«НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА»
методическая разработка по теме

Вирясова Марина Николаевна

Определение непосредственно образовательной деятельности, ее структурные компоненты и их содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_nod.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА»

Подготовил: заместитель заведующего по учебной работе

Вирясова М. Н.

Непосредственно образовательная деятельность – это форма (после введения ФГТ основная) организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец»).

Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме совместной  деятельности взрослых и детей.

Определение И.А.Бурлаковой.

Под совместной  деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка

        Исходя из наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды, непосредственно образовательную деятельность называют партнерской.

        Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской совместной деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.

В психологии принято выделять два разных стиля отношения человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй – с равенством, взаимным уважением.

Что это означает в реальности дошкольной группы?

Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем демократический стиль отношений, а не авторитарный. Сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель – это  руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно – неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.

Чем для детей чревата та или иная позиция взрослого?

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что – то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Непосредственно образовательная деятельность в партнерской форме требуют от взрослого стиля поведения. Который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В разные моменты непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой).

(НАЧАЛО) Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?

Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Младший дошкольный возраст.

1.     Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2.     Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3.     Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.

4.     Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.

5.     Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.

6.     По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

Средний возраст.

        В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.

Первый тип как для предыдущей возрастной группы.

Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Пример проблемной ситуации:

Деловая игра.

1 группа  (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.

2 группа (средний возраст) - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской  деятельности.

3 группа  (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ) Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание  (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Особым образом строится и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивно-оценочный) этап деятельности (анализ и рефлексия НОД). Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей дается как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. Итог должен соответствовать поставленным задачам.

Структурные компоненты и их содержание, задачи и деятельность участников образовательного процесса, методы и приемы, а так же результаты представлены в таблице.

№ части НОД

Структурный компонент НОД

Содержание

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результаты

1 часть

НАЧАЛО НОД

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения.

Психологический настрой

ИЛИ

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, 

эмоциональная поддержка ребёнка.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Приветствие, участие в игре и пр.

Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др.

Психологическая готовность.

Вводно-организационный

ИЛИ

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства.

Занимают свои места, готовят рабочее место при необходимости, задают и отвечают на вопросы и т.д.

Беседа. Игровые упражнения. Соревновательные моменты.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-побудительный ИЛИ

Формирование представлений о предстоящей деятельности, задачах.

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, приём «яркое пятно» и т.д.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Вводно-организационный этап (может объединить предыдущие три этапа).

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Деятельность педагога аналогична той, что представлена в предыдущих этапах.

Деятельность детей аналогично той, что представлена в предыдущих этапах.

Методы, формы, приёмы, виды деятельности те же, что и в предыдущих трёх этапах, или частично.

Результаты те же, что и в предыдущих трёх этапах, или частично.

2 часть

ОСНОВНАЯ ход (процесс) НОД

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

Актуализация.

Актуализация имеющих знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Беседа, игровые и занимательные приёмы, упражнения, моделирование, наблюдение и т. д.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений).

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений о свойствах и

качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т. д. Организация взаимодействия в достижении результата.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т. д.

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование. Импровизация.

Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ

воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Динамическая пауза.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Проведение физкультминутки, подвижной игры.

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр.

Игровые приёмы.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Практическая работа (если предусмотрена).

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. 

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т. д.).

Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа).

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами.

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок.

Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООПДО).

3 часть

ОКОНЧАНИЕ НОД

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Заключительный этап: рефлексивно-оценочный. 

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.

Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

В зависимости от раздела обучения, от целей и задач НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Триединая цель  непосредственно образовательной деятельности (НОД).

Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

НОД  пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Рефлексия это:

  1. размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
  2. обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура непосредственно-образовательной деятельности (примерная))

Примерная структура непосредственно-образовательной деятельности. Введение в игровую ситуацию.Затруднения в игровой ситуацииОткрытие нового знания или способа действия.Включение нового знан...

Структура написания конспекта непосредственной образовательной деятельности

Данный материал позволит грамотно составить молодым специалистам конспект НОД в рамках ФГТ....

"Структура непосредственно образовательной деятельности в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий" консультация для воспитателей ДОУ

Компоненты непосредственно образовательной деятельности с использованием информационных технологий (ИКТ)...

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ.

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ....

СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТ-СТВИИ С ФГОС ДО

структура НОД с учетом ФГОС ДО состоит из таких пунктов:1.Мотивация, 2.Опора на знания детей,3.Проблема в игровой ситуации,4. Решение проблемы, открытие нового знания и или умения, 5. Закреп...

конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"

Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...


 

Комментарии

Дуева Наталья Николаевна

Спасибо за материал.