Психологические особенности детей с ограниченными возможностями.
план-конспект урока по теме
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 42.99 КБ |
d_2.doc | 27.5 КБ |
d_7.doc | 27.5 КБ |
doklad.doc | 34 КБ |
d_6.doc | 28 КБ |
d_3.doc | 38 КБ |
d_4.doc | 36.5 КБ |
d_5.doc | 36.5 КБ |
p.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» г. Бирюсинска
Роль педагога – психолога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков – реализации внеурочной деятельности
Автор: Иванова А.Н.,
педагог – психолог.
г. Бирюсинск
Ноябрь, 2011 г.
Оглавление:
- Введение ………………………………………………….. стр. 1
- Основная часть ……………………………………………стр. 1-11
Работа с нормальными детьми …………………………..стр. 3 – 6
Работа с детьми с ограниченными возможностями …….стр. 6 – 10
- Заключение …………………………………………….....стр. 11
Особенностью учреждений дополнительного образования, которая существенно отличает их от школы, является добровольность посещения детьми, желание обучаться и совершенствовать свои таланты. Для многих обучающихся такие образовательные структуры – «зоны успеха», особенно если в школе ребенок не проявляет себя. Здесь раскрываются художественные, музыкальные, театральные и прочие способности. Укрепляется самооценка, ребенок находит новых друзей, показывает успехи и достижения, чувствует поддержку.
Являясь педагогом-психологом Дома детского творчества, я часто встречаю вопрос: «А для чего психолог в ДДТ? ». Ответ таков: «ДДТ – это место, где занимается много детей, куда приходят родители, где работает большой коллектив педагогов, формируются взаимоотношения и связи, возникают проблемы и конфликты, проявляются эмоции и настроения. Это огромное поле деятельности для педагога – психолога».
В нашем городе, как, в общем, то и в других городах стоит проблема занятости подростков во внеурочное время. ДДТ организует работу в разных направлениях для детей: музыкальные кружки, танцевальные, театральные, шитье, вязание, кружки по изучению истории родного края (Метроном). В творческих объединениях дети могут проявить себя, развить свои таланты. Цель нашего Дома творчества помочь проявить свои способности каждому ребёнку и найти занятия по интересам.
В задачи психолога входит помощь в решении личностных проблем (самооценка, страхи, различные виды тревожности), развитие личностных качеств и эмоционально-волевой сферы обучающихся. Решение этих задач протекает через индивидуальную работу.
Перед психологом ставится задача, чтобы все было практико - ориентированным, т.е. работало бы активно и целенаправленно на конкретные результаты, каковыми является снижение уровня тревожности учащихся, повышение их адаптационных возможностей, устойчивость перед стрессами, повышение качества образования. Использование передовых психолого-педагогических способов обучения и воспитания подразумевает разработку дальней перспективы развития дополнительного образования. Важным компонентом образования является воспитание зрелой социализированной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизни. Актуальность темы обусловлена следующими важнейшими причинами:
1.Социально-педагогическими факторами.
Поскольку учащиеся учреждения дополнительного образования – это ученики школ, то объяснимо, что школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в продолжении значительной части времени, нередко создает для них психологические трудности. По данным Конференции ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем.
Первый из них связан с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестесненной активности к дисциплине. При этом степень трудности приспособлений ребенка зависит от того, в какой мере готовили его к школе.
Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости образования.
В-третьих, “технизация” общества, требующая усложнения школьных программ, ее компьютеризация резко увеличивает трудности усвоения школьных знаний.
В-четвертых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих часто осуждают. У таких детей может развиться самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и недостойных любви, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск развития психосоматических расстройств.
Все четыре комплекса проблем способствуют повышению уровня тревожности учащихся. И это еще одна из причин стрессового состояния человека. Как правило, человек с высоким уровнем тревожности не умеет строить свои отношения с окружающей средой.
Дети, выбирающие дополнительное образование, как правило, находят себя в интересной для них деятельности, получая позитивные результаты, они становятся участниками ситуации успеха, которая, в свою очередь, способствует повышению самооценки и мотивации достижения. Но и в дополнительном образовании есть свои трудности для учащихся, такие как страх публичного выступления, тревожность конкурсного участия. Эти факторы часто становятся помехой на пути развития креативности, творческого проявления учащихся. Все перечисленное выше заставляет задуматься о том, как облегчить процессы адаптации учащихся, снизить уровень тревожности детей и подростков, создать условия для их гармоничного развития более эффективными методами и в наикратчайшие сроки.
2. Стрессорные факторы возникновения проблем учащихся.
В дополнительном образовании проблема перегрузок так же актуальна, т.к. учащиеся в дополнительном образовании совмещают обучение в общеобразовательной школе с занятиями по развитию творческих способностей.
Специфика проблем учащихся в дополнительном образовании:
- Самоопределение. Дети стоят перед выбором вида деятельности, пробуют свои силы в разных объединениях. Часто бывает, что в дополнительное образование дети – младшие школьники – попадают по настоянию и желанию родителей, которые считают, что у ребенка есть способности к тому или иному виду творчества. В этом случае мотивация ребенка является внешней, и задача педагога и психолога в том, чтобы перевести мотивацию ребенка из внешнего уровня на внутренний, т.е. создать ситуацию успеха, тем самым замотивировать на достижение успеха.
