Двигательная активность детей в ДОУ вне занятий
методическая разработка на тему
Здоровье —
это состояние полноценного физического, психического и социального благополучия. Всемирная организация здравоохранения
Физическое развитие —
процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункционалшых свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Э.Я. Степаненкова
Физическое воспитание –
это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства.
Э.Я. Степаненкова
Формы организации физического воспитания —
это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность.
Двигательная деятельность —
деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка
Э. Я. Степаненкова
Двигательная активность —
это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.
Э.Я. Степаненкова
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ –
одна из ключевых в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. При этом большое значение имеет создание необходимых условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня.
Одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ является физическое развитие и воспитание дошкольников.
Существуют разные формы организаций физического воспитания. Их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации двигательной деятельности детей относятся: -
физкультурные занятия;
— физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
— активный отдых: детский туризм (прогулки и экскурсии), физкультурный досуг, физкультурный праздник, дни здоровья, каникулы;
— самостоятельная двигательная активность детей;
— индивидуальная работа с детьми;
— задания на дом.
Несмотря на то, что все вместе эти формы организации, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, каждая имеет свои специальные задачи.
Из перечисленных форм организации физкультурного воспитания больше всего времени в распорядке дня дошкольника занимает заранее спланированная физкультурно-оздоровительная работа, а также его самостоятельная двигательная деятельность. И если для первой в ДОУ обычно созданы все необходимые условия, то вторая подчас пускается на самотек.
Между тем следует исключать бесцельность и случайность детской двигательной активности, для чего необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически косвенно корректируя и дозируя ее продолжительность.
Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Благодаря чему активизируется мыслительная деятельность дошкольника, развиваются настойчивость и целеустремленность. Этот процесс основан на предварительном ознакомлении ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. В то же время усвоение и совершенствование двигательных умений может быть самостоятельным. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, одному из них может подсказать правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому же, наоборот, предоставить самостоятельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия.
Качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка или центра физкультуры и здоровья.
С целью создания условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах, побуждения воспитателей к творческой деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
В настоящее время в ГБОУ уделяется большое внимание коррекционной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.
Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:
Сформирована предметно-развивающая, физкультурно-оздоровительная среда: физкультурные уголки в группах, физкультурный и музыкальный зал, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.
2. Используется система методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья:
№ | Формы и методы | Содержание |
1 | Обеспечение здорового образа жизни | щадящий адаптационный режим гибкий режим индивидуальная оценка функциональных резервов организма пропаганда здорового образа жизни занятия по ОБЖ |
2 | Двигательная активность | утренняя гимнастика физкультурно-оздоровительные занятия подвижные игры ЛФК занятия на тренажерах дыхательная гимнастика спортивные игры активный отдых: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья, простейший туризм участие в районных спортивных мероприятиях |
3 | Свето-воздушные ванны | проветривание помещений сон с доступом свежего воздуха прогулки на свежем воздухе обеспечение температурного режима контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую) прием детей на улице в теплое время года бактерицидные лампы |
4 | Диетотерапия | рациональное питание по меню |
5 | Музтерапия | музыкально-театральная деятельность |
6 | Занятия с педагогом-психологом | игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний коррекция поведения |
7 | Закаливающие процедуры | хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна полоскание рта контрастное обливание рук по локоть |
8 | Физиотерапия | люстра Чижевского |
9 | Гигиенические и водные процедуры | умывание мытье рук игры с водой (в летний период) |
10 | Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил | см. СанПин |
11 | Занятия с учителем-логопедом | коррекция нарушений речи |
3. В ДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
Здоровый дух в здоровом теле
Об этом вечно нам твердят!
Мы знаем – спорт на самом деле
Полезен очень для ребят!
Зарядку делаем мы дружно
Ведь понимаем – это нужно!
И все у нас для спорта есть:
Скакалки, кегли и дорожки
И тренажеров есть немножко
Мячи и парашют здесь есть
Все невозможно перечесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей." Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на занятиях по физической культуре".
Способы повышения моторной плотности на занятиях по физической культуре....
Использование двигательной активности детей на музыкальных занятиях для оздоровления детей
Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизн...
Мастер-класс "Двигательная активность детей в парах на занятиях по физкультуре это интересно, весело и эффективно"
Занятия физкультурой и спортом - неисчерпаемый источник бодрости и прекрасного здоровья.Забота о здоровье,эмоциональном благополучие и всестороннем развитии ребенка - одна из первостепенных задач педа...
Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста вне занятий .
Статья раскрывает разнообразные формы организации двигательной активности детей дошкольников вне занятий....
Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"
В косультации даются рекомендации по развитию двигательной активности у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....
Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности « Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».
Рекомендации ...
Консультация для педагогов «Интеграция познавательного развития и двигательной активности детей. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей дошкольников»
Уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавател...