Определение ведущей руки ребенка
методическая разработка (средняя группа) по теме
Известно, что оба полушария вносят свой вклад, играют собственную роль в реализации высших психических функций. Поэтому, в зависимости от того, какое полушарие является доминантным, происходит различное в способах приема и переработки информации. До недавнего времени весь учебно-образовательный процесс , начиная с дошкольного возраста, не учитывал детей, у которых ведущим является правое полушарие. Действительно, большая часть человечества- праворукие, и только от 5-12% ( по разным источникам) из них леворукие. Имеются убедительные данные в зарубежных источниках, что количество леворуких нарастает. Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность; патологическую латеральность; вынужденную латеральность.
Клинический опыт показывает, что мозг левши - это совсем не зеркальная копия мозга правши.
В течении многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не заботясь о том, как это отражается на их психологическом состоянии.
Опыт многих зарубежных стран мира показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Тем более что некоторые исследователи считают, что для леворукого ребенка могут быть характерны высокая эмоциональность, асинхронное развитие некоторых психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobye_deti.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Особые дети
Методы определения ведущей руки ребенка
Одним из вариантов определения ведущей руки ребенка
является метод количественной оценки « рукости» с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий.[1]
Традиционные тесты на определение ведущей руки ребенка:
- Переплетение пальцев рук.
(Задание выполняется быстро, без подготовки). У правшей сверху ложится большой палей правой руки, у левшей - левой.
- « Поза Наполеона» - скрещивание рук.
У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.
- Рисование ( нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой).
- Открывание небольшой коробочки (от фотопленки).
- Построить башню из цилидрических коробок.
- « Игра в мяч» (подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч).
- Вырезать рисунок (окружность) по контуру.
- Развязывание узелков на шнуре.
- Данные о семейном « левшестве».
Опросник М.Озьянс, включающий следующие задания:
- Завинтить крышки на бутылках.
- Разрезать бумагу ножницами.
- Вставить стержень в небольшое отверстие пуговиц.
- Почистить одежду щеткой.
- Намотать нитку на катушку.
- Перелить воду из одного сосуда в другой.
- Попасть булавкой в небольшую точку.
- Отвинтить гайку.
- Сложить мелкие детали ( пуговицы) в узкий цилиндр.
- Разложить карточки.
- Проколоть дырочки.
- Стереть ластиком изображение.
- Стряхнуть с себя соринки.
- Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
- Достать бусинку ложкой из стакана.
- Позвонить колокольчиком.
- Закрыть, открыть молнию на сумке.
- Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Тесты на определение ведущего глаза
- Разглядывание в подзорную трубу.
Тесты на определение ведущей ноги
- Закидывание ноги на ногу.
- Измерение длины шага.
- Отклонение от заданного направления.
Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий:
Во-первых, оно проводится один на один. Во-вторых, обстановка обследования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что определяется. Исследователь обращается к ребенку со словами: « Давай поработаем с тобой вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».
Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Перед началом тестирования ребенку было предложено нарисовать фломастером круг, квадрат и треугольник вначале правой рукой, затем левой рукой.
На рисунках отчетливо видны различия в выполнении задания ведущей и не ведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Фломастер держится правильно, удобно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы определения ведущей руки ребенка
Одним из вариантов определения ведущей руки ребенка является метод количественной оценки « рукости» с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной...
"Определение ведущей руки ребенка"
Консультация для педагогов и родителей...
КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА
Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Переучивание или н...
Определение ведущей руки у ребенка.
Материал статьи будет полезен родителям и воспитателям детей старшего дошкольного возраста....
"Определение ведущей руки у ребенка"
Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или, что он явно...
Определение ведущей руки ребенка
Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься, неврозы. Так, есть факт – среди подр...
Консультация для родителей «КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА»
Консультация для родителей «КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА»...