- Работа в режиме повышенных нагрузок. Часто учащиеся в дополнительном образовании совмещают обучение в нескольких видах творчества. Это требует умения рационально распределять свое время, чтобы быть успешными везде, при этом иметь время для прогулок и семейного общения. При выборе нескольких видов деятельности ребенку необходимо научиться снимать напряжение через упражнения и планировать нагрузку.
- Конкуренция. В отличие от общеобразовательной школы, где одаренные и творческие личности рассредоточены в массе “средних” учеников, в дополнительном образовании собрано большинство творческих личностей, которые переживают условия конкуренции среди равных. И если конкуренция приобретает негативный характер, то во избежание возникновения психических расстройств у детей необходимо владение навыками саморегуляции.
- Стрессовые состояния в условиях конкурсных испытаний. Учащиеся в дополнительном образовании наряду с контрольными работами, экзаменационными испытаниями в общеобразовательной школе оказываются участниками выставок, конкурсов, концертной деятельности. Это влечет повышенные эмоциональные нагрузки и может порождать разного рода страхи и психологические барьеры в развитии учащихся.
Вывод: учащиеся в системе дополнительного образования, в частности в Доме детского творчества, в большинстве своем - неординарные творческие личности, для которых свойственны такие психические качества, как высокая самооценка, лидерские притязания, высокая “Я-концепция”. Таким ребятам совсем не легко, вопреки мифу о том, что “талант сам пробьет себе дорогу”, проявлять свои способности из-за неконформности, свойственной личности с перечисленными качествами. Находясь в среде, требующей соблюдения определенных норм и правил, у таких личностей зачастую возникает серьезный внутриличностный конфликт. Поэтому моя работа направлена на выявление и помощь в преодолении этих конфликтов.
Снижение влияния стресса.
Решение специфических проблем учащихся в дополнительном образовании: самоопределение, многократно увеличенные нагрузки, конкуренция и напряженность конкурсной и концертной деятельности происходит следующим образом.
На основе педагогического наблюдения учащихся педагогу-психологу поступает запрос от педагога объединения, что есть такие учащиеся, которые при наличии высоких способностей, творческом потенциале не принимают участия в концертах, конкурсах, выставках, конференциях, тем самым замыкаются в узком круге “умения для себя”. В начале каждого учебного года проводится вводная диагностика уровня тревожности (методика Филлипса), выявляется вид тревожности и мотивация учащихся. Перед педагогом-психологом стоит задача решения выявленных проблем (допустим, уровень тревожности, барьер публичности).
Преодоление проблемы по снижению уровня внутриличностного конфликта – еще одна из задач в антистрессовой подготовке учащихся, она приводит к внутреннему равновесию, позволяющему позитивно решать возникающие проблемы.
Учреждение дополнительного образования, каковым является Дом детского творчества, не остается в стороне от поставленных целей. Цель его создания – достижение определенного результата, который наметил себе учащийся. Индивидуальный образовательный маршрут составляется пока только для учащихся, имеющих высокий уровень успешной творческой деятельности. В перспективе разработка ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) предполагается для учащихся разного уровня подготовки: отстающих, опережающих, одаренных. Обзорно можно описать эту работу по следующему алгоритму:
- учащийся, педагог и педагог-психолог совместно определяют, какая цель стоит перед учащимся. Учащийся самостоятельно формулирует, чего он желает достичь в своем творчестве (например, участвовать во Всероссийском конкурсе вокалистов).
- затем намечаются шаги, необходимые для достижения цели со стороны учащегося, со стороны педагога, со стороны педагога-психолога.
- исходя из намеченного, создается программа выполнения задач по достижению цели (индивидуальное расписание, система домашних мини-упражнений, ведение дневника со сроками выполненных шагов и оценка их результативности, расписание занятий с психологом).
- поэтапная оценка достижений учащегося самим учащимся, педагогом и психологом.
ИОМ позволяет отследить изменения, как в творческой деятельности ребенка, так и в его психическом развитии. Педагог видит проблему и совместно с психологом строится работа для успешного проведения ребенка через индивидуальный образовательный маршрут.
Вывод: о результативности внедрения индивидуального образовательного маршрута пока говорить рано, в связи с тем, что только вводим его в работу, но можно спрогнозировать снижение уровня тревожности, улучшение психоэмоционального состояния и, как следствие, повышение социальной активности ученика.
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
К ним относят: детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднеоглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексным нарушением психического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые дети и др.); с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; детей с психопатическими формами поведения и др.
Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. К этой категории относятся, прежде всего, педагогически запущенные дети В каждой школе их не менее 10-15 процентов. Задержка психического развития у них вызвана не патологией, а дефицитом внимания со стороны взрослых на этапах дошкольного детства и младшего школьного возраста. Эти дети, наряду с детьми, имеющими задержки психического развития по причине патогенных воздействий в различные периоды жизни, обучаясь в общеобразовательной школе, попадают в число учащихся с отклонениями в поведении и неуспевающих.
К числу детей с проблемами в развитии относят также и тех, у кого нарушены функции в познавательной сфере (внимание, память); детей с заторможенными, замедленными реакциями; детей с теми или иными физическими дефектами, которые не вызывают стойких нарушений психических функций.
Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети-инвалиды. Инвалидность, в соответствии с принятой классификацией, трактуется как социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
В ДДТ особенно выделяется проблема детей с ограниченными возможностями. Специалисты отмечают, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Некоторые заболевания позволяют детям посещать обычную школу, другие проходят обучение в специальных (коррекционных) школах, а есть дети, которые вынуждены большую часть времени проводить в стенах своей квартиры. Жизнь детей в среде, ограничивающей контакты с внешним миром, обедняет условия для приобретения собственного опыта, недостаточность которого обусловливает низкий уровень социальной компетентности, что впоследствии нарушает процесс включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Поэтому образовательным учреждениям различного типа следует обратить особое внимание на таких детей. В Доме творчества была организованна группа «Журавлик».
Система школьного воспитания не имеет ресурсов для компенсации социальных и психологических отклонений детей с ограниченными возможностями. Родители не достаточно компетентны для решения сложных социально-педагогических проблем. Поэтому именно дополнительное образование в сотрудничестве с учреждениями социальной реабилитации берет на себя функцию социально-педагогической коррекции, адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме. В работе с такими детьми педагогам следует способствовать включению их в жизнь общества, преодолению изолированности и замкнутости. Нарушения у таких детей могут относиться к зрительной, речевой, моторной, интеллектуальной и эмоциональной сфере, а также к отдельным сторонам психической деятельности – восприятию, памяти, вниманию, мышлению и др.
Знание причин детских аномалий и нарушений развития позволяют исследовать и выявить признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь, и с учетом этого осуществлять педагогические, психологические методы коррекции, которые помогают правильно формировать характер ребенка.
Особенным детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предполагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами. Для детей с особенностями развития характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто наши дети не различают правую и левую стороны, ошибаются при определении времени, не различают цвета, у них отмечаются недостатки в речевой деятельности и во внимании (трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, не устойчивость). Неустойчивость эмоций также характеризует наших детей. Нарушение интеллектуального развития рассматривается как явление необратимое, но это не значит, что оно не поддается коррекции.
Задачи психолога на этой группе:
- выяснить проблемы в развитии и воспитании детей и помочь детям и родителям решить данные проблемы. Не все дети осознают свои недостатки, но родители видят и их очень тяготит непохожесть их детей на остальных. У каждого ребенка различное состояние здоровья и уровень интеллектуального развития, что проявляется в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимании, моторики и т.д.). Занятия у нас проводятся почти всегда индивидуально, т.к. дети хоть по возрасту одинаковы, по развитию они разные.
- обучать совместным действиям с другими детьми, «принимать» присутствие других детей, не нарушать их занятий.
Цели на данном этапе: оказание психологической помощи и развитие интеллектуальных процессов.
Формулируя цели и задачи, в первую очередь, подчеркнем ориентирование на процесс, а не результат. Потому что в нашей работе не удается быстро получить результат, а порой и процесс усложняется тем, что ребенок «застревает» на каком-либо этапе и может пройти очень много времени, пока он перешагнет этот этап.
Педагогические задачи: формирование представлений о себе и окружающих людях, ориентировка в пространственной среде, развитие практических и творческих умений в доступных видах деятельности.
В ходе нашей работы осуществляется социально-педагогическая поддержка развития личности обучающегося.
Методы и приемы социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ в УДОД.
Педагоги О.С. Газман и Т.В. Фролова дали такое объяснение педагогической поддержке – это деятельность педагогов по оказанию превентивной (предварительной) и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении.
Рекомендации по проблеме СПП развития личности ребенка с ограниченными возможностями. В своей работе я придерживаюсь этих рекомендаций.
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
В отношении к таким детям порой можно встретить унижающую жалость, а это неправильно. Доброжелательная манера общения, оптимизм, искренний интерес и внимание к ребенку позволяют создать на занятии доверительную атмосферу и способствуют возникновению у ребенка не только интереса к предмету, но и интереса и доверия к педагогу как к личности.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
Допустим, ребенок с диагнозом ДЦП страдают самые важные функции организма: движение, речь, психика. Характерной особенностью этого заболевания является отставание моторного развития ребенка, обусловленного, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движения. При ДЦП страдает функциональная система движений, нарушена связь с окружающей средой. Это отрицательно влияет на деятельность ребенка, его психическое и физическое развитие. Недостаточное развитие рук приводит к тому, что ребенок медленно пишет, ему сложнее рисовать, но он может слушать, размышлять, участвовать в беседе и игровой деятельности. Если ребенок медленно пишет, то необходимо давать больше времени на задания, относиться спокойно к скорости выполнения, не фиксировать на этом внимание, таким образом, мы оказываем поддержку индивидуального развития ребенка.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
- Снятие страха – «Ничего страшного…»
- Авансирование – «У тебя получится…»
- Педагогическое внушение – «Приступай же…», «Попробуй…».
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
- Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
- Формируйте веру в успех.
- Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас).
6. Дайте ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Это позволяет не только стать активным участником образовательной деятельности, но и развивает самостоятельность в принятии решений.
Индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями приближают нас к решению таких задач, как, с одной стороны, введение в социум самих детей с ограниченными возможностями, помощь ребенку включиться в социальную среду, приобщение его к жизни на уровне его психофизических возможностей, а с другой стороны, - привлечение внимание общества к таким людям и стимулирование отношения к ним как к полноценным и полноправным членам общества.
