Определение ведущей руки ребенка
методическая разработка (средняя группа) по теме

Логачева Галина Федоровна

Известно, что оба полушария вносят свой вклад, играют собственную роль в реализации высших психических функций. Поэтому, в зависимости от того, какое полушарие является доминантным, происходит различное в способах приема и переработки информации.  До недавнего времени весь учебно-образовательный процесс , начиная с дошкольного возраста, не учитывал детей, у которых ведущим является правое полушарие. Действительно, большая часть человечества- праворукие, и только от 5-12% ( по разным источникам) из них леворукие. Имеются убедительные данные в зарубежных источниках, что количество леворуких нарастает. Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность; патологическую латеральность; вынужденную латеральность.

            Клинический опыт показывает, что мозг левши - это совсем не зеркальная копия мозга правши.

 В течении многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не заботясь о том, как это отражается на их психологическом состоянии.

            Опыт многих зарубежных стран мира показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Тем более что некоторые исследователи считают, что для леворукого ребенка могут быть характерны высокая эмоциональность, асинхронное развитие некоторых психических функций.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobye_deti.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особые дети

Методы определения  ведущей руки ребенка

            Одним из вариантов определения ведущей руки ребенка

является метод количественной оценки « рукости» с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий.[1]

            Традиционные тесты на определение ведущей руки ребенка:

  1. Переплетение пальцев рук.

(Задание выполняется быстро, без подготовки). У правшей сверху ложится большой палей правой руки, у левшей - левой.

  1. « Поза Наполеона» - скрещивание рук.

     У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.

  1. Рисование ( нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой).
  1. Открывание небольшой коробочки (от фотопленки).
  2. Построить башню из цилидрических коробок.
  3. « Игра в мяч» (подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч).
  4. Вырезать рисунок (окружность) по контуру.
  5. Развязывание узелков на шнуре.
  6. Данные о семейном « левшестве».

             Опросник М.Озьянс, включающий следующие задания:

  1. Завинтить крышки на бутылках.
  2. Разрезать бумагу ножницами.
  3. Вставить стержень в небольшое отверстие пуговиц.
  4. Почистить одежду щеткой.
  5. Намотать нитку на катушку.
  6. Перелить воду из одного сосуда в другой.
  7. Попасть булавкой в небольшую точку.
  8. Отвинтить гайку.
  9. Сложить мелкие детали ( пуговицы) в узкий цилиндр.
  10. Разложить карточки.
  11. Проколоть дырочки.
  12. Стереть ластиком изображение.
  13. Стряхнуть с себя соринки.
  14. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  15. Достать бусинку ложкой из стакана.
  16. Позвонить колокольчиком.
  17. Закрыть, открыть молнию на сумке.
  18. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

            Тесты на определение ведущего глаза

  1. Разглядывание в подзорную трубу.

            Тесты на определение ведущей ноги

  1. Закидывание ноги на ногу.
  2. Измерение длины шага.
  3. Отклонение от заданного направления.

            Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий:

            Во-первых, оно проводится один на один. Во-вторых, обстановка обследования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что определяется. Исследователь обращается к ребенку со словами: « Давай поработаем с тобой вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

            Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

            Перед началом тестирования ребенку было предложено нарисовать фломастером круг, квадрат и треугольник вначале правой рукой, затем левой рукой.

            На рисунках отчетливо видны различия в выполнении задания ведущей и не ведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Фломастер держится правильно, удобно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы определения ведущей руки ребенка

Одним из вариантов определения ведущей руки ребенка является метод количественной оценки « рукости» с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной...

"Определение ведущей руки ребенка"

Консультация для педагогов и родителей...

КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно  перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Переучивание или н...

Определение ведущей руки у ребенка.

Материал статьи будет полезен родителям и воспитателям детей старшего дошкольного возраста....

"Определение ведущей руки у ребенка"

    Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или,  что он явно...

Определение ведущей руки ребенка

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься, неврозы. Так, есть факт – среди подр...

Консультация для родителей «КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА»

Консультация для родителей «КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА»...