Проектный метод в работе с детьми преддошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Метод проектов в дошкольном образовании не случайно приобрел большую популярность. Участие в проекте дает ребенку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. В процессе проектной деятельности дошкольник приобретает интегративные качества, предусмотренные федеральными государственными требованиями.Проектирование - одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети». Она позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznecova_s.a._proektnyy_metod_v_rabote_s_detmi_preddoshkolnogo_vozrasta.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения
Центр развития ребенка – детский сад № 476
Г. Челябинск
Проектный метод в работе с детьми преддошкольного возраста
Кузнецовой Светланы Андреевны,
воспитателя второй категории
Современный ребенок – житель XXI в., на которого влияют все признаки настоящего времени. Многолетние исследования позволяют наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс.
Внутренние резервы ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об окружающем мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад – вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется.
Ребенок сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности ребенка можно увидеть стремление к интеграции, т.е. объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и марко-проектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекают сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, выбирать и менять что-то самому, реализации замыслов.
Метод проектов в дошкольном образовании не случайно приобрел большую популярность. Участие в проекте дает ребенку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. В процессе проектной деятельности дошкольник приобретает интегративные качества, предусмотренные федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655.
Проектирование - одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети». Она позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.
В нашем ДОУ внедрена и активно используется эта форма работы. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.
Педагогов в проектной деятельности привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с преддошкольного возраста. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, в которых принимают участие дети, воспитатели, родители и специалисты ДОУ.
Проект, который мы реализовали на группе младшего возраста, называется «Любимые игрушки».
Цель: развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
Задачи: 1) учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;
2) побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим действиям и «открытиям»;
3) поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
4) развивать эмоциональное отношение на любимые художественные произведения, стимулировать повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
Вид проекта: творческий, краткосрочный.
Состав участников: воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: изготовление игрового пособия – двигающиеся плоскостные игрушки, модели к каждой теме.
Основные шаги по реализации проекта:
1. Моделирование игровой ситуации.
2. Введение в проблему.
3. Поэтапное решение проблемы.
4. Игровая ситуация.
Время, планируемое на реализацию проекта по этапам:
№ п/п | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый – постановка проблемы | Изучение интереса детей к стихотворениям А.Барто, понимание их содержания, желание помочь любимым игрушкам | III |
2 | Аналитический – сбор «Копилки» | Сбор любимых игрушек, изготовление макетов по содержанию стихотворений А. Барто, разработка тематических мини-проектов | III |
3 | Практический – составление картотеки, модели; создание продукта | Реализация мини-проектов в соответствии с поисковым алгоритмом, обозначенным в п.6 настоящего проекта | IV |
4 | Презентационный | Презентация книжки-раскладушки, макетов по содержанию стихотворений А. Барто на итоговом педагогическом совете | V |
5 | Контрольный – постановка новой цели | Подведение итогов реализации проекта, соотнесение с поставленной целью и задачами | V |
Организационные формы работы над проектом:
Формы работы | Название | Сроки |
ППД | Тематические мини-проекты: «Мишка-топтышка» «Зайчик – наш дружок» «Кукла Таня в гости к нам пришла» «Бычок – белый бочок» | IV |
Наблюдение за деятельностью детей | Цели наблюдений: соответствие понятия слова и выполняемого действия; проявление эмпатии к попавшим в беду игрушек, желания им помочь | IV |
Экспериментирование, моделирование | Выполнение детьми действий с целью выбора способа в спасении игрушек (первые понятия поисковой деятельности) | IV |
Выставка работ | Танин мяч, Мишкины следы, мостик для бычка, дождик | IV |
Самостоятельная работа с родителями | Информирование родителей о реализации проекта, фотоколлаж «Мы спасали любимых игрушек» | IV |
Групповое обсуждение | Общение с детьми в круге общения, где происходит введение в проблему, стимулирование к действию, поддерживается стремление вступать в общение | IV |
Форма проведения презентации: деловая игра по защите проекта, открытый показ одного из тематических мини-проектов.
Результаты работы над проектом «Любимые игрушки» позволяют сказать о том, что проектная деятельность вполне доступна и детям преддошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.
В статье представлен опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...
Родительское собрание "Использование проектного метода в работе с детьми"
Конспект родительского собрания...
Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...
Использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технологи...
"Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
обучающий семинар для молодых специалистов...
Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста.
Влияние проектной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Значение проектного метода как одной из привлекательных и результативных формы работы с детьми. Тематика проек...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...