Наши непосредственные задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями: преодоление учебных стрессов, развитие активного воображения, памяти, внимания, мышления, моторики, преодоление тревог и беспокойства. Современная психологическая наука предоставляет широкой спектр методик для работы с детьми, имеющих ограниченные способности. Для развития мелкой моторики используются методы, предложенные Марией Монтессори: шнуровки, пуговицы, различного диаметра, вкладыши. Для изучения уровня развития наглядно – действенного мышления используется задание «Почтовый ящик», для наглядно – образного мышления используем задание «Нарисуй целое», для развития невербального воображения используем задание «Обведи и дорисуй». Моя роль на этом этапе, изучение развития этих способностей, развитий психических процессов, таких как память, мышление, внимание, восприятие, моторика, воображение и т.д.
Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей либо на индивидуальное обучение, либо на работу в группах, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Работа с детьми ведется в группах по 2-3 человека, а также индивидуально.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение ребенка и разработку соответственных мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
Перед реализацией индивидуального подхода предшествует важный этап – это этап сбора информации о ребенке.
Первичный сбор информации начинается с установления контакта с родителями. Беседа, анкета помогают узнать о социальном статусе семьи ребенка, т.е. появляется информация о социальных факторах, влияющих на личностное развитие.
Для изучения биологических факторов – берутся сведения из медицинских справок (очень важно знать диагноз ребенка, в соответствии с ним подбирается материал для занятий) и дополняется это все наблюдением за ребенком.
Вторичный сбор информации об индивидуальных особенностях осуществляется в процессе диагностической работы – проведение диагностики психологической готовности начального уровня развития познавательных процессов.
Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей.
При построении коррекционных занятий мы следуем принципу сериационности, т.е. наличию нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволяет варьировать задачи в зависимости от возраста, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Данный факт немаловажен для обеспечения результативности психокоррекционной работы.
Цикл занятий у нас открытый (без определения количества занятий по теме и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера. Таким образом, психокоррекционная система представляет собой дифференцированные циклы, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.
Дифференцированный подход – это работа с группами детей (типогруппами), у которых при выполнении данного задания возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
Например, подгруппа, в которую входят дети с синдромом Дауна – задание подбирается одинаковое, но одного из детей трудно усадить, если задание ему не по душе, а занимаясь вместе он смотрит и старается тоже выполнить задание. Но в этом году данный ребенок отказывается работать с кем либо в группе. Он просто уходит от общения и когда остается один, то выполняет задания на отлично.
В подгруппе, в которую входят дети с речевые нарушениями при выборе задания во-первых, я опираюсь на старшую по возрасту девочку. Выполнив задание, она помогает детям помладше. Во-вторых, на другого ребенка, который более интеллектуально подкован и выполнив свое задание, также помогает остальным. Собираясь вместе, дети из разных подгрупп взаимодействуют между собой, либо в играх (на переменах, на праздниках), либо на занятиях (выполняя какие-либо задания), что позволяет им лучше узнать друг друга и более комфортно чувствовать себя при выполнении каких-либо заданий.
Главная проблема, с которой сталкиваются дети с ограниченными возможностями, - это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками.
Посещая группу «Журавлик», дети общаются друг с другом, родители видят, что проблемы не только у них. Общаясь друг с другом, родители находят много общего, т.е. идет сплочение. Группа эта известна многим, как у нас в Бирюсинске, так и за пределами нашего города . Виден результат. Наши дети принимают участие в выставках, конкурсах, занимают призовые места. Они понимают, что не одиноки и нужны в обществе, общаясь со здоровыми детьми, находят среди них друзей.
Вывод: таким образом, работа педагога-психолога ДДТ объединяет в себе как работу с одаренными детьми и неуспешными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями. Выявление различного рода проблем, снятие стресса, тревожности помогает решать проблемы индивидуального характера, результатом которого являются победы на выставках, конкурсах.
Литература:
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М., Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007.
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М., 2007.
- Семенченко И.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога дополнительного образования по здоровьесбережению учащихся. Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба.
- Путенко О.В. Педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями. Доп.обр. и воспитание. № 3, 2010. (стр. 25).
- Трушина М.А., Болмосова Ю.М. Социально – психологические аспекты адаптации детей – сирот дошкольного и младше школьного возрастаю. Доп. обр. и воспитание. № 3, 2008. (стр. 41).
- Оськина Е.А. Психолог в учреждении ДОД: работа с пользой и удовольствием. Доп. обр. и воспитание. № 10, 2011. (стр.13)
Предварительный просмотр:
Открытый урок для детей с ограниченными возможностями
«В гостях у сказки».
Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
3. Развитие мышления и речи.
4. Развитие общей и мелкой моторики.
Задачи: 1. Научить ориентироваться во времени (сначала-потом).
2. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- иллюстрации к русской народной сказке «Колобок».
- карточки с упражнениями «Выбери дорожку», «Сначала - потом».
- карандаши.
- клей.
Ход работы.
Организационный момент:
- Ребята, сегодня нас ждет большое и интересное путешествие в сказку. Хотите узнать в какую?
- Тогда давайте рассмотрим картинку. (Показывается иллюстрация к сказке «Колобок»).
