Современное занятие. Организация и проведение
статья по теме

Рожкова Татьяна Александровна

Требования к занятиям в соответствии с ФГТ. Виды занятий. Использование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_moy.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ №655 от 23 ноября 2009 года введены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии детей.

В тексте ФГТ  не употребляется слово «занятие». Отсутствие этого термина в ФГТ связано с тем, чтобы не спровоцировать понимание образовательной деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой прежде и являлось специально организованное учебное занятие. Но это не означает, что с детьми в детских садах должны перестать заниматься. Но само занятие с детьми рассматривается как «занимательное дело», без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. То есть слово «занятие» в современной теории и практике дошкольного образования целесообразно употреблять в самом широком смысле – самостоятельная деятельность, совместная деятельность с взрослым по организации интересного дела и т.д. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активацию познавательного развития ребёнка. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребёнка дошкольного возраста. Прежде всего это  ведущая деятельность дошкольного  возраста -- игровая, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности.

Соблюдая требование «развивать, обучая» необходимо отказаться от репродуктивного уровня обучения детей, и научиться выстраивать образовательный процесс так, чтобы ребёнок становился его равноправным участником.

При такой организации образовательного процесса в ДОУ роль педагога не будет снижена, но она по максимуму будет скрыта от детей. Тогда руководство деятельностью дошкольников не будет сводиться к показу образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести, а педагог будет организовывать новые формы взаимодействия: совместная деятельность, самостоятельная деятельность.

По своей сути федеральные государственные требования являются новой стратегией воспитания детей дошкольного возраста с позиции развивающего обучения, центральной идеей которого является обоснованный и доказанный тезис Л.С. Выготского о том, что обучение ведёт за собой развитие. Его суть заключается в правильном, последовательном способе организации деятельности ребёнка.

Применительно к дошкольному возрасту выделяют следующие принципы развивающего обучения:

1. Принцип мотивации к обучению, который предполагает организацию процесса обучения ориентировать на добровольное и заинтересованное включение ребёнка в деятельность.

2. Принцип обучения на высоком уровне сложности заключается в том, что главное – это не заучивание фактов и способов действий, а познание сущности изучаемых явлений, связей и зависимости между ними. Это означает систематический подбор для дошкольников специальных заданий, требующих от них постоянных умственных усилий, а не механического воспроизведения действий.  Здесь необходимо учитывать, что уровень трудности для каждого ребёнка свой, индивидуальный. Реализация этого принципа требует от педагога мастерства, так как  если подобранное проблемное задание окажется непреодолимым для многих детей, то оно будет выступать уже как отрицательный фактор.

3. Принцип динамичного обучения (обучение быстрым темпом) позволяет исключить однообразное повторение и, так называемое, «топтание на одном месте». То есть исключается повторение ради повторения. Конечно, само повторение необходимо, но только в виде включения усвоенных понятий и способов действий в вариативные задания. Тогда такое повторение будет обеспечивать новизну в изучении материала. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении не должны проводиться  такие занятия, как закрепление или повторение пройденного, а могут быть занятия по систематизации и обобщении материала, формирование обобщённых умений и способов действий. Тогда ребёнок будет знать, что каждое занятие, каждая деятельность приносит ему что-то новое, интересное, что стимулирует его любопытство, которое, в свою очередь, является основой познавательного интереса ребёнка.

4. Принцип целенаправленной  и систематической работы над развитием всех детей, в том числе и с низким уровнем развития, требует тщательного изучения педагогом личностного своеобразия ребёнка, анализа и выявления причин задержки развития или плохих успехов в обучении.

Развивающий характер обучения реализуется через деятельность ребёнка в зоне его ближайшего развития. Именно деятельностный подход должен стать основой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Он заключается в организации целенаправленной детской деятельности, в результате которой ребёнок (при необходимости - с помощью взрослого) совершает открытие путём решения доступных проблемных задач, приобретает знания с последующим применением их на практике.

Схема развития любого вида деятельности примерно такова: сначала она осуществляется совместно со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.

Построение образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с комплексно-тематическим принципом на основе совместной деятельности взрослого и детей предполагает такие формы работы, которые бы позволяли педагогам обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Такими формами является проектная деятельность, продуктивные виды деятельности, проживание праздников, событий, имитационные игры, игровые ситуации, ритуалы и многое другое. Особенность игровой деятельности состоит в том, что она позволяет ребёнку в увлекательной форме решать образовательные задачи. Таким образом, научив ребёнка думать, рассуждать, добывать информацию, решать практические задачи, доказывать и аргументировать, педагог будет решать цели и задачи, обозначенные в ФГТ.

