«НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА»
методическая разработка по теме
Определение непосредственно образовательной деятельности, ее структурные компоненты и их содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_nod.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА»
Подготовил: заместитель заведующего по учебной работе
Вирясова М. Н.
Непосредственно образовательная деятельность – это форма (после введения ФГТ основная) организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец»).
Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме совместной деятельности взрослых и детей.
Определение И.А.Бурлаковой.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка
Исходя из наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды, непосредственно образовательную деятельность называют партнерской.
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской совместной деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.
В психологии принято выделять два разных стиля отношения человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй – с равенством, взаимным уважением.
Что это означает в реальности дошкольной группы?
Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем демократический стиль отношений, а не авторитарный. Сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно – неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.
Чем для детей чревата та или иная позиция взрослого?
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что – то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
Непосредственно образовательная деятельность в партнерской форме требуют от взрослого стиля поведения. Который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
В разные моменты непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой).
(НАЧАЛО) Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах
Младший дошкольный возраст.
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.
5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний возраст.
В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.
Первый тип как для предыдущей возрастной группы.
Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).
В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.
Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Пример проблемной ситуации:
Деловая игра.
1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.
2 группа (средний возраст) - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.
3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.
(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ) Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Особым образом строится и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивно-оценочный) этап деятельности (анализ и рефлексия НОД). Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей дается как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. Итог должен соответствовать поставленным задачам.
Структурные компоненты и их содержание, задачи и деятельность участников образовательного процесса, методы и приемы, а так же результаты представлены в таблице.
№ части НОД | Структурный компонент НОД | Содержание | Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности | Результаты |
1 часть | НАЧАЛО НОД | Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. | Психологический настрой ИЛИ | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребёнка. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т. д. | Приветствие, участие в игре и пр. | Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др. | Психологическая готовность. |
Вводно-организационный ИЛИ | Организация направленного внимания. | Организация образовательного пространства. | Занимают свои места, готовят рабочее место при необходимости, задают и отвечают на вопросы и т.д. | Беседа. Игровые упражнения. Соревновательные моменты. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. | |||
Мотивационно-побудительный ИЛИ | Формирование представлений о предстоящей деятельности, задачах. | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения. | Осознают и принимают поставленную задачу. | Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, приём «яркое пятно» и т.д. | Внутренняя мотивация на деятельность. | |||
Вводно-организационный этап (может объединить предыдущие три этапа). | Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. | Деятельность педагога аналогична той, что представлена в предыдущих этапах. | Деятельность детей аналогично той, что представлена в предыдущих этапах. | Методы, формы, приёмы, виды деятельности те же, что и в предыдущих трёх этапах, или частично. | Результаты те же, что и в предыдущих трёх этапах, или частично. | |||
2 часть | ОСНОВНАЯ ход (процесс) НОД | Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. | Актуализация. | Актуализация имеющих знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. | Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. | Беседа, игровые и занимательные приёмы, упражнения, моделирование, наблюдение и т. д. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений). | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т. д. Организация взаимодействия в достижении результата. | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т. д. | Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. | |||
Динамическая пауза. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Проведение физкультминутки, подвижной игры. | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр. | Игровые приёмы. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. | |||
Практическая работа (если предусмотрена). | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т. д.). | Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности. | Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. | |||
Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа). | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами. | Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. | Фронтальная, индивидуальная работа. | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООПДО). | |||
3 часть | ОКОНЧАНИЕ НОД | Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности: - в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции; - в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей; - в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. | Заключительный этап: рефлексивно-оценочный. | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
В зависимости от раздела обучения, от целей и задач НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
НОД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.
Рефлексия это:
- размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
- обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура непосредственно-образовательной деятельности (примерная))
Примерная структура непосредственно-образовательной деятельности. Введение в игровую ситуацию.Затруднения в игровой ситуацииОткрытие нового знания или способа действия.Включение нового знан...
Структура написания конспекта непосредственной образовательной деятельности
Данный материал позволит грамотно составить молодым специалистам конспект НОД в рамках ФГТ....
"Структура непосредственно образовательной деятельности в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий" консультация для воспитателей ДОУ
Компоненты непосредственно образовательной деятельности с использованием информационных технологий (ИКТ)...
Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ.
Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности занятие по теме «Формирование и коррекция звуко - слоговой структуры слова»
Конспект НОД фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТ-СТВИИ С ФГОС ДО
структура НОД с учетом ФГОС ДО состоит из таких пунктов:1.Мотивация, 2.Опора на знания детей,3.Проблема в игровой ситуации,4. Решение проблемы, открытие нового знания и или умения, 5. Закреп...
конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"
Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...
Комментарии
Спасибо за материал.
Спасибо за материал.