Устное народно-прикладное творчество -матрешка
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Задумывались ли вы когда-нибудь, как появился один из самых узнаваемых символов России - матрешка? В представленом ниже материале мы расскажем о возникновении русских матрешек и дальнейшей их судьбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_1.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Устное народно-прикладное творчество -матрешка »
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, посуда с хохломской росписью, матрешки, цветочки городецкие, костюмы русские народные, аккордеон, платки посадские, таз с горохом, матрешки маленькие.
Словарная работа: роспись, изображали, Полхов – Майданская, Загорская, Семеновская.
Индивидуальная работа: добиваться от Полины, Русланы полных ответов.
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой и хохломской росписью.
Ход занятия.
Звучит русский хоровод. Дети вместе с воспитателем входят в зал, украшенный предметами народно-прикладного искусства.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда дети тут красиво?
Аж захватывает дух.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давай же с ними поздороваемся, так как здоровались раньше на Руси.
Дети: Здороваются.
Вос-ль: Ребята, походите, да посмотрите!
Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди Мастера!
Вос-ль: А вот какие мастера, вы сами догадайтесь.
Игрушки эти не простые, а волшебно расписные
Белоснежны, как березки кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: это дымковские игрушки.
Вос-ль: А как ласково и нежно называют в народе эту игрушку?
Дети: Дымка.
Вос-ль: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.
Какие цвета используют дымковские мастера, когда расписываю игрушки?
Дети: красный, зеленый, и т.д.
Вос-ль: Молодцы ребята! Все правильно сказали. А кто мне подскажет, из какого материала сделаны эти игрушки?
Дети: Из красной глины.
Вос-ль: А что дальше с ней происходит?
Дети: Глину обжигают в печи, белят мелом, на молоке замешанном ,и потом их расписывают.
Вос-ль: Молодцы!
А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: Клеточки, полосочки, линии, кружочки и т.д.
Вос-ль: Ребята, может кто-нибудь помнит стихотворение о дымке?
Дети: ( Стихи)
Вос-ль: А вот ребята посмотрите, расписные ложки. А какой росписью расписаны они?
Дети: Хохломской.
Воспитатель предлагает детям взять любое из понравившихся им изделий и внимательно рассмотреть, расположившись вместе с воспитателем сидя на ковре.
Вос-ль: какие цвета использовали мастера хохломской росписи?
Правильно! Есть черный, красный, встречается зеленый, но больше всего какого цвета?
Дети: Золотого!
Вос-ль: И поэтому еще как называют хохломскую роспись?
Дети: Золотая хохлома!
Вос-ль: А какие узоры использовали художники?
Дети: В узорах есть ягодки, листочки т.д.
Воспитатель предлагает детям нарисовать в воздухе руками хохломские узоры
( листочки, травинки).
Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от увиденного, описать выбранные изделия, по предложенному плану.
Как называется изделие?
- Для чего предназначается?
- Каким узором украшена?
- Какое настроение вызывает эта посуда?
Воспитатель обращает внимание на то ,что кроме посуды хохломской росписью расписаны и стульчики в зале и столики.
Физминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
(потягивая руки в стороны, сжимаем пальцы в кулачки, разжимаем)
К солнцу тянутся цветы
С ними подтянись и ты ( подтягивая руки вверх)
Ветер дует иногда
Только это не беда
( дети машут пальцами, изображая ветер)
Наклоняются цветочки
Опускаются листочки ( Наклоны)
А потом опять встают
И по прежнему цветут.
(потягивая руки в стороны, сжимаем пальцы в кулачки, разжимаем)
Вос-ль: Ребята, вы обратили внимание, как красиво украшен наш зал? Какие красивые цветочки здесь висят?
Воспитатель срывает один цветочек и обнаруживает загадки.
Вос-ль: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Загадки
- Кручусь, верчусь и мне не лень вертеться даже целый день. ( Юла)
- По дорожка, по тропинкам, он бежит, а поддашь его ботинком, он летит. ( мяч)
- Его спустили с поводка - улетит он в облака. ( воздушный шарик)
- Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю, то их восемь, то одна. ( Матрешка)
Вос-ль: Ребята, ведь матрешка здесь не случайно. Матрешка – уникальная русская народная игрушка, потому что наряду с русской березой и русским самоваром, она стала символом нашей страны- России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и расположится по удобнее.
Вос-ль: А теперь я расскажу вам немного о истории создания матрешки.
( Слайд № 1)
Появилась первая матрешка очень давно, более ста лет назад.
( Слайд № 2)
Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
( Слайд №3)
Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – « Матрешей».
Наиболее известны три вида матрешек:
( Слайд № 4)
Семеновская матрешка, Загорская и Полхов Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Вос-ль: Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.
( Слайд № 5)
В городе Семенове есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название -Семеновская матрешка. особенности росписи этой матрешки в том, что весь фартук этой матрешки занимают букеты цветов. А самые главные цвета здесь какие, как вы думаете?
Дети: Желтый, лимонный, зеленый, малиновый.
Вос-ль: Правильно вы заметили.
Ах, матрешечка – матрешка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В детском садике играть!
Игра «Матрешка»
( Из детей выбирают трех матрешек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка», на мотив русской народной песни «Колпачок»).
Эх, матрешечка, матрешка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
( говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
(Слайд №6)
Вос-ль: Следующая матрешка из села Загорск – Загорская матрешка. Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой. А на голове?
Дети: Платок.
Вос-ль: А поверх сарафана?
Дети: Фартук.
Вос-ль: Платок украшен росписью.
( Слайд №7)
Вос-ль: И третья матрешка из села Полхов – Майдан. У этих матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
( Слайд №8)
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза,
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Воспитатель выносит таз с горохом , где дети находят для себя сюрприз.(маленькая матрешка)
***
Все матрешки петь хотят
И без музыки грустят,
А теперь мы отдохнем
И частушки вам споем.
***
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
***
Толстая матрешка,
Ходит с поварешкой.
Поварешку обронила –
Себе руку обварила.
***
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.
***
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одёжки
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придем.
***
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Материал подготовила: Бобылева Ирина Геннадьевна – воспитатель д/с №101 г. Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания средствами познания и отражения образов изделий народно-прикладного искусства в детском творчестве».
В консультации говорится о хохломской росписи, дымковской игрушке, городецкой росписи, гжель и др....
НОД с использованием народно прикладного искусства по теме: «Русская матрешка»
Программное содержание:- Обобщать знания детей о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешке. –--- Уч...
Проект "Воспитание у детей подготовительной к школе группы экологически правильного отношения к пище средствами музыки, живописи, народно прикладного творчества"
Цель проекта: "Закрепить и расширить знания детей по вопросам проблемы "Утилизация пищевых отходов"...
Конспект НОД по народно-прикладному искусству на тему "Роспись матрешки"
Учить детей расположению узора одежды на матрешке...
Знакомство с народно-прикладным искусством. Конспект занятия по теме "День рождения у матрешки"
Задачи:Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть...
НОД:"Знакомство детей 4-5 лет с народно-прикладным искусством". "Русская матрешка".
Цель:Знакомство детей с народной игрушкой-матрешкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символ русского народного искусства.Развивать творческие способности де...
Матрешка народная игрушка . Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству
Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству...