Методическая разработка
статья по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Игра – это серьёзно!»
- Мамочка, разреши мне сегодня надеть в детский сад новое розовое платье с вышивкой.
- Нет, я не хрюша, не хрюша! А платье можно выстирать!
- И будет оно уже не новое, а старое.
- Мамуля! А можно я сегодня не пойду в детский сад?
- Нельзя! Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю… Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень… Считаю до пяти…
Не правда ли знакомая всем картина. Наверняка, каждый из присутствующих хотя бы раз наблюдал её в жизни и, конечно, считая себя образцом, осуждал нерадивую маму. Но эта зарисовка не из взрослой жизни. Это диалог маленькой девочки со своей дочкой-куклой. Не будем спешить с осуждениями. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему мы, культурные и образованные люди не можем предложить нашим детям примеров поведения, достойных подражанию?
В своё оправдание каждый из нас поспешит сослаться на действительно объективные причины. В последние десятилетия произошли коренные изменения в нашем обществе. Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, всё меньше внимания уделяя нашим детям. Большинство родителей считает, что детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации, и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра, по мнению большинства, - бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие от письма и счёта она не имеет жизненно необходимого результата.
Другие родители говорят: «Нас никто не учил играть, и наши дети сами определятся с этой деятельностью». Неправда! Мы учились играть у старших сестёр и братьев, у соседских мальчишек и девчонок в шумных детских ватагах. Сегодня мы обрекаем наших детей на одиночество. Теперь редкостью становятся не только многодетные семьи, но и семьи с двумя детьми. А если повезло с братом и сестрой, то они отгораживаются от младших наушниками с «убойной музыкой». Цепь преемственности прервана.
В погоне за ранним всесторонним развитием ребёнка мы рьяно заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивная секция, снова английский, танцы, секция… И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши чада находили себе «тихие» занятия, перепоручаем свих детей телевизору или компьютеру, действуя в основном по принципу «лишь бы не мешали».
А как, научиться девочке готовить пельмени, если мама не разрешает повозиться с мукой; как научиться стирать, если даже носовые платочки отправляются в стиральную машину? Как мальчику стать умелым, если папа взамен любимой машины со сломанным колесом покупает новую машину? Так облегчая жизнь себе, мы сужаем круг ярких эмоциональных впечатлений о труде взрослых и о способах проявления заботы о детях.
Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, значит, не доиграл в детстве». Если дошкольник не наиграется вволю, значит, многое мы ему не додадим, много ему будет не хватать во всей его последующей жизни. Игре принадлежит важная роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества личности ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
От игры - к работе
Игра имеет большое значение в жизни ребенка - то же, что для взрослого его работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребенок, в основном, играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он еще вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребенку поручают все более сложную работу: сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и имеющую значение для всей семьи.
В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьезной ответственностью и с более определенными и ясными представлениями о будущей жизни ребенка. Но и в это время ребенок еще очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такое происходит, это значит, что воспитание ребенка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, насколько большое значение имеет руководство игрой ребенка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это люди, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, забывают о работе ради хорошей, веселой компании, позирующие, важничающие, фиглярничающие, лгущие без всякой цели. Они принесли из детства в серьезную жизнь игровые установки, которые не были правильно преобразованы в рабочие, а это значит, что они плохо воспитаны и это воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.
Что делать? Как вернуть игру детям?
Сначала нам взрослым нужно остановиться и вспомнить своё детство. Что любили, чем и во что играли. Меня, например, в детстве привлекали лужи. Как хотелось прошлёпать по этому «морю разливному», найти в нём самое глубокое место! И как я обижалась на маму, когда она оттаскивала меня за руку от зеркальной тайны лужи! Поэтому я всегда надеваю на своих детей непромокаемые штаны, обувю резиновые сапоги и отпускаю в необыкновенное путешествие по лужам двора.
Мы взрослые привыкли к своей воспитательной и обучающей роли. А, может стоит от неё отказаться? Попробуйте! Только не спешите проявлять инициативу, дайте возможность ребёнку выступить осведомлённым и знающим человеком.
Представьте, ребёнок сажает вам на колени игрушку и говорит:
- Ты теперь медвежонок!
- Хорошо, - соглашаетесь вы. – Я медвежонок.
- Ты есть хочешь? – Хочу!