- Рассмотрите картинку и расскажите, что вы видите на ней.
- А кто еще нарисован на картинке?
- А давайте вспомним сказку с самого начала. Перед вами лежат карточки с изображениями героев сказки. Я буду читать вам сказку, а вы будете наклеивать их на листочке в том порядке, в каком они встречаются Колобку в сказке.
«Жили-были дед и бабка. Испекла бабка Колобок. Покатился Колобок по дорожке. Катится он, а навстречу ему Заяц: «Колобок. Колобок я тебя съем!»- «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Спел песенку и покатился дальше. Катится Колобок, а навстречу ему Волк: «Колобок, Колобок. А я тебя съем!» - «Не ешь меня, Серый, я тебе песенку спою». Спел песенку и покатился дальше. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» - «Не ешь меня, Косолапый, я тебе песенку спою». Спел и покатился дальше. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» - «Не ешь меня, рыжая, я тебе песенку спою». Спел песенку, а Лиса его «Ам!» и съела».
- Подумайте и ответьте:
- Кого Колобок встретил сначала?
- Кого встретил потом?
- Кто повстречался Колобку на его пути?
- Кто встретился позже всех?
- Ребята, давайте еще раз вспомним, что случилось с Колобком в конце сказки.
- Хотите помочь Колобку, и не дать ему очутиться в лапах у Лисы? (Раздаются карточки к упражнению «Выбери дорожку»)
- Тогда помогите Колобку. По какой дорожке ему надо пойти, чтобы избежать встречи с Лисой?
Физминутка:
- А теперь давайте отдохнем. Вставайте. Повторяйте за мной:
«Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять».
- Ребята, а давайте теперь нарисуем нашего главного героя. Перед вами лежат листочки с нарисованной геометрической фигурой. Какой? А почему именно круг?
Хорошо. А теперь возьмите карандаши и дорисуйте Колобка.
Итог:
- Спасибо. Вы сегодня молодцы. С заданиями справились просто отлично.
Предварительный просмотр:
Открытый урок для детей с ограниченными возможностями «Построим дом».
Цель:
1. Закрепить понятия формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг), цвета.
2. Развивать тонкую моторику.
3. Развитие творческого воображения.
4. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Усвоение сенсомоторных навыков.
Оборудование: цветная бумага, клей, вырезанные фигуры разной геометрической формы и разного цвета, образец выполнения работы.
Ход работы.
Организационный момент: Что такое дом?
Какие дама вы знаете?
Из чего строят дом?
- Послушайте стихотворение, из чего строят дом:
«Новый дом»
Чтоб дом построить новый,
Запасают тес дубовый, Кирпичи, Железо, Краску,
Гвозди, Паклю и Замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
- Сегодня мы с вами будем строить дом из различных геометрических фигур.
-Какие геометрические фигуры вы знаете?
- Посмотрите внимательно, какие фигуры у меня есть. (Детям показываются г/ф, они их называют).
- Какие фигуры похожи на части дома?
- Назовите, какие цвета присутствуют здесь.
- А сейчас посмотрите, какой дом мы будем строить. (рассматривание образца).
Физминутка:
-Сейчас давайте немного отдохнем:
Встали, потянулись.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревце все выше, выше.
Самостоятельная работа детей.
Детям дается набор вырезанных деталей для строительства дома и необходимые детали для украшения (дерево, цветы, солнце, облака). Ребята приступают к приклеиванию дома. Педагог оказывает необходимую помощь.
- Давайте посмотрим, а кто же живет в доме.
-Послушайте стихотворение:
Взял треугольник и квадрат.
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
- Как вы думаете, кто будет жить в домике?
-В конверте лежат фигурки гномиков, поселите их в свои домики.
Детям даются конверты, в которых лежат фигуры человечков и собак.
Дети самостоятельно приклеивают предложенные им фигурки.
Итог:
- Спасибо, вы сегодня молодцы, у вас получились очень красивые дома.
Далее проводится выставка для присутствующих гостей.
Предварительный просмотр:
Доклад
«Использование индивидуального и дифференцированного подходов в учебно-воспитательном процессе».
Принципы обучения и воспитания: индивидуальный и дифференцированный подходы, применение которых в дополнительном образовании, в сравнении со школой, имеет ряд особенностей.
Во-первых, именно в сфере доп. образования ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Доп. образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности педагог помогает ребенку проявить себя, дает толчок развитию его лидерских, организаторских и других способностей, корректирует его неуверенность, тревожность.
Во-вторых, это эмоциональная насыщенность учебно-воспитательного процесса. Педагог дополнительного образования использует не только учебные методы, но и делится своим опытом, обращаясь к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка, взывая детей к сопереживанию.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение ребенка и разработку соответственных мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
Перед реализацией индивидуального подхода предшествует важный этап – это этап сбора информации о ребенке.
Первичный сбор информации начинается с установления контакта с родителями. Беседа, анкета помогают узнать о социальном статусе семьи ребенка, т.е. появляется информация о социальных факторах, влияющих на личностное развитие.
Для изучения биологических факторов – берутся сведения из медицинских справок (очень важно знать диагноз ребенка, в соответствии с ним подбирается материал для занятий) и дополняется это все наблюдением за ребенком.
