Проектирование системы деятельности педагога по достижению нового образовательного результата обучающихся
материал по теме

Ракова Кристина Олеговна

 

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы: Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.Характеристика изменений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

 «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 21.01. – 25.01.2013г.

                           2 сессия: 11.02. – 15.02.2013г.

                                                                           

 Выполнила

Ракова Кристина Олеговна

воспитатель,

 МБДОУ детский сад 254

Самара, 2013г.

Ι. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Прежде, чем перейти к проектированию деятельности педагога, надо отметить важность такой формы работы. Применение проектного метода в педагогике приводит к повышению эффективности воспитательного процесса, в него вовлекается большее количество участников и они становятся активными субъектами деятельности.

Важным условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, которая является основой развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Модернизация системы образования началась уже давно. Но пока это не очень заметно из-за ряда причин. Просмотрев литературу по данному вопросу можно отметить ряд типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования:

- уплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях;

- нехватка высококвалифицированных педагогических кадров;

- несогласованность требований организаций, участвующих в образовательном процессе (ЦДДО, Поликлиники, ТИМО и т.д.);

- отсутствие единой информационной системы, объединяющей сведения о различных образовательных услугах для детей дошкольного возраста;

Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к желаемым результатам. Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно короткие сроки. 

В данной работе не будут рассматриваться, и решаться глобальные проблемы. Каждый должен решать, поставленные перед ним конкретные задачи в своей профессиональной деятельности (в данном случае, воспитатель).

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
- Наличие у детей интереса к познанию;
- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности;
- Наличие у детей творческих способностей;
- Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.);

Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями (законными представителями) воспитанников.

Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье. Как правило, все родители работают. И часть из них не уделяет должного внимания воспитанию своих детей, считая, что это делают в образовательном учреждении. И, как следствие, планируемый воспитателем  результат не достигается. Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности:

- у детей недостаточный интерес к познанию;

- творческие способности не развиваются в полной мере;

- очень часто самостоятельность подавляется (пример, приход в сад – родители торопятся на работу и сами раздевают ребенка, вечером – родители торопятся домой и сами одевают ребенка).

В основном процессе (в работе) воспитатель должен желать и уметь работать  с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников -  необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.

И в этом процессе можно увидеть недостатки. В целом это может быть:

- недостаточное желание работать (из-за стресса, неудовлетворенности чем-либо и пр.);

- недостаточные знания в профессиональной деятельности (из-за отсутствия опыта работы, самообразования и др.);

- неумение строить субъект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.);

- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГТ);

- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности;

Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально-технической базы: учебно-методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры и раздаточный материал.

Проблема в условиях - это отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.  

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать несколько проблем. Поскольку, главные воспитатели ребенка это родители, то необходимо, чтобы они были не наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. Поэтому будем рассматривать проблему отсутствия (недостаточного) взаимодействия и плодотворного общения родителей и детей. Сузим эту проблему до еще более конкретной проблемы. На примере одной из младших групп ДОУ.

По результатам опроса детей, выяснилось, что не все знают, кем работают и что делают на работе их родители. А учитывая, насколько важно правильно выбрать профессию в будущем, уметь ориентироваться в мире профессий, будем рассматривать проблему – незнание детьми профессиональной деятельности родителей.  

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы. Если посмотреть в ФГТ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009 г. № 655), то можно увидеть, что в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести (и будет иметь), следующие качества:
- развито ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- сформированы первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

-
сформирована семейная принадлежность;

- ребенок имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- знает состав семьи, родственные отношения и взаимосвязи, распределение семейных обязанностей, семейные традиции;

        Учитывая, что в данной работе рассматривается группа младших дошкольников, то обозначим результат более конкретно: в результате решения проблемы ребенок будет знать:

- кем работают родители и что делают на работе;

- есть ли у них специальная одежда для работы;

- какие инструменты они используют в своей деятельности;

- есть ли в семье традиция «передачи» профессии;

        В будущем это позволит воспитаннику лучше ориентироваться в мире профессий.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому можно предложить:

- внести изменения в тематические недели. Например, включить в планирование темы: «Все профессии нужны» или «Мир профессий», «У меня растут года, где работать мне тогда» или «Зачем человеку работа».

На практике педагог должен уметь организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс. В средства обучения необходимо включить (если уже используется в работе, то применять в большем объеме):

- создание тематических портфолио в группе («Кто, где работает» или «Профессия в семье», «Кем я стану»);

- тематические беседы (о различных профессиях; специальных приспособлениях инструментах для работы и т.п.)

- чтение рассказов и стихотворений о профессиях; разгадывание загадок;

- рассматривание различных иллюстраций о профессиях; фотовыставки;

- экскурсии в кабинет медсестры, на кухню, в прачечную и т.п.

- создание творческих работ, связанных с профессиями (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т.п.);

- приглашение родителей (специалистов) для рассказа детям о своей профессии;

- дидактические игры («Обобщение» - подобрать инструменты специалистам, «Профессии», «Труд людей» и т.п.)

- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации, связанные с областью профессии человека;

        Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.

Можно предложить детям описать семейный фотоальбом (иллюстрацию), где ребенок расскажет, кем работают его родители, что они делают и какие предметы им для этого нужны. Можно провести анкетирование родителей на заданную тему. Тогда воспитатель может сделать выводы, основываясь на своих наблюдениях и на мнении родителей. Несомненно, хорошим итогом работы будет создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействии с детьми). Также можно использовать электронные дидактические пособия (если таковые имеются). В старшем возрасте можно применять проектный метод для оценивания результата.

Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:

- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);

- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);

- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);

- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);

Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.

К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).

Научно-методические изменения:

- создание методической копилки по теме «Профессии»;

- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

- доступность интернет-ресурсов (www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru) для получения знаний по заданной теме;

- разработать серию консультаций для родителей;

Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования.

От материально-технического обеспечения проектирования зависит простота проектирования и реализации проекта. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Профессии»; книги по данной тематике («Секреты мастерства» А.Лопатина); развивающие тетради (например, из серии «Школа семи гномов»); раскраски, игрушки (набор доктора, парикмахера, машины специального назначения), буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.

Нормативно-правовое обеспечение проектирования — это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГТ. Изменения в данной области – это изменения в годовом планировании ДОУ.

Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий по теме «Профессии» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).

К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом.

Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов). Профилактику нарушений в детско-родительских отношениях.

При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта  разработает критерии  и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить своё представление о его реализации.

Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся

Проектирование системы деятелььности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся....

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ

Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...