РАЗВИТИЕ ОДОРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
презентация к занятию (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ ОДОРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. | 24.28 КБ |
vlasenko_e.p._sozdanie_usloviy_v_dou.pptx | 319.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОДОРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Дети прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей её свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом».
( П. Вайнцвайг)
Феномен человеческой одаренности издавна привлекает внимание мыслителей, философов, людей искусства. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок в настоящее время, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одаренные дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.
На протяжении многовековой истории существования институтов образования складывалась практика работы с детьми, обладавшими высокими интеллектуальными способностями. Именно они впоследствии становились лидерами, занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности.
Одаренность как научная проблема насчитывает уже более сотни лет. В мировой науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя выявить и развить конкретный вид одаренности. По мнению других исследователей, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям?
В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность».
Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии.
Второй термин – «детская одаренность» напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально – творческий потенциал.
«Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться». (Эйнштейн А.)
Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Доказано, что каждый ребенок, пришедший в наш мир, щедро наделен самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причем они комплексны; что все дары природы можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему-то другому. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, становится приоритетной задачей современного общества. Требуется создание такой системы образования, которая укрепила бы конкурентоспособность России на международном уровне как одного из ведущих государств и интеллект при этом рассматривается как основное конкурентное преимущество. Следовательно, работа с одаренными детьми становится преимущественным направлением образовательной практики.
Педагогический коллектив МДОУ, проводит систематическую целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах образовательной деятельности.
При создании в ДОУ благоприятных условий, за период дошкольного детства, ребенок может пройти путь от первых проявлений, склонности до яркого рассвета способностей, одаренности.
Работа по данному вопросу в дошкольном учреждении ведется в трех направлениях: дети, воспитатели, родители.
В процессе образовательной деятельности коллектив ДОУ руководствуется следующими принципами:
• Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей;
• Учет сензетивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития одаренности;
• Своевременное начало, т.е. как можно более раннее начало работы по развитию способностей ребенка;
• Равновесие, т.е. рациональное соотношение индивидуальной и совместной деятельности ребенка, объема специальной и общеразвивающей образовательной деятельность;
• Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.
В МДОУ работа по развитию способностей начинается с момента прихода ребенка в детский сад. В возрасте 2-4 лет ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. Поэтому эти и другие виды искусства используются нашими педагогами для пробуждения чувственной сферы ребенка. Именно для этих детей, в дошкольном учреждении действует кружок театрализованной детской деятельности «Карусель» руководитель Фомкина Г.С. В рамках театральной студии «Карусель» решаются следующие задачи:
- способствовать созданию творческой атмосферы, которая помогает раскрывать возможности и способности детей дошкольного возраста,
- развивать с помощью театрализованной деятельности мышление, память, внимание, коммуникативные способности,
- воспитывать нравственные качества, интерес и желание заниматься театрально-игровой деятельностью.
Для решения поставленных задач педагог использует разнообразные способы и приемы.
Синтезируя в единое целое музыку и песни, пластику и движения, игру и беседы, обширный сказочный материал. А также в процессе слушания музыки, совершая под неё ритмические движения, встречаясь с героями сказок, слушая стихи, потешки, прибаутки, ребёнок испытывает первые эстетические переживания, развивает чувственную сферу. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
Далее на следующем возрастном этапе (4-6 лет) идет активизация работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне форсированности основных мыслительных операций, высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании. С целью развития этих способностей педагоги используют различные виды интеллектуальных игр: ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, лабиринты, графические диктанты, лото, домино, шашки, конструктор LEGO, развивающие игры.
Также развитию способностей детей дошкольного возраста помогает кружок прикладного детского творчества «Волшебная кисточка», руководитель Зонова И.А.. Воспитанники имеют возможность передать свои впечатления от окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги, соленого теста. Этот процесс вызывает у них чувства радости, удивления. Дети знакомятся с нетрадиционными методами рисования – по сырому фону, рисование свечой, мелками, рисование пальчиками и ладошкой. На занятиях дети работают и с природным материалом - шишки, скорлупа грецкого ореха, фисташки, ракушки, различные семена. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, развитие мелкой моторики рук. Недаром В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».
