Выступление на МО по проекту "Былины"
материал (подготовительная группа) на тему
Описание проведенного проекта в рамках приобщения дошкольников к русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекта "Былины" | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Последнее время дошкольное образование большое внимание уделяет нравственному воспитанию детей. Нравственность оказывает влияние на людей. Нравственно невоспитанный человек тяжел и неприятен, после общения с ним в душе остаются неприятные ощущения и воспоминания.
Все это призывает нас обучать детей нравственности- любви к Родине, родителям, добру к окружающим людям, ко всему живому.
Приоритетными в нравственном воспитании являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Именно эти ценности и отражены в таком виде народного творчества как былины.
Многие века русские дети очень внимательно слушали песни и сказания о богатырях и героях, прославивших нашу Родину своими ратными подвигами. Былины (или, как их еще называли, «старины») появились в IX—XIII веках и передавались из поколения в поколение певцами-сказителями. Их любили слушать и стар, и млад. В семьях же роль сказочников-сказителей, как правило, выполняло старшее поколение — бабушки и дедушки. А основными их слушателями были малые дети — внучата, которые еще не доросли до того, чтобы помогать родителям в их трудах. Ребятишки, как губки, впитывали историю и национальный колорит своей родной страны через сказки и сказания.
Былины рассказывали на сон грядущий, и они закладывались в подсознание ребенка, запоминались на всю жизнь. Сказания формировали детскую личность на положительных примерах богатырских подвигов, победы добра над злом.
В былинах содержатся ростки той жизненной мудрости, которая обязательно должна быть впитана с детства. И они непременно прорастут независимо от того, что потом будет читать и смотреть ребенок. Это как вакцина от пошлости, камертон духовной и нравственной жизни.
В центре былин всегда были образы богатырей, защитников Отечества, наделенных силой, смелостью и честью. Их битва, а чаще поединок с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа, национальное представление об идеальном герое. Богатырь- это всегда воин-патриот.
Интересно, что богатыри в сказаниях — не обязательно самые сильные и могучие. Защитникам требуются не только сила, но и ловкость, хитрость и смекалка. Самый могучий богатырь в русском фольклоре — Микула Селянинович. Именно его образ — образ мирного пахаря, скромного, ленивого на ратные дела, является идеалом народа. Это означает, что коли нет нужды защищать свою землю от врагов, то наши предки жили бы мирным трудом.
Воспитательное значение образа богатыря велико. В нем слиты воедино интеллект, культура и деятельность.
Образ былинного богатыря закладывает основную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней, а при необходимости- защищать.
Зачем читать былины?
Былина — замечательное противоядие для наших детей от подражания персонажам современных мультипликационных сериалов.
- Детская душа в определенный период своего становления нуждается в образе человека-героя, и лучше заполнить эту нишу образами былинных богатырей, чем суперменов, несущих сомнительные ценности суперменов, несущих сомнительные ценности.
- Если вы видите, что ребенку трудно сориентироваться в жизни, например он не понимает, как относиться к грубости, агрессии, несправедливости, начните читать ему былины.
- Сравнение былины с любым современным псевдогероическим чтивом (детективы, боевики, комиксы) показывает ее бесспорное преимущество по стилевому, лексическому и уж тем более нравственному признаку. Поэтому былина и сказка просто необходимы для становления речи.
- Былинные герои интересны не только мальчикам, но и девочкам. Образ благородного, сильного, доброго, трудолюбивого, щедрого душой мужчины закладывается в девичьем сердце. Да и пример женской силы (той, которая в мудрости и терпении) нашел выражение в сказаниях о Василисе Микулишне.
С целью ознакомления детей с былинами и формирования образа богатыря- как защитника русской земли был разработан и проведен проект «Встреча с былиной».
Тип проекта : познавательный
Продолжительность: краткосрочный
Предмет исследования: былины
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы
- Воспитатели группы
- Родители
Цель:
- Воспитание патриотических чувств: любви к своему Отечеству и желание защищать Родину.
- Формирование образа богатыря- как защитника земли русской.
Задачи:
- Обучающие:
Сформировать у детей представление:
- о былине, как жанре устного народного творчества
- об образе былинного богатыря как главного защитника Руси.
- о личностных качествах богатырей,
- об одежде и снаряжении богатыря;
- учить вести диалог, поддерживать беседу;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес,
-развивать желание получать
новые знания из книг, видеофильмов, от взрослых.
- Развивать умения отражать полученные впечатления
в изобразительной, музыкально – ритмической и
театрализованной деятельности,
- развивать творческие способности детей.
- Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
- Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
- Воспитательные:
-воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите,
- содействовать воспитанию любви к Родине-России,
- поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Подготовительная работа педагога
- изучение исторических сведений о былинах, богатырях
- подбор художественных произведений для детей
- изучение методической литературы
- определение форм работы с детьми
- составление плана работы
- оснащение предметно-развивающей среды
- этап – основной
Реализация проекта
- «Встреча с былиной»
Основная цель: сформировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании.
- «Былинные богатыри- славные защитники родной земли»
Основная цель: формировать понятие о том, кто такой богатырь; кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали.
После занятия дети собирали пазлы, и раскрашивали картинки о богатырях.
- Одежда русских богатырей.
Основная цель: познакомить детей с главным предметом одежды богатыря- рубахой, дать представление о символьном значении вышивки.
- Доспехи и вооружение богатырей
Основная цель: познакомить детей с доспехами и оружием богатырей, с их назначением.
С целью закрепления знаний по данной теме была проведена ООД “Богатырский щит» и разработана игра «Снаряди богатыря в дорогу».
Основная цель: познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».
После проведения ООД по теме дети вместе с педагогами собирали картину.
- Итоговое занятие «Богатырская наша сила»
Основная цель: закрепить знания об основных событиях и героях былин.
- этап заключительный - обобщение результатов работы.
Знакомство с былинами прошло довольно естественно. Оказывается, что объяснить детям красоту подвигов героев легко. Понимание этой красоты в них заложено, надо только затронуть его. В ходе проведения проекта дети не только радовались новым былинам, но и готовы были слушать рассказы о богатырях, сказителях. Делились своими впечатлениями дома, с товарищами.
В ходе проведения проекта у детей сформировались представления о былине, о богатырях. Расширился кругозор о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях- защитниках русской земли. Воспитанно чувство гордости за богатырскую силу России. Дети применяют свои знания в повседневной жизни, в сюжетно-ролевых играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....