Вторичный сбор информации об индивидуальных особенностях осуществляется в процессе диагностической работы – проведение диагностики психологической готовности начального уровня развития познавательных процессов.
Для изучения я использую свои методики работы с детьми.
1)Палочки – работа с палочками помогает научиться различать цвета, выделять одно из множества, развивает мелкую моторику, память и даже воображение. (Н-р, Саша не может запомнить цвета, но выделяет одно из множества. Алеша не может повторить по образцу, зато различает одно из множества).
2) Шнуровка – учит ребенка группировать предметы по смыслу, пришнуровывать их к основе и создавать узоры из цветной тесьмы, что является важной составляющей физического и интеллектуального развития. Шнуровка помогает в развитии мелкой моторики, внимании, памяти, наглядно-образного мышления и речи. (Со шнуровкой справляются все, кто лучше, кто по хуже, зависит от развития и от диагноза).
3)Развивающие рамки (пазлы) – знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат сопоставлять отдельно взятую фигуру с ее контуром, выстраивать последовательную цепочку действий и находить единственно правильное решение. Пазлы со сказками дети собирают очень быстро (берем во внимание, что у многих дома есть подобные), если же взять простой пазл на собирание бабочки, то никто с первого раза с ним не справился. Саша единственный, кто справился с этим заданием с первого раза.
4)Игры – мозаики «Ассоциации» и «Чей домик» знакомят детей с ассоциативно связанными картинками, учат строить различные логические цепочки. В процессе игры развивается мышление, наблюдательность, память, совершенствуется мелкая моторика, формируются простейшие логические связи (Дети играют в них и узнают, либо закрепляют уже полученные знания, Алеша же каждый раз играет как в первый раз, Дима не понял задание).
5)Игра «Узнай меня» - знакомит со сказочными персонажами, сюжетами русских народных сказок и их контурными тенями, учит сопоставлять, развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, внимание, наблюдательность.
6)Игра «Фигуры» - изучение геометрических фигур. (Саша и Толя не знают фигуры, но также и путаются в цветах, с Сашей мы проходили эту игру впервые, Толя же уже играл в нее ранее.
7)Кубики «Где мы бываем» - игра направлена на изучение окружающего мира. С данной игрой справились только Лена и Настя, для остальных очень сложно. Для Алеши, Саши и Димы непонятным осталось даже задание.
8) Разрезные картинки – развитие мелкой моторики, сформированность наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, волевых усилий. (Саша по истечении некоторого времени начинает делать это задание как в первый раз).
И т.д.
С каждым ребенком я работаю индивидуально, потому что собрать в группу наших детей не удается. Каждый требует к себе определенного внимания и для каждого свой предел сложности. Допустим Саша (8 лет) не справится с заданием, которое с легкостью выполнит Алиса (3 года).
Дифференцированный подход – это работа с группами детей (типогруппами), у которых при выполнении данного задания возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
Например, подгруппа, в которую входят Алеша и Саша – задание подбирается одинаковое, но Сашу трудно усадить, если задание ему не по душе, а занимаясь вместе, Саша смотрит на Алешу и старается тоже выполнить задание. (В этом году Саша отказывается работать с кем либо в группе. Он просто уходит от общения и когда остается один, то выполняет задания на отлично).
В подгруппе, в которую входят Лена, Арина, Соня Кристина при выборе задания я опираюсть на Лену. Во-первых, она старше и выполнив задание помогает детям по –младше. Во-вторых, на Арину, по возрасту девочки ровесницы, но Арина более интеллектуально подкована, что также помогает.
Также собираясь вместе, дети из разных подгрупп взаимодействуют между собой, либо в играх (на переменах, на праздниках), либо на занятиях (выполняя какие-либо задания), что позволяет им лучше узнать друг друга и более комфортно чувствовать себя на занятиях при выполнении каких-либо заданий.
Предварительный просмотр:
Создание комфортного психологического климата занятий в объединениях детского прикладного творчества.
1.Что такое – комфортный психологический климат занятий? (КПК)
«Это когда всем хорошо!»
Основные слагаемые комфортного психологического климата.
- четкая организация занятий, когда каждый воспитанник занят интересной, трудной, но посильной деятельностью;
- доверительные и доброжелательные отношения педагога с воспитанниками. Когда педагог для ребят – старший друг, мастер, умеющий научить, помочь, подсказать;
- товарищеские и дружеские отношения воспитанников между собой.
2. Что дает комфортный психологический климат занятий.
1) педагогу – душевное здоровье.
Большую и лучшую часть своей жизни мы отдаем работе. Из этого вытекает такая формула счастья: «С удовольствием ходить на работу, с удовольствием работать и получать, кроме финансового, еще и моральное удовлетворение».
2)Детям комфортный психологический климат дает модель добрых и дружеских отношений со сверстниками, уверенность в себе, своих возможностях, своем таланте.
- В условиях КПК учебный процесс протекает гораздо эффективнее и качественнее.
- КПК – мощный фактор воспитания детей и подростков.
- КПК дает высокую посещаемость занятий.
- Организация творческой деятельности детей возможна только в условиях КПК.
3. Слагаемые комфортного психологического климата занятий.
1) Ваше доброе и вежливое отношение к детям.
2) Вторая составляющая КПК – продуманность каждого занятия.