К 6-7 годам уровень развития способностей некоторых наших детей достигает таких высот, что им становится «тесно» в детском саду. Они готовы сделать свои первые шаги в мир. Главными нашими помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к центру детского творчества, музыкальным и художественным школам, вокальным и хореографическим ансамблям, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Это наши звездочки. Про них мы не забываем, когда они выпускаются из ДОУ, мы продолжаем следить за развитием их способностей. Знаем, как учатся, какое учреждение дополнительного образования посещает этот ребенок, какие у него успехи. Приглашаем их с выступлениями на праздники и развлечения.
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости. Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии способностей ребёнка. Поэтому специалисты, работающие с такими детьми, уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Используются разнообразные формы работы с родителями одарённых детей: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации, экскурсии, походы. Основная тематика встреч с родителями: особенности развития способностей ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. Педагоги должны быть более ориентированы на создание для дошкольников возможности занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы с одарёнными детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дети прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей её свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом». ( П. Вайнцвайг)
Феномен человеческой одарённости издавна привлекает внимание мыслителей, философов, людей искусства. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест. По последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2,5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одаренные дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.
В мировой науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя выявить и развить конкретный вид одаренности. По мнению других исследователей, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей.
В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин – «детская одаренность» напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально – творческий потенциал .
«Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться». (Эйнштейн А.)
Неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Доказано, что каждый ребенок, пришедший в наш мир, щедро наделен самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причем они комплексны; что все дары природы можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему-то другому. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, становится приоритетной задачей современного общества. Требуется создание такой системы образования, которая укрепила бы конкурентоспособность России на международном уровне как одного из ведущих государств и интеллект при этом рассматривается как основное конкурентное преимущество. Следовательно, работа с одаренными детьми становится преимущественным направлением образовательной практики.
Педагогический коллектив МДОУ, проводит систематическую целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах образовательной деятельности. При создании в ДОУ благоприятных условий, за период дошкольного детства, ребенок может пройти путь от первых проявлений, склонности до яркого рассвета способностей, одар ённости .
В процессе образовательной деятельности коллектив ДОУ руководствуется следующими принципами: • Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей; • Учет сензетивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития одаренности; • Своевременное начало, т.е. как можно более раннее начало работы по развитию способностей ребенка; • Равновесие, т.е. рациональное соотношение индивидуальной и совместной деятельности ребенка, объема специальной и общеразвивающей образовательной деятельность; • Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.
В ДОУ работа по развитию способностей начинается с момента прихода ребенка в детский сад. В возрасте 2-4 лет ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. Поэтому эти и другие виды искусства используются нашими педагогами для пробуждения чувственной сферы ребенка.
Кружок театрализованной детской деятельности «Карусель» руководитель Фомкина Г.С. В рамках театральной студии «Карусель» решаются следующие задачи: - способствовать созданию творческой атмосферы, которая помогает раскрывать возможности и способности детей дошкольного возраста, - развивать с помощью театрализованной деятельности мышление, память, внимание, коммуникативные способности, - воспитывать нравственные качества, интерес и желание заниматься театрально-игровой деятельностью.
Синтезируя в единое целое музыку и песни, пластику и движения, игру и беседы, обширный сказочный материал. А также в процессе слушания музыки, совершая под неё ритмические движения, встречаясь с героями сказок, слушая стихи, потешки, прибаутки, ребёнок испытывает первые эстетические переживания, развивает чувственную сферу. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
На возрастном этапе (4-6 лет) идет активизация работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне форсированности основных мыслительных операций, высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании. С целью развития этих способностей педагоги используют различные виды интеллектуальных игр: ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, лабиринты, графические диктанты, лото, домино, шашки, конструктор LEGO, развивающие игры.
Также развитию способностей детей дошкольного возраста помогает кружок прикладного детского творчества «Волшебная кисточка», руководитель Зонова И.А.. Воспитанники имеют возможность передать свои впечатления от окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги, соленого теста. Этот процесс вызывает у них чувства радости, удивления. Дети знакомятся с нетрадиционными методами рисования , работают и с природным материалом. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, развитие мелкой моторики рук. «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». В.А. Сухомлинский
Это наши звездочки .
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости. Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии способностей ребёнка. Поэтому специалисты, работающие с такими детьми, уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Используются разнообразные формы работы с родителями одарённых детей: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации, экскурсии, походы. Основная тематика встреч с родителями: особенности развития способностей ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. Педагоги должны быть более ориентированы на создание для дошкольников возможности занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Мы считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы с одарёнными детьми.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".
Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)
Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...