консультация "Наблюдая природу, развиваем речевое творчество детей".
методическая разработка по теме
Наблюдая природу, развиваем речевое творчество детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_.nablyudaya_prirodu_razvivaem_rechevoe_tvorchestvo_detey.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы понимаем, что ребёнку очень полезно гулять. Ему нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, ребёнок расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.
Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, он совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Осваивает первые слова-звукоподражания: "ава" - это собачка, потому что она так лает, "ж-ж-ж" - шумит мотор машины и т.д. Этот милый сердцу любого взрослого лепет и есть начало речи -первые попытки обозначить предмет звуком. Причем звуки, услышанные на улице, оставляют в памяти малыша куда более сильное впечатление, чем домашние. Желание поделиться им и заставляет его попробовать воспроизвести услышанное.
Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления ребёнок накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам парка, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития. Крепкий и подвижный ребёнок увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество).
Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас ребёнка, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Как это делается? Как бы вы ни проводили время с детьми на улице, куда бы ни завела вас прогулка - старайтесь обо всем рассказывать им. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" - говорить о том, чего ребёнок еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.
Чем старше ребёнок, тем сложнее темы и структура высказываний, из вашего монолога беседа плавно переходит в диалог, а вот уж вы лишь слушатель... а дети удивляют вас все более и более меткими замечаниями, потрясающей наблюдательностью, а главное -богатством своего словарного запаса, красотой и правильностью связной речи.
Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки? Прогулка -подходящее время, чтобы пополнить запас знаний об окружающем живом и неживом мире, потренировать наблюдательность и внимание.
На детской площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влаэюным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, ребёнок время от времени должен слышать то, как взрослый называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков. Слыша в речи взрослого слова: песок -песочек - песочница - песочный, - ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка, учится различать "добрые" и "злые", "большие" и "маленькие" слова (песоЧЕК и песок, ведро и ведЕРКо, например).
Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники и каменюги; поменьше -щебенка, галька. Вообще камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно) - просто, настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями {точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями {дырочками, ямками, щелками). Использование разнообразных по звучанию слов симулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление взрослым слов с различными оценочными суффиксами (например, камУШКи и каменЮГи) расширяет возможности эмоционального развития ребёнка, знакомит его с разнообразием предметов и их названий..
У ребёнка постарше, конечно, забавы в песочнице несколько иные: построить дорогу для машинки, оформить садик, "посадив" в него цветочки, росшие на соседнем газоне... Старайтесь говорить с ребёнком о том, что он делает, обсуждайте сюжет его игры, спрашивайте или подсказывайте о материалах, используемых им работе. Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.
Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь. Машины можно считать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся тракторы и прочая землекопательная и снегоуборочная техника: шумит, тарахтит, едет медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Например: познакомьте малыша с понятиями «толстый» и «тонкий» на примере деревьев. Подойдите к березке и предложите крохе обхватить, обнять ее ствол ручками. Получилось? Значит, это деревце тонкое. А теперь попробуем обхватить дуб или старый тополь. Не выходит? Потому что это дерево толстое! Пусть малыш подобным образом «перемеряет» и другие деревья.
Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы
не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки {клена, березы, осины), взрослый неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются: "Смотри, какой большой листИК у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листоЧЕК, поменьше - он совсем желтЕНЬКий, а вырос он на этом дереве - березе".
Рассказ взрослого должен быть спокойным: ребёнку нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому взрослый должен стараться строить несложные, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы ребёнку было легче (понятнее, "слышнее") постигать звуки родной речи, особенности ее звучания. Ученые, занимающиеся вопросами лингвистики детской речи, а также речи взрослых, обращенной к детям, заметили, что именно женщины чаще повторяют те или иные слова, общаясь с ребёнком. Тем самым они как бы подсознательно стараются привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируют его звуковой образ в памяти ребенка.
Довольно широкие возможности для обогащения словаря дает знакомство с птичками. Берем с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье - его ребенок тоже может "поклевать") и предлагаем крохе новую игру - кормить птичек. Такая игра может стать постоянным занятием на прогулке, особенно зимой, когда птицам дополнительная подкормка явно не помешает.
Сначала ребёнок познакомится с различными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Итак, птицы попадаются веселые - воробьи, например, и задумчивые - вороны, конечно. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом голубе, воробьишке или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. И пусть многое ребёнку пока непонятно: рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь,скоро ваш юннат станет задавать вопросы.Теперь пришло время вспомнить о тех мохнатых и пушистых четвероногих наших друзьях, которые, несомненно, повстречаются вам во дворе. Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, собачки, зверюги, коты, котяры, киски и котятки. Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску {полоски и пятнышки, белоснежность или черномордность), стать (смешную походку и обворожительную грацию прыжка), выраженье морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое), можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор - ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные "диалоги" с полюбившимся четвероногим.
Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что:
- яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения ребёнка к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом взрослому;
- впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо ребёнку для полноценного развития. В процессе общения со взрослым формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира;
- речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для ребёнка, но и узнавать новое, сочинять новое -выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя детям все то, что их окружает, и, пожалуй, самым действенным средством развития речи ребенка является прогулка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играя, развиваем музыкальное творчество детей "
Музыкальность ребенка имеет генетическую основу и развивается у каждого ребенка при создании благоприятных условий. Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука:...
Консультация для родителей "Развивайте речевое творчество детей"
В консультации представлены приёмы развития речевого творчества старших дошкольников....
Природа и речевое творчество
Влияние общения с природой на речевое творчество дошкольников. Для педагогов ДОУ....
Консультация для родителей "Развиваем танцевальное творчество детей современными танцами"
Консультация содержит игры на развитие творчества, в которые родители могут играть дома вместе со своим ребенком....
Развиваем танцевальное творчество детей современными танцами
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 5 - 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве...
Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...