Все дети на протяжении всего занятия заняты интересным делом – важное условие КПК!
Как бы Вы не улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала – КПК занятия резко снижается.
Существует несколько простых правил, позволяющих сделать занятие интересным и даже увлекательным:
- разумное чередование трудовой и познавательной деятельности;
-включение в структуру занятий различных игр;
- организация творческой деятельности воспитанников;
- тщательное продумывание практической части занятия.
4. Умение педагога сохранять и восстанавливать комфортный психологический климат занятий.
Это и есть умение быть педагогом – учителем и воспитателем.
Памятка педагогам, в которой сконцентрирован опыт лучших учителей:
- улыбайтесь детям…
- сочетайте доброжелательность со строгостью;
- будьте строгими, но справедливыми;
- не поддавайтесь капризам детей;
- старайтесь понять причину их негативного поведения, а уж затем применяйте меры;
- уважайте детскую взрослость, их стремление к самостоятельности;
- воспитывайте поощрением;
- будьте осторожны с критикой.
5. Подводя итог можно выделить 4 этапа создания КПК:
-планирование и подготовка занятий;
- положительный настрой на занятие непосредственно перед его проведением;
-педагогически грамотное проведение занятий;
- самоанализ только что проведенного занятия. (Только честный самоанализ своих занятий поможет Вам научиться педагогически грамотно общаться и работать с детьми).
Предварительный просмотр:
Доклад: «Эмоциональное выгорание педагогов».
Постоянное воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению. Специалисты называют это синдромом эмоционального выгорания.
Поначалу у «выгорающего» начинают расти напряженность в общении с коллегами, трудности в общениях с начальством, конфликты в семье, физические и эмоциональные перегрузки. Человек все чаще тревожится и чувствует себя «загнанным в клетку». Эмоциональное переутомление переходит в физическое.
Признаки синдрома выгорания во многом напоминают симптомы неврастении. Человек чувствует постоянную усталость, у него падает работоспособность, болит голова, нарушается сон, снижается аппетит, усиливается тяга к табаку, кофе, алкоголю. Кроме того, возникают ощущения беспомощности, безнадежности, апатии. А главное, отмечается притупление чувств – нет желания эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Исчезает чувство сопереживания людям. Рождается мысль, что уже ничего нельзя дать другим, поскольку запас сил и эмоций исчерпан. Постепенно развивается негативное отношение к своему труду и людям, с которыми надо сталкиваться по работе. Контакты с ними становятся все более обезличенными, «бездушными» и формальными.
Нередко это сопровождается головной болью и простудой. Обычно после небольшого отдыха эти неприятные симптомы уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию вспыхивают с новой силой.
К сожалению обычно, человек, попавший в сети эмоционального выгорания даже не осознает, что с ним происходит. Он лишь испытывает растущее внутреннее раздражение, напряжение, тревогу и неприязнь к тем, кому призван помогать: клиентам, ученикам, посетителям.
Как правило, в такие моменты, человек не чувствует в себе сил даже для выполнения пустяковых дел. Требуется много усилий на то, чтобы заставить себя сходить в магазин, сделать деловой звонок, убрать в комнате.
Такая усталость может провоцировать состояние подавленности, апатию, вспышки раздражения, ощущение не проходящего напряжения и дискомфорта. Все чаще из головы вылетают важные дела. Становится очень трудно сосредоточиться на выполняемой работе. Любые мелочи буквально выводят из себя. В такие моменты «выгорающий» начинает искать способы «экономии эмоций». Старается побыть в одиночестве после работы, ограничить все контакты только самыми необходимыми людьми.
Если же это не удается, то срабатывает определенная защитная реакция. Она может выражаться в безразличии к партнеру, игнорировании его обращений, цинизме и даже агрессии.
Человек, переживающий это тягостное состояние обычно принимается искать причину происходящего в себе самом, уверенный в собственном бездушии и непрофессионализме. В результате увеличивается недовольство собой, снижается самооценка, ухудшается настроение. Ситуация усугубляется тем, что проблемы, о которых идет речь, как правило, не принято обсуждать и столкнувшемуся с ними кажется, будто другие не испытывали ничего подобного. Кризис может обостриться настолько, что наступает полное разочарование в жизни, глубокая депрессия.
К. Маслач (1978) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические.
К физическим относятся:
- усталость,
- чувство истощения,
- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды,
- частые головные боли,
- расстройства желудочно-кишечного тракта,
- избыток или недостаток веса,
- бессонница.
К поведенческим и психологическим относятся следующие симптомы:
- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ослабевает;
- работник рано приходит на работу и остается надолго;
- чувство невостребованности;
- легко возникающее чувство гнева;
- раздражительность;
- подозрительность;
- неспособность принимать решения;
- дистанционирование от учеников к дистанционированию от коллег;
- завышенное чувство ответственности за учеников;
- общая негативная установка на жизненные перспективы;
Более широкий взгляд на проблему эмоционального выгорания дает пять ключевых групп симптомов:
1) физические симптомы:
- усталость, физическое утомление, истощение;
- уменьшенный или увеличенный вес;
- недостаточный сон, бессонница;
- жалобы на общее плохое самочувствие;
- затрудненное дыхание, одышка;
- тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание;
- артериальная гипертензия (повышенное артериальное давление);
- боли в области сердца.