 Виды нетрадиционных занятий
- Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д.
- Занятия-КВН (предполагает разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
- Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
- Занятие-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
- Занятия-консультации(когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка).
- Занятия-взаимообучения (ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
- Занятия-путешествия.
- Заниятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

-Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
-Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

- Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

-Занятия-путешествия.

- Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

-Занятия-фантазии.

-Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

-Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

- Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). 

Требования к занятию

  1. Использование новейших достижений науки и практики.
  2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
  3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
  5. установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
  6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребёнком уровень.
  7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы).
  8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
  9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъёме).
  10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребёнка.
  11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объём.
  12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышенной познавательной активности

  1. Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  2. Сравнение.
  3. Метод моделирования и конструирования.
  4. Метод вопросов.
  5. Метод повторений.
  6. Решение логических задач.
  7. Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности.

  1. Игровые и воображаемые ситуации.
  2.  Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.
  1. Игры-драматизации.
  2. Сюрпризные моменты.
  3. Элементы творчества и новизны.
  4. Юмор и шутка (учебные комиксы).


Методы обучения и развития творчества

  1. Эмоциональная насыщенность окружения.
  2. Мотивирование детской деятельности.
  3. Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
  4. Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее).
  5. Игровые приёмы.
  6. Юмор и шутка.
  7. Экспериментирование.
  8. Проблемные ситуации и задачи.
  9. Неясные знания (догадки).
  10. Предположения (гипотезы).

Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.

Интегрированные и комплексные занятия: общие черты

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Занятия, которые включают междисциплинарные знания, достигают эффективности, если реализуются такие дидактичные условия их организации и проведения:

  1. построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы
  2. конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
  3. последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием
  4. рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]), отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками), в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия "Лес", "Насекомые" и тому подобное).

Интегрированное занятие


Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования  современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

 

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми:

  1. "Вода − источник жизни"
  2. "Время в природе"
  3. "Далеко-близко"
  4. "Родня" (классы животного мира)
  5. "Что это за шарик?" (исследование разных объектов круглой формы)
  6. "Взрослые и их детеныши" (животный мир).


Комплексные занятия


Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы "Весна. Сезонные изменения в природе" воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?"; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность "Чего в лесу больше?" и т.п.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

По этой же теме "Цыпленок" на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

  1. беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);  
  2. составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
  3. выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий - необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));
  4. дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
  5. решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)
  6. конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
  7.  доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Более того, отметим, что практически все занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер.

Общие рекомендации:

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :

  1. выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  2. выявить связи между подобными элементами знаний;
  3. изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  4. учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
  5. планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  6. смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  7. выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Использование ИКТ

Использование компьютера для обучения и развития дет( дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие.

а) Использование глобальной сети Интернет.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Интерес для воспитателей может представлять электронные  версии журналов.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику его развития.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам: одни отражают комплексные подходы в обучении, другие - развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий ребенка; развитие широкого спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы можно классифицировать следующим образом:

  1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
  2. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
  3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4.        Игры-путешествия, «бродилки».

5.        Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

б) Использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5»

Доклад

«Современные занятия в соответствии с ФГТ.

Организация и формы проведения.»

Воспитатель Рожкова Т.А.

г. Кашира 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации и проведения спортивного вечера развлечения с детьми подготовительной к школе группы «Древние и современные виды спорта»

Конспект организации и проведенияспортивного вечера развлеченияс детьми подготовительной к школе группы«Древние и современные виды спорта»...

Конспект открытого занятия "Организация и проведение гимнастики пробуждения"

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность. Ос...

Игровая технология ЛЭПБУК - современный подход к организации и проведению дидактических игр по развитию речи дошкольников с ОВЗ

Данная презентация отражает современные требования ФГОС ДО к организации и реализации такой игровой технологии, как ЛЭПБУК....

Конспект открытого занятия «Организация и проведение дидактической игры" - Тихие и громкие звоночки

Цель: развивать звуковысотный слух у детей.Задачи: продолжать учить детей различать тихое и громкое звучание музыки и играть на инструменте в соответствии; развивать внимательность, умение работать в ...

«Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»

laquo;Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»...

Методическая разработка по взаимодействию педагога с семьей в организации и проведении современных практик этнокультурного образования.

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, кр...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ « Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по развитию речи»

Данный материал можно  использовать на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития реч...