Проект по противопожарной безопасности "Чтобы не было беды"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Скребкова Людмила Николаевна

Возникновение пожаров из-за  шалости и как следствие травмирование и даже гибель детей – проблема, требующая для своего решения четких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не пугать его. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4 «СОЛНЫШКО» ГО ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        ПРОЕКТ

ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 "ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ"

                                                                                      Разработала:

                                                                                     воспитатель

                                                                                           Скребкова Л.Н.

ЗАТО Светлый

2010-2011 уч.год.

ПРОЕКТ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

"ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ"

Актуальность проекта

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашей области. Опасные, из-за продолжительных засух, массовые загорания случаются ежегодно. При этом время, частота и продолжительность их проявления по годам существенно изменяются. Наибольшая пожарная опасность возникает при совпадении продолжительной засушливой погоды с периодами массового посещения леса людьми для заготовки сена, сбора ягод, грибов, отдыха  и т.д. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.

За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. В подавляющем большинстве случаев пожары в лесу возникают по вине человека. Антропогенные загорания происходят от неосторожного обращения с огнем отдыхающих граждан, вследствие невыполнения ими правил пожарной безопасности. Часто причиной пожара является детская шалость. Возникновение пожаров из-за  шалости и как следствие травмирование и даже гибель детей – проблема, требующая для своего решения четких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не пугать его.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одергивать ребенка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Гипотеза: Огонь – друг или враг? Рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но огонь может стать и врагом при неправильном обращении. Во многих случаях от тебя зависит, станет ли огонь твоим другом или врагом.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  1. Образовательные
  1. Познакомить с историей возникновения огня.
  2. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  3. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
  1. Развивающие
  1. Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  2. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  3. Развивать творческие способности дошкольников
  1. Воспитательные
  1. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  2. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  3. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  1. Практические
  1. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  2. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
  3. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
  4. Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ

Принципы реализации проекта:

  1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
  2. Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
  3. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
  4. Принцип гуманнизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Субъекты проекта:

  1. Воспитатели.
  2. Дети 5 -6 лет.
  3. Родители.

Ожидаемый результат:

  1. Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
  2. Профилактика панического страха перед огнём.
  3. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
  4. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта:

Проект  рассчитана на 1 год и состоит из двух блоков. Содержание блоков составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

  1. Первый блок: «Огонь-друг, огонь-враг», срок реализации с 1 сентября по 31 декабря 2010 года.
  2. Второй блок: «Правила пожарной безопасности», срок реализации с 1 января по 31 мая 2011 года.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 БЛОК: «Огонь-друг, огонь-враг»

СЕНТЯБРЬ: Работа с родителями

  1. Выставка литературы, информации  по теме.
  2. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды».
  3. Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём».
  4. Анкета для родителей по  теме.

(Приложение 1)

ОКТЯБРЬ: «Что такое огонь?»

  1. Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».

(Приложение 2)

  1. Коллективная аппликация «Не играй с огнем».
  2. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
  3. Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».

НОЯБРЬ: «Полезный огонь»

  1. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны».
  2. Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» [«Дошкольное воспитание» №5 2006 стр.120].
  3. Познавательное занятие «Огонь – друг».

(Приложение 3)

  1. Презентация на тему: «История огня».

ДЕКАБРЬ: «Опасный огонь»

  1. Дидактическая игра «Причины пожаров».
  2. Прослушивание сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом».
  3. Презентация на тему: «Огонь друг или враг?».
  4. Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, лепка, рисование).

(Приложение 4)

2 БЛОК: «Правила пожарной безопасности»

ЯНВАРЬ: «Правила пожарной безопасности в ДОУ»

  1. Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
  2. Игры-соревнования.
  3. Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа».
  4. Презентация: «Правила поведения при пожаре».

(Приложение 5)

ФЕВРАЛЬ: «Правила пожарной безопасности дома»

  1. Практическое занятие «Чтобы не было беды».
  2. Просмотр видеофильма о работе пожарных.
  3. Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».

(Приложение 6)

  1. Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.

(Приложение 10)

МАРТ: «Правила пожарной безопасности в лесу»

  1. Познавательное занятие «Чудо-дерево».
  2. Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».
  3. Презентация: «Правила поведения в лесу».
  4. Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка».

(Приложение 7)

АПРЕЛЬ: «Что такое служба противопожарной безопасности»

  1. Беседа «В жизни всегда есть место подвигу».
  2. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).
  3. Тестирование.
  4. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».

(Приложение 8)

МАЙ: «Огонь в литературе»

  1. Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».
  2. Литературная викторина.

(Приложение 9)

  1. Презентация: «Огонь в картинках и загадках».

(Приложение 11)

  1. Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг».

Используемая литература: 

  1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
  2. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
  3. В.А. Степанов «Азбука в загадках».
  4. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
  6. Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.
  7. С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
  8. Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
  9. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
  10.  К. Чуковский «Путаница».
  11.  «Жили-были» № 6 2003 год.
  12.  «Пожарная безопасность для дошкольников» Е.Ф. Прилепко, 2003г.
  13.  Правила пожарной безопасности для дошкольников: Наглядное пособие Пономарева Е.А. Иванова С.А.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ОБЖ "Чтобы не было беды"

по противопожарной безопасности "Чтобы не было беды"Актуальность проектаСколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющ...

Проект по противопожарной безопасности « Откуда приходит беда».

Актуальность проекта вызвана тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту.У детей этого возраста отсутствует защитная психологическаяреакция на противопожарную обстан...

Проект по безопасности «Чтобы не было беды»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания....

Проект по безопасности: "Чтобы не было беды"

Актуальность проекта: Дошкольный возраст- важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. ребенок по своим физиологоги...

Проект по безопасности «Чтобы не было беды» (старшая группа)

МКДОУ БГО «Детский сад № 12 общеразвивающего вида»       Проект по безопасности«Чтобы не было беды»(старшая группа)...

Проект на тему: «Чтобы не было беды» для детей подготовительной к школе группы (возраст детей 6 – 7 лет)

Вид проекта: информационный, социальный, творческий.Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели группы, родители.Продолжительность: краткосрочный, с 24 января 2022года по 28 января 2022года. Вве...

Проект на тему : " Чтобы не было беды"

                                 ПРОЕКТ...