Здоровьесберегающие технологии обучения в специальном образование.
статья по теме

Казакова Наталья Леонидовна

 

Тема:

Здоровьесберегающие технологии обучения в специальном образование.

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………..2-3                                                                                     

1. Общие понятия о здоровье…………………………………………………3-6

2.Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»…………………………………………………………………….6-7

3.Виды и значение  здоровьесберегающих технологий обучения для лиц с ОВЗ……………………………………………………………………………..7-12

 Заключение……………………………………………………………………12

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу.    По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло  число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных  силах. Подобное состояние здоровья -  результат длительного неблагоприятного воздействия  не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.

 

 

 

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования , а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться.

Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Поскольку , выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

 

1. Общие понятия о здоровье

Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, представляет важную составляющую счастья.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев:

• отсутствие болезни;

• нормальное функционирование организма в системе «чело век — окружающая среда»;

• полное физическое, духовное, умственное и социальное благо получие;

• умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье — это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в «Словаре русского языка» (автор С. И. Ожогов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и со стояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий можно сделать вывод: здоровье человека не отделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет не пременное условие эффективной деятельности, через которую до стигается благополучие и счастье.

Существует множество определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

-      это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

 Психическое здоровье:

-        это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и

моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);

Так же под нормальным психическим здоровьем понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Социальное здоровье:

-      это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье:

-     это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Духовное здоровье:

- система ценностей и убеждений. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить — это дело совести каждого.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

 

2.Определение понятия

«здоровьесберегающие образовательные технологии»

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

 Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

 Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые занания ,умения и навыки , по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

 

3.Виды и значение  здоровьесберегающих технологий обучения для лиц с ОВЗ.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Здоровьесберегающих технологий обучения реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

 Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

 Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

 

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы:

 учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

 В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

 

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

 - объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

 - пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

 - провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

 - начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

 - содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

 

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

 

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.

 С позиции здоровьесбережения на уроке просматриваются следующие аспекты.

 Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

 Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7 – 10 минут.

Для того, чтобы урок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение ряда организационно – педагогических мероприятий:

- плотность урока не должна превышать 80%,

-  чередование видов учебной деятельности от 4-7, продолжительность вида  

   деятельности не более 10 минут,

- проведение физминуток на 20 и 35 минуте,

- режим смены динамических поз,

- использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики,       

  элементов самомассажа,

- личностно – ориентированный подход в обучении, мобилизация      

внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты 

можешь и я тебе помогу»,  соответствие используемых методических  приемов возрастным и функциональным возможностям школьников , использование игровых технологий.

Заключение.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Необходимо найти  оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н..
  3. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
  4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.
  5. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.
  6. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. 
  7. Касаткин В.Н.,  Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.
  8. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
  9. ОГПУ. 2007 г.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  11. Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство
  12. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Здоровьесберегающие технологии обучения в специальном образование.

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………..2-3                                                                                      

1. Общие понятия о здоровье…………………………………………………3-6

2.Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»…………………………………………………………………….6-7

3.Виды и значение  здоровьесберегающих технологий обучения для лиц с ОВЗ……………………………………………………………………………..7-12

 Заключение……………………………………………………………………12

Литература.

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу.    По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло  число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных  силах. Подобное состояние здоровья -  результат длительного неблагоприятного воздействия  не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования , а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться.

Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Поскольку , выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

1. Общие понятия о здоровье

Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, представляет важную составляющую счастья.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев:

• отсутствие болезни;

• нормальное функционирование организма в системе «чело век — окружающая среда»;

• полное физическое, духовное, умственное и социальное благо получие;

• умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье — это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в «Словаре русского языка» (автор С. И. Ожогов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и со стояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий можно сделать вывод: здоровье человека не отделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет не пременное условие эффективной деятельности, через которую до стигается благополучие и счастье.

Существует множество определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

-      это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

 Психическое здоровье:

-        это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и

моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);

Так же под нормальным психическим здоровьем понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Социальное здоровье:

-      это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье:

-     это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Духовное здоровье:

- система ценностей и убеждений. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить — это дело совести каждого.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

2.Определение понятия

«здоровьесберегающие образовательные технологии»

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

 Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

 Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые занания ,умения и навыки , по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

3.Виды и значение  здоровьесберегающих технологий обучения для лиц с ОВЗ.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Здоровьесберегающих технологий обучения реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

 Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

 Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы:

 учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

 В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

 - объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

 - пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

 - провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

 - начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

 - содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.

 С позиции здоровьесбережения на уроке просматриваются следующие аспекты.

 Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

 Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7 – 10 минут.

Для того, чтобы урок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение ряда организационно – педагогических мероприятий:

- плотность урока не должна превышать 80%,

-  чередование видов учебной деятельности от 4-7, продолжительность вида  

   деятельности не более 10 минут,

- проведение физминуток на 20 и 35 минуте,

- режим смены динамических поз,

- использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики,        

  элементов самомассажа,

- личностно – ориентированный подход в обучении, мобилизация      

внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты  

можешь и я тебе помогу»,  соответствие используемых методических  приемов возрастным и функциональным возможностям школьников , использование игровых технологий.

Заключение.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Необходимо найти  оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н..
  3. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
  4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.
  5. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.
  6. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.  
  7. Касаткин В.Н.,  Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.
  8. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
  9. ОГПУ. 2007 г.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  11. Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство
  12. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального образования дошкольников.

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ....

Компетентностный подход в здоровьесберегающих технологиях на уровне дошкольного образования.

Педагоги детского сада уделяют большое внимание укреплению психофизического здоровья дошкольников. В данной работе обобщён материал по внедрению здоровьесберегающих технологий в различные виды деятель...

«Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования в условиях дошкольной образовательной организации»

Статья для IX Международной научно - практической конференции - Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения"...

презентация "Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального образования дошкольников"

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-художественной деятельности ДОУ...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования дошкольников

В данной презентации представлена система работы музыкального руководителя  с использованием здоровьесберегающих технологий. ...

Инновационные психолого-педагогические, личностно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в современном профессиональном образовании

Инновационные психолого-педагогические, личностно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в современном профессиональном образовании...