнообразными, и с правильной подачи воспитателя будут способствовать благотворному воздействию на формирование личности ребенка. Работая со сказочными сюжетами, образами и языком, воспитатель может решать многочисленные воспитательные и образовательные задачи.

     Благодаря сказкам, в душе ребенка возникает прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием чувств и фантазии. Ушинский  разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, дошкольник может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить нежность и любовь, сочувствие адекватно ситуации.

       К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания для развития детей.  Проведя  анкетирование родителей, диагностику детей, исследователи пришли к выводу, что сказка постепенно уходит из жизни детей. Из бесед с родителями видно, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но финансовые семейные проблемы, временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее в полной мере в жизни ребенка.

      В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.                                                                       Представляя себя на месте сказочного героя, и пытаясь найти свой выход из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески, оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих действий.

      Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для дошкольников  разного возраста. Дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь. Они  интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном,  сказочном, волшебном.

     Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.                                                            

      Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою.

     Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного

      В сказке снимаются и компенсируются обиды, горести, несчастья, восстанавливается исконная гармония человека и мира. Необходимо пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству. Воспитательные возможности эстетического развития дошкольников средствами сказочного творчества огромны – творческая работа со сказкой ведёт к приобщению ребёнка к эстетическим ценностям красоты, силы, смелости, наряду с нравственной и моральной ориентации на добро, помощь и справедливость.

      В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приёмы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребёнка.  При определённой заинтересованности можно добиваться позитивных и довольно быстрых изменений в их внутреннем мире и поведении.

                                                                         .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический потенциал музыки в воспитании детей с проблемами в развитии.

От состояния здоровья во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем этом наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего ...

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников....

Современные технологии использования сказок в психолого-педагогической работе с детьми

Классификация сказок. Примеры психологической работы со сказкой, занятия с применением сказок. Влияние сказки на психологическое развитие ребенка....

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Дошкольный возраст один из ответственных периодов социального и психологического развития личности. Это время связано с началом активного самоутверждения ребенка: обретениями, потерями, творческим пос...

Психолого – педагогические подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала талантливых детей на различных возрастного развития.

Одарённость  –  это  системное,  развивающееся  в  течение  жизни качество  психики,  которое  определяет  возможность  достижения чел...