преемственность дошкольного образования и начального образования
материал на тему
Преемственность дошкольного образования, начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
преемственность дошкольного образования,начального общего образования | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного образования, начального общего образования.
Готовность к школьному обучению возникает не на специальных учебных занятиях по освоению простейших школьных знаний, умений и навыков, а в результате полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства в соответствии с закономерностями психического развития в этом возрасте.
В связи с этим готовность к школьному обучению возникает не ранее 7 лет. (Качественный, генетический, возрастной, культурно-исторический, личностный (мотивационный) и деятельностный подходы).
Обоснование
Готовность к школьному обучению означает, что у ребенка появилась потребность заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности (в отличие от традиционно детских видов деятельности, которыми он занимался в дошкольном детстве) за счет появления познавательных и социальных мотивов учения и, кроме того, он уже может сознательно отнестись к началу систематического обучения в школе, т.е. произвольно регулировать свое поведение и деятельность в соответствие с поставленными перед ним задачами (учебными, дисциплинарными и др.).
Как показывают исследования, такого уровня развития ребенок достигает обычно не ранее 7 лет. Это связано, как с функциональным созреванием нервной системы, так и с закономерностями его психического (личностного и интеллектуального) и физического развития.
О готовности к школьному обучению имеет смысл говорить после кризиса 7 лет, который Л.С.Выготский называл «кризисом потери непосредственности». Существенной характеристикой этого кризиса является то, что в это время происходит интеллектуализация всех психических функций ребенка, т.е. функции становятся опосредованными, управляемыми. В результате исчезает детская непосредственность, и у ребенка возникает потребность занять в обществе людей новую социальную позицию, которая будет отражать его взросление. Такой объективной позицией в современном обществе является позиция ученика, поскольку школа - это общепринятый общественный институт взросления.
Но, еще до того, как ребенок займет эту позицию, у него появляется потребность занять эту позицию, которая выражается в его новом отношении к окружающей среде, названном Л.И.Божович «внутренняя позиция школьника».
По сути дела внутренняя позиция школьника может рассматриваться как критерий возникновения психологической готовности к школе [4]
Если у ребенка есть внутренняя позиция школьника, то он будет сознательно относиться к процессу школьного обучения, даже, если сама учебная деятельность не всегда будет для него интересна.
Внутренняя позиция школьника является залогом превращения первоклассника в субъекта учебной деятельности (активного, инициативного, интересующегося ученика).
При наличии у ребенка внутренней позиции школьника учителю не надо думать, как сделать процесс обучения занимательным (с помощью игровых методов), поскольку в этом случае вступают в силу социальные мотивы учения, которые побуждают деятельность субъекта посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения его к самой деятельности.
Ориентация при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное развитие, является проявлением личностного подхода к развитию детей и соответствует глобальному положению концепции Л.С.Выготского о том, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
«Внутренняя позиция школьника» реально позволяет говорить о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, поскольку как уже было сказано выше, она является залогом превращения первоклассника в субъекта учебной деятельности. Как показывают исследования, внутренняя позиция ребенка не формируется, когда социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестает соответствовать своей возрастной характеристике, в частности за счет того, что ведущую игровую деятельность в ней вытесняют учебные занятия по школьному типу (что сплошь и рядом предлагается современными дошкольными образовательными программами).
Значит, уровень личностного развития ребенка, характеризующийся внутренней позицией школьника, возникает, когда ребенок имеет возможность полноценно играть и заниматься всеми специфически детскими видами занятий в дошкольном возрасте, что способствует развитию детской самодеятельности, приводящей к личностному росту ребенка (см. В.Т.Кудрявцев о детской самодеятельности и амплификации [5]). А поскольку, как уже подчеркивалось выше, в игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие, как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия и др., то внутренняя позиция школьника, скорее всего, означает не только личностную, но одновременно и интеллектуальную готовность к школе.
