Проектный метод в работе с детьми преддошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Кузнецова Светлана Андреевна

 

Метод проектов в дошкольном образовании не случайно приобрел большую популярность. Участие в проекте дает ребенку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. В процессе проектной деятельности дошкольник приобретает интегративные качества, предусмотренные федеральными государственными требованиями.Проектирование - одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети». Она позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

Центр развития ребенка – детский сад № 476

Г. Челябинск

Проектный метод в работе с детьми преддошкольного возраста

Кузнецовой  Светланы Андреевны,

 воспитателя второй категории

Современный ребенок – житель XXI в., на которого влияют все признаки настоящего времени. Многолетние исследования позволяют наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс.

Внутренние резервы ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об окружающем мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад – вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется.

Ребенок сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности ребенка можно увидеть стремление к интеграции, т.е. объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и марко-проектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекают сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, выбирать и менять что-то самому, реализации замыслов.

Метод проектов в дошкольном образовании не случайно приобрел большую популярность. Участие в проекте дает ребенку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. В процессе проектной деятельности дошкольник приобретает интегративные качества, предусмотренные федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655.

Проектирование - одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети». Она позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.

В нашем ДОУ внедрена и активно используется эта форма работы. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.

Педагогов  в проектной деятельности привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с преддошкольного возраста.  Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, в которых принимают участие дети, воспитатели, родители и специалисты ДОУ.

Проект, который мы реализовали на группе младшего возраста, называется «Любимые игрушки».

Цель:  развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).

Задачи: 1) учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;

2) побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим действиям и «открытиям»;

3) поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;

4) развивать эмоциональное отношение на любимые художественные произведения, стимулировать повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений. 

Вид проекта: творческий, краткосрочный.

Состав участников: воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: изготовление игрового пособия – двигающиеся плоскостные игрушки, модели к каждой теме.

Основные шаги по реализации проекта:

1. Моделирование игровой ситуации.

2. Введение в проблему.

3. Поэтапное решение проблемы.

4. Игровая ситуация.

Время, планируемое на реализацию проекта по этапам:

№ п/п

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый – постановка проблемы

Изучение интереса детей к стихотворениям А.Барто, понимание их содержания, желание помочь любимым игрушкам

III

2

Аналитический – сбор «Копилки»

Сбор любимых игрушек, изготовление макетов по содержанию стихотворений А. Барто, разработка тематических мини-проектов

III

3

Практический – составление картотеки, модели; создание продукта

Реализация мини-проектов в соответствии с поисковым алгоритмом, обозначенным в п.6 настоящего проекта

IV

4

Презентационный

Презентация книжки-раскладушки, макетов по содержанию стихотворений А. Барто  на итоговом педагогическом совете

V

5

Контрольный – постановка новой цели

Подведение итогов реализации проекта, соотнесение с поставленной целью и задачами

V

Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Название

Сроки

ППД

Тематические мини-проекты:

«Мишка-топтышка»

«Зайчик – наш дружок»

«Кукла Таня в гости к нам пришла»

«Бычок – белый бочок»

IV

Наблюдение за деятельностью детей

Цели наблюдений: соответствие понятия слова и выполняемого действия; проявление эмпатии к попавшим в беду игрушек, желания им помочь

IV

Экспериментирование, моделирование

Выполнение детьми действий с целью выбора способа в спасении игрушек (первые понятия поисковой деятельности)

IV

Выставка работ

Танин мяч, Мишкины следы, мостик для бычка, дождик

IV

Самостоятельная работа с родителями

Информирование родителей о реализации проекта, фотоколлаж «Мы спасали любимых игрушек»

IV

Групповое обсуждение

Общение с детьми в круге общения, где происходит введение в проблему, стимулирование к действию, поддерживается стремление вступать в общение

IV

Форма проведения презентации: деловая игра по защите проекта, открытый показ одного из тематических мини-проектов.

Результаты работы над проектом «Любимые игрушки» позволяют сказать о том, что проектная деятельность вполне доступна и детям преддошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.

В статье  представлен  опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...

Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...

Использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технологи...

Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста.

Влияние проектной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Значение проектного метода как одной  из привлекательных и результативных формы работы с детьми. Тематика проек...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...