_ Нет, - говорит ребёнок. – Скажи: «Не хочу!»
Не стесняйтесь, покапризничайте: «Не хочу!»
И вам повезёт! В ответ вы обязательно услышите длинный монолог. Примерно такой:
- Как это не хочу?! Не будешь есть – не вырастешь. Ручки и ножки будут как палочки тоненькие. Тебя будет ветер уносить.
Такая игра кроме удовольствия от общения с ребёнком даст вам сведения о ваших взаимоотношениях, о семейных ритуалах, о мерах поощрения и наказаниях, применяемых вами к малышу. Эта информация бесценна, так как поможет лучше понять ребёнка, найти золотой ключик к детской душе.
Ребенок-это большой маленький исследователь. Ему все интересно ,все что можно увидеть ,услышать, попробовать на вкус ,пощупать, а желательно еще порвать и сломать, -всецело привлекает его внимание .Он узнает жизнь ,а родители сетуют. Им кажется странным, что ребенок залез в лужу, повис на дверце кухонного шкафчика, порвал книжку, которая ему так нравилась .Но на самом деле ,ничего странного в этом нет .Как ты узнаешь ,что книжка рвется ,а дверца , действительно, закрывает шкафчик, если не изучишь этот вопрос на собственном опыте?
Я прекрасно помню(лет мне было, наверное ,шесть или семь), что первая моя попытка использовать настоящий утюг по назначению сопровождалась четкой инструкцией со стороны моей мамы- что делать, как делать и так далее. Мне было однозначно сказано ,что утюг может сжечь то, что я глажу. И мне казалось ,что я все это прекрасно поняла! Однако ,что к чему на самом деле .я по- настоящему осознала только в тот момент, когда увидела дымящееся темно-коричневое пятно на отцовском галстуке. А до этого ,видимо, в моей детской голове просто не укладывалось , что металлический предмет ,пусть даже и горячий, может вот так произвести открытое пламя.
Мы с вами уже хорошо понимаем ,что теоретические знания- это вовсе не самая сильная сторона детской психики .при этом ,мы сами -родители- уже давно миновали период эмпирического познания мира . и нам кажется странной такая страсть ребенка к разного рода небезопасным и накладным для семейного бюджета экпериментам . Но без них не обойтись, теорию ребенок не услышит ,но она не станет его опытом ,а следовательно, и его полноценным знанием о жизни ,и слава богу .что ребенку все интересно делать самому.
А вот пример другого рода. Две сестрички, Люда и Валя, и соседка Танечка играют в дочки-матери. Кубиками девочки отгородили себе комнату, украсили ее, сделали дверь. Девочки играли дружно, им было интересно. Но вот в игру вмешивается отец: «Какой же это папа? Это же наша Валечка, и стены ваши совсем не стены, а просто кубики». Девочки обижены. Для них такое грубое вмешательство в мир детской игры — кощунство.
Между тем игры на бытовые темы очень важны, формируют такие чувства, как забота о товарище, внимание к нему, воспитывает нежность и ласку. «Мама, не надо сюда становиться! Здесь глубокая речка» — просит девочка 5-летнего возраста. «Какая еще речка? Не выдумывай.» — слышит она в ответ. И мир игры снова разрушен. Девочка обижена нежеланием матери разделить ее замысел, понять игру. Зато как радуются дети, когда взрослые принимают участие в их играх.
Важно, играя с детьми, разделить их чувства, мысли, восторг, без которых настоящая игра невозможна. Вместе с тем в игре взрослые не должны подменять детскую инициативу и вымысел.
С самого раннего возраста родителям необходимо воспитывать у детей дружеские чувства, умение действовать вместе, согласованно. Лучшая помощница в этом — игра. —
В дошкольном возрасте формируется психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Большое место в этом отводится играм. Они воспитывают в детях целенаправленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца — все то, что так необходимо в будущем.
Уважаемые взрослые! Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на тайну, своё право на желание, право на любовь и внимание. И это право признано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правах ребёнка. Давайте всегда будем помнить об этом и сделаем всё, чтобы среди океанов и материков планеты «Детство» громадный остров, называемый Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять в игру вместе с нашими детьми.
Пусть наши дети играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить.
«Я пришел из детства, как из страны,- писал Антуан де Сент-Экзюперн. – Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....