При таком понимании «преемственности» дошкольное образование в полном смысле слова будет подготавливать детей к школьному обучению, при этом не провозглашая такую подготовку главной задачей дошкольного воспитания, обучения и развития ребенка, что позволит не на словах, а на деле проводить в жизнь принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве, а также принцип амплификации детского развития. А в результате у ребенка к 7 годам появляется необходимый и достаточный уровень личностного, интеллектуального и физического развития для начала обучения в школе.
Изложенные в данной статье методологические и психологические принципы построения новой основной (примерной) развивающей дошкольной общеобразовательной программы были использованы при разработке в 2008 году федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному.
Принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:
- поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое»;
- «схватывание» целого раньше частей позволяет индивиду (в детском возрасте «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей...»;
- «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» и т.д.
Образовательные области выделены в ФГТ в качестве структуры обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Среди них привычные, традиционные: «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Здоровье». Появившиеся в последнее время: «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация».
Таблица
Основные направления развития детей | Образовательные области | Виды деятельности |
Физическое | Физическая культура | двигательная |
Здоровье | ||
Социально-личностное | Социализация | игровая |
Труд | трудовая | |
Безопасность | ||
Познавательно-речевое | Познание | познавательно-исследовательская |
Коммуникация | коммуникативная, общение | |
Чтение художественной литературы | чтение (восприятие художественного произведения) | |
Художественно-эстетическое | Художественное творчество | продуктивная |
Музыка | музыкально-художественная |
Интеграции содержания дошкольного образования - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Таблица
Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
(на примере области «Социализация»)
Коммуникация |
|
Познание |
|
Труд |
|
Физическая культура |
|
Безопасность |
|
Деятельностный подход лежит в основании составления перечня образовательных областей.
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней:
- «Физическая культура» - двигательной (как двигательной активности),
- «Социализация» - игровой,
- «Труд» - трудовой,
- «Коммуникация» - коммуникативной,
- «Познание» - познавательно-исследовательской,
- «Чтение художественной литературы» - чтение (восприятие художественной литературы как особого вида детской деятельности),
- «Музыка» - музыкально-художественной,
- «Художественное творчество» - продуктивной.
Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области - «Здоровье» и «Безопасность».
Область «Здоровье» в строгом смысле слова не является вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Выделение области «Безопасность» в отдельную образовательную область - особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации. Фактор, повлиявший на обособление данной образовательной области: определенная сложность работы педагогов: возрастные особенности детей дошкольного возраста не являются благодатной почвой для решения задач области «Безопасность». Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему в целом не свойственно ощущение безопасности, в том числе и в общении с незнакомыми людьми, и в различных опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице). Безопасность дошкольника во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.
«Коммуникация» - это не только и не столько традиционное «Развитие речи» детей дошкольного возраста, сколько развитие общения, в том числе и речевого. Учитывая, что основной целью работы по развитию речи детей в ДОУ всегда было формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, традиционная система работы по развитию речи естественно включается в образовательную область «Коммуникация». Однако происходит серьезное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения. Соответственно, и итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования «на выходе» из детского сада планируется не только в виде показателей речевого развития ребенка, но и в виде конструктивных способов взаимодействия дошкольника с другими детьми и взрослыми (умения договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного образования и начальной школы
В настоящее время необходим новый взгляд на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как сегодня между ними не существует надёжной связи. Преемственность этих...
Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях перехода на ФГОС НОО
Представлен материал по преемственности НОО и ДО...
«Целевые ориентиры как основание преемственности дошкольного образования и начального общего образования в рамках ФГОС"
laquo;Целевые ориентиры как основание преемственности дошкольного образования и начального общего образования в рамках ФГОС"...
" Преемственность дошкольного предшкольного и начального образования"
Преемственность дошкольного, предшкольнго и начального образования.Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфи...
Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»
Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...
"К вопросу о преемственности дошкольного образования и начального общего образования"
Проблемой, которую мы для себя обозначили, является преемственность дошкольного и начального школьного образования. В данной статье рассмотрен теоретический аспект преемственности дошкольного и началь...