Двигательная активность детей в ДОУ вне занятий
методическая разработка на тему
Здоровье —
это состояние полноценного физического, психического и социального благополучия. Всемирная организация здравоохранения
Физическое развитие —
процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункционалшых свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Э.Я. Степаненкова
Физическое воспитание –
это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства.
Э.Я. Степаненкова
Формы организации физического воспитания —
это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность.
Двигательная деятельность —
деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка
Э. Я. Степаненкова
Двигательная активность —
это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.
Э.Я. Степаненкова
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ –
одна из ключевых в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. При этом большое значение имеет создание необходимых условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня.
Одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ является физическое развитие и воспитание дошкольников.
Существуют разные формы организаций физического воспитания. Их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации двигательной деятельности детей относятся: -
физкультурные занятия;
— физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
— активный отдых: детский туризм (прогулки и экскурсии), физкультурный досуг, физкультурный праздник, дни здоровья, каникулы;
— самостоятельная двигательная активность детей;
— индивидуальная работа с детьми;
— задания на дом.
Несмотря на то, что все вместе эти формы организации, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, каждая имеет свои специальные задачи.
Из перечисленных форм организации физкультурного воспитания больше всего времени в распорядке дня дошкольника занимает заранее спланированная физкультурно-оздоровительная работа, а также его самостоятельная двигательная деятельность. И если для первой в ДОУ обычно созданы все необходимые условия, то вторая подчас пускается на самотек.
Между тем следует исключать бесцельность и случайность детской двигательной активности, для чего необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически косвенно корректируя и дозируя ее продолжительность.
Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Благодаря чему активизируется мыслительная деятельность дошкольника, развиваются настойчивость и целеустремленность. Этот процесс основан на предварительном ознакомлении ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. В то же время усвоение и совершенствование двигательных умений может быть самостоятельным. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, одному из них может подсказать правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому же, наоборот, предоставить самостоятельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия.
Качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка или центра физкультуры и здоровья.
С целью создания условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах, побуждения воспитателей к творческой деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
В настоящее время в ГБОУ уделяется большое внимание коррекционной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.
Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:
Сформирована предметно-развивающая, физкультурно-оздоровительная среда: физкультурные уголки в группах, физкультурный и музыкальный зал, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.
2. Используется система методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья:
№ | Формы и методы | Содержание |
1 | Обеспечение здорового образа жизни | щадящий адаптационный режим гибкий режим индивидуальная оценка функциональных резервов организма пропаганда здорового образа жизни занятия по ОБЖ |
2 | Двигательная активность | утренняя гимнастика физкультурно-оздоровительные занятия подвижные игры ЛФК занятия на тренажерах дыхательная гимнастика спортивные игры активный отдых: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья, простейший туризм участие в районных спортивных мероприятиях |
3 | Свето-воздушные ванны | проветривание помещений сон с доступом свежего воздуха прогулки на свежем воздухе обеспечение температурного режима контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую) прием детей на улице в теплое время года бактерицидные лампы |
4 | Диетотерапия | рациональное питание по меню |
5 | Музтерапия | музыкально-театральная деятельность |
6 | Занятия с педагогом-психологом | игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний коррекция поведения |
7 | Закаливающие процедуры | хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна полоскание рта контрастное обливание рук по локоть |
8 | Физиотерапия | люстра Чижевского |
9 | Гигиенические и водные процедуры | умывание мытье рук игры с водой (в летний период) |
10 | Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил | см. СанПин |
11 | Занятия с учителем-логопедом | коррекция нарушений речи |
3. В ДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
Здоровый дух в здоровом теле
Об этом вечно нам твердят!
Мы знаем – спорт на самом деле
Полезен очень для ребят!
Зарядку делаем мы дружно
Ведь понимаем – это нужно!
И все у нас для спорта есть:
Скакалки, кегли и дорожки
И тренажеров есть немножко
Мячи и парашют здесь есть
Все невозможно перечесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей." Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на занятиях по физической культуре".
Способы повышения моторной плотности на занятиях по физической культуре....
Мастер-класс "Двигательная активность детей в парах на занятиях по физкультуре это интересно, весело и эффективно"
Занятия физкультурой и спортом - неисчерпаемый источник бодрости и прекрасного здоровья.Забота о здоровье,эмоциональном благополучие и всестороннем развитии ребенка - одна из первостепенных задач педа...
Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"
Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...
Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста вне занятий .
Статья раскрывает разнообразные формы организации двигательной активности детей дошкольников вне занятий....
Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"
В косультации даются рекомендации по развитию двигательной активности у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....
Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности « Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».
Рекомендации ...
Консультация для педагогов «Интеграция познавательного развития и двигательной активности детей. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей дошкольников»
Уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавател...