Матрешка народная игрушка . Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству
проект (старшая группа)

Ушакова Мария Владимировна

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект Матрешка59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Народная игрушка»

Тип проекта:

Участники: дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели).

Сроки реализации: краткосрочный (май - июнь)

Проблема: Недостаточные представления детей о, народных промыслах, народной игрушке ,народных играх.

Актуальность: Не для кого не является секретом,во что играют современные дети.Это игрушки иностранного производства. Они яркие,могут летать,разговаривать,трансформироваться (роботы),всевозможные монстры.Это все постоянно рекламируется по телевизору,конечно же ребенку захочется иметь такую игрушку,тем более,если такая же есть у других детей. В магазинах на видном месте в первую очередь стоят такие игрушки и редко встретишь народные игрушки,тем более что и родители делают выбор в пользу иностранных игрушек и игр.. К сожалению, очень редко  встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через  знакомство с народно - прикладным  искусством  происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли наши  бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки,мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и  таким образом,  приобщим  к  традициям, к  культуре  наших предков,  воспитываем  в детях  нравственно - патриотические чувства -  уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Цель:

 Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.  

Задачи:

Дать представление о народной игрушке, народных промыслах и

народных играх;

Познакомить детей с народно- прикладным искусством.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.

Умеют изготавливать глиняные игрушки.

Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.

        

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1.  Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
  2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
  3. Перспективное планирование проекта;
  4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
  5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности  детей;
  6. Подобрать художественную литературу;

Работа с детьми:

  1. Опрос детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?» (См. приложение)
  2. Беседы:  

«Как играли и во что ваши прабабушки и прадедушки?»

«Из чего и как делали  народные игрушки?».

  1. Рассматривание  открыток  о народных игрушках
  2. Презентация «Материалы и изготовление предметов декоративно – прикладного искусства?»
  3. Сюжетно – ролевые игры: «Посещение музея прикладного искусства», « Магазин игрушек» 

Воспитывать бережное отношение к вещамРасширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой, деревянной игрушкой).   

Работа с родителями:  

  1. Анкетирование  «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»
  2. Консультация : « Народная игрушка  »

Основной этап.

Работа с детьми:

  1. Беседы:  « В какие мне нравится играть игрушки?»
  2.  Презентация – «  В гостях у дымковской игрушки»
  3. Заучивание  потешек о матрешке (см. приложение)
  4. Декоративное рисование: «Дымковская уточка»
  5. Дидактические игры: «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?»
  6. Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни»  
  7.  Физкультминутки  «Любуемся игрушками, Уточка»
  8. Дыхательная гимнастика « Дуем, задуваем» 
  9. Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». 

 Работа с родителями.

  1. Консультации: « Нужны ли ребенку народные игрушки?»,

 « Как познакомить ребенка с декоративно – прикладным искусством?»

  1. Рассмотреть вместе с детьми   картинки, иллюстрации народной игрушки
  2. Подбор мультфильмов, документальных фильмов по теме.
  3. Беседы с детьми по теме.
  4. Заучить с детьми стихотворение

         Заключительный этап

  1. Оформление альбома «Народные игрушки»
  2. Создание мини – музея «Народная игрушка»
  3. Оформление выставки детских работ.

Приложение

Опрос детей : «Народная игрушка.Что это такое?»

1. Какие народные игрушки ты знаешь?Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше?

2.Среди игрушек на столе,выбери ту,что нравится тебе больше всех. (Матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

3.Как с ней можно играть?

3.Есть ли у тебя дома народная игрушка?

Анкета для родителей

«Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

Пожалуйста, отметьте удобным вам способом нужный вариант ответа или напишите свой.

  1. Как вы думаете, имеет ли ваш ребенок представления о традиционном укладе жизни и быта русского народа?

А. знает достаточно для своего возраста.

Б. имеет элементарные представления,

В. не имеет совсем.

  1. Интересно ли лично вам декоративно-прикладное творчество?

А. да, есть опыт декоративно-прикладного творчества;

Б. да, есть желание заниматься подобной деятельностью совместно с ребенком;

В. нет.

  1. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы знакомите ребенка с народным декоративно-прикладным искусством?

А. посещаем выставки в краеведческом музее, в Центре народного творчества, в Доме детского творчества;

Б. рассматриваем иллюстрации в книгах,чтение художественной литературы

В. __________________________________

_____________________________________

  1. Есть ли в вашей семье традиционно русские предметы быта, одежды, посуда, игрушки, украшенные народными орнаментами?

А. да, это _____________________________________

_____________________________________

Б. нет.

  1. Если такие предметы в вашей семье есть, проявляет ли ребенок к ним интерес?

А. да, рассматривает, задает вопросы.

Б. нет, не интересуется.

  1. Какие народные игрушки Вам знакомы?

____________________________________________________________________________

  1. С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ____________________________________________________________________________
  1. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?

А. да.

Б. нет.

  1. Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?

____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________

  1. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? __________________________________________________________________________________________________________________
  2. Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?

А. да.

Б. нет.

  1. Необходимо  ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?

 _____________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Потешки  о матрёшке.

Потешка с движением.

Дуйте в дудки (показывают игру на дудочке)

Бейте в ложки! (вытянув руки вперед, ударяют ладонь об ладонь)

В гости мы идём к матрёшке (шагают на месте)

Кукла деревянная (руки «фонарики»)

Матрёшечка румяная! (щёчки гладят кулачками)

Потешки о матрёшке.

1. На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

- Выходи, Бурёнушка!

- Выхожу, Матрёнушка!

2. Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Мартёшка вышла в юбочке.

3.Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки,

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

 

4.Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем

Сами в гости к Вам придем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...

Сообщение из опыта работы " Развитие нравственно- патриотических чувств в процессе музыкальной деятельности"

Формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции. Музыка способна воздействовать на чувства ребёнка, преобразовывать его нравственный м духовный мир. Автор делится опытом ра...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через русские народные игры "

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век технического прогресса. ...

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...