Проектирование системы деятельности педагога по достижению нового образовательного результата обучающихся
материал по теме
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы: Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.Характеристика изменений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектирование деятельности воспитателя:анализ недостатков, изменения в работе | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 21.01. – 25.01.2013г.
2 сессия: 11.02. – 15.02.2013г.
Выполнила
Ракова Кристина Олеговна
воспитатель,
МБДОУ детский сад 254
Самара, 2013г.
Ι. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Прежде, чем перейти к проектированию деятельности педагога, надо отметить важность такой формы работы. Применение проектного метода в педагогике приводит к повышению эффективности воспитательного процесса, в него вовлекается большее количество участников и они становятся активными субъектами деятельности.
Важным условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, которая является основой развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Модернизация системы образования началась уже давно. Но пока это не очень заметно из-за ряда причин. Просмотрев литературу по данному вопросу можно отметить ряд типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования:
- уплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях;
- нехватка высококвалифицированных педагогических кадров;
- несогласованность требований организаций, участвующих в образовательном процессе (ЦДДО, Поликлиники, ТИМО и т.д.);
- отсутствие единой информационной системы, объединяющей сведения о различных образовательных услугах для детей дошкольного возраста;
Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к желаемым результатам. Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно короткие сроки.
В данной работе не будут рассматриваться, и решаться глобальные проблемы. Каждый должен решать, поставленные перед ним конкретные задачи в своей профессиональной деятельности (в данном случае, воспитатель).
К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
- Наличие у детей интереса к познанию;
- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности;
- Наличие у детей творческих способностей;
- Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.);
Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями (законными представителями) воспитанников.
Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье. Как правило, все родители работают. И часть из них не уделяет должного внимания воспитанию своих детей, считая, что это делают в образовательном учреждении. И, как следствие, планируемый воспитателем результат не достигается. Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности:
- у детей недостаточный интерес к познанию;
- творческие способности не развиваются в полной мере;
- очень часто самостоятельность подавляется (пример, приход в сад – родители торопятся на работу и сами раздевают ребенка, вечером – родители торопятся домой и сами одевают ребенка).
В основном процессе (в работе) воспитатель должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников - необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.
И в этом процессе можно увидеть недостатки. В целом это может быть:
- недостаточное желание работать (из-за стресса, неудовлетворенности чем-либо и пр.);
- недостаточные знания в профессиональной деятельности (из-за отсутствия опыта работы, самообразования и др.);
- неумение строить субъект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.);
- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГТ);
- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности;
Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально-технической базы: учебно-методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры и раздаточный материал.
Проблема в условиях - это отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать несколько проблем. Поскольку, главные воспитатели ребенка это родители, то необходимо, чтобы они были не наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. Поэтому будем рассматривать проблему отсутствия (недостаточного) взаимодействия и плодотворного общения родителей и детей. Сузим эту проблему до еще более конкретной проблемы. На примере одной из младших групп ДОУ.
По результатам опроса детей, выяснилось, что не все знают, кем работают и что делают на работе их родители. А учитывая, насколько важно правильно выбрать профессию в будущем, уметь ориентироваться в мире профессий, будем рассматривать проблему – незнание детьми профессиональной деятельности родителей.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы. Если посмотреть в ФГТ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009 г. № 655), то можно увидеть, что в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести (и будет иметь), следующие качества:
- развито ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- сформированы первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- сформирована семейная принадлежность;
- ребенок имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- знает состав семьи, родственные отношения и взаимосвязи, распределение семейных обязанностей, семейные традиции;
Учитывая, что в данной работе рассматривается группа младших дошкольников, то обозначим результат более конкретно: в результате решения проблемы ребенок будет знать:
- кем работают родители и что делают на работе;
- есть ли у них специальная одежда для работы;
- какие инструменты они используют в своей деятельности;
- есть ли в семье традиция «передачи» профессии;
В будущем это позволит воспитаннику лучше ориентироваться в мире профессий.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.
Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому можно предложить:
- внести изменения в тематические недели. Например, включить в планирование темы: «Все профессии нужны» или «Мир профессий», «У меня растут года, где работать мне тогда» или «Зачем человеку работа».
На практике педагог должен уметь организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс. В средства обучения необходимо включить (если уже используется в работе, то применять в большем объеме):
- создание тематических портфолио в группе («Кто, где работает» или «Профессия в семье», «Кем я стану»);
- тематические беседы (о различных профессиях; специальных приспособлениях инструментах для работы и т.п.)
- чтение рассказов и стихотворений о профессиях; разгадывание загадок;
- рассматривание различных иллюстраций о профессиях; фотовыставки;
- экскурсии в кабинет медсестры, на кухню, в прачечную и т.п.
- создание творческих работ, связанных с профессиями (рисунки, коллажи, аппликации, поделки и т.п.);
- приглашение родителей (специалистов) для рассказа детям о своей профессии;
- дидактические игры («Обобщение» - подобрать инструменты специалистам, «Профессии», «Труд людей» и т.п.)
- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации, связанные с областью профессии человека;
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.
Можно предложить детям описать семейный фотоальбом (иллюстрацию), где ребенок расскажет, кем работают его родители, что они делают и какие предметы им для этого нужны. Можно провести анкетирование родителей на заданную тему. Тогда воспитатель может сделать выводы, основываясь на своих наблюдениях и на мнении родителей. Несомненно, хорошим итогом работы будет создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействии с детьми). Также можно использовать электронные дидактические пособия (если таковые имеются). В старшем возрасте можно применять проектный метод для оценивания результата.
Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:
- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);
- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);
Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.
К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).
Научно-методические изменения:
- создание методической копилки по теме «Профессии»;
- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;
- доступность интернет-ресурсов (www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru) для получения знаний по заданной теме;
- разработать серию консультаций для родителей;
Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования.
От материально-технического обеспечения проектирования зависит простота проектирования и реализации проекта. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Профессии»; книги по данной тематике («Секреты мастерства» А.Лопатина); развивающие тетради (например, из серии «Школа семи гномов»); раскраски, игрушки (набор доктора, парикмахера, машины специального назначения), буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.
Нормативно-правовое обеспечение проектирования — это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГТ. Изменения в данной области – это изменения в годовом планировании ДОУ.
Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий по теме «Профессии» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).
К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом.
Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов). Профилактику нарушений в детско-родительских отношениях.
При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта разработает критерии и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить своё представление о его реализации.
Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся
Проектирование системы деятелььности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся....
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Разработка для воспитателей на тему "Безопастность"...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ
Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...