2) эмоциональные симптомы:
- недостаток эмоций, неэмоциональность;
- пессимизм, цинизм, черствость в работе и личной жизни;
- безразличие и усталость;
- раздражительность, агрессивность;
- тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
- депрессия, чувство вины;
- потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив;
- преобладание чувства одиночества;
3) поведенческие симптомы:
- во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть;
- безразличие к еде;
- отсутствие физических нагрузок;
- частое употребление табака, алкоголя, лекарств;
4) интеллектуальное состояние:
- уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
- уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе);
-безразличие к новшествам, нововведениям;
- отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании);
- формальное выполнение работы;
5) социальные симптомы:
- нет времени или энергии для социальной активности;
- уменьшение активности и интереса в области досуга, хобби;
- социальные контакты ограничиваются работой;
- скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;
- ощущение изоляции, непонимания окружающих и со стороны окружающих;
- ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Что делать, чтобы не сгореть на работе?
1. Соблюдать баланс «работа-досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера (не брать работу на дом).
2. Ходить в спортзал, заниматься бегом, танцевать или просто гулять (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин.). Главное, чтобы вам нравилось!
3. По возможности спите столько, сколько хотите, хотя бы в выходные.
4. Планируйте очередность, срочность выполнения дел, управляйте своим временем. Устраивайте частые короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные.
5. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции.
6. Разнообразьте свой досуг. Не сидите у телевизора вечерами.
7. Определите краткосрочные и долгосрочные цели (достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовосприятия);
8. Обладание умениями и навыками саморегуляции (определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
9. Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от «выгорания» является обмен информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
10. Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению эмоционального выгорания);
11. Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).
Предварительный просмотр:
Праздник для детей с ограниченными возможностями «Повеселимся от души»
Ведущий: Мы праздник сегодня откроем,
Нам ветер и дождь не помеха,
Ведь долго ждали, не скроем,
Нам всенародный день смеха.
На праздник, на общее веселье,
Мы пригласили в гости смех,
Забаву, Веселье и Развлеченье,
Шутку и юмор для потех!
На сцену выбегают два клоуна.
1 клоун – Клепа.
2 клоун – Тоша.
1 клоун: Здравствуйте ребята, а также их родители.
2 клоун: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
1 клоун: Тоша, а ты слышишь. Нам ребята отвечают? Здоровья нам желают?
2 клоун: Нет,
Клепа. Не слышу.
1 клоун: А ну-ка, ребята, давайте поздороваемся не только с нами, но и друг с другом.
2 клоун: А как же можно поздороваться со всеми сразу?
1 клоун: Очень просто – аплодисментами. Давайте ребята похлопаем друг другу. Что-то не всех слышно. Давайте еще разок похлопаем.
2 клоун: Давайте все вместе, с родителями.
1 клоун: Ну вот, мы и поздоровались.
2 клоун: А зачем же мы сюда пришли?
1 клоун: Как зачем? Поздравить ребят с праздником смеха и шуток. Нам без смеха просто жизни нет. Он нам нужен всюду и всегда.
2 клоун: И чтобы настроение поднять, мы приглашаем вас играть!
1 клоун: Игры будут не простые.
2 клоун: Но веселые, смешные.
1 клоун: Зато будет там жюри.
2 клоун: Ты нас этим не смеши.
1 клоун: Жюри нас будет судить и итог подводить.
2 клоун: А жюри, оно не страшное. Потому что тети наши все. Тетя Валя, тетя Таня и т.д.
1 клоун: Всех представили, ура.
2 клоун: Начинается игра.
1 клоун: Мы будем задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
2 клоун: А вы, дорогие родители. Не сидите. Подсказки у нас поощряются, а не возбраняются.
(Игра со зрителями)
1 клоун. Кто под проливным дождем не намочит волосы? (лысый)
2 клоун. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложкой)
1 клоун. Перед кем люди снимают шляпу? (перед парикмахером)
2 клоун. Что может случиться, если проглотить лягушку?(можно заквакать)
1 клоун. Что принадлежит вам, а вы пользуетесь этим реже, чем другие? (имя)
2 клоун. Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)
Ведущий: Доброй шуткой
Начинайте день, друзья!
Шуткой мудрой, шуткой чуткой,
Без которой жить нельзя!
Смех полезней человеку,
Чем хороший препарат.
Кто смеется, тот в аптеку
Ходит реже, говорят.
Ребята, давайте и мы с вами повеселимся, поиграем.
(Клоуны собирают команды).
1 клоун: Я собираю себе команду – ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
2 клоун: А я тогда соберу себе команду – НЕПОБЕДИМЫЕ. Вот и посмотрим, чья команда будет сильней.
1 клоун Игра «Нарисуй свою команду»
Дети по очереди бегут к ватману, и рисуют себя. По окончании конкурса будет нарисована вся команда.
2 клоун: Игра «Мачеха и золушка»
Игроки встают в ряд друг за другом. 1 игрок – мачеха – в руках корзина с 3-мя мячами, он бежит к стулу и разбрасывает мячи. Возвращается и отдает корзину следующему игроку – «золушке». Тот в свою очередь бежит и собирает и т.д.
1 клоун: Игра «Чудесный мешочек»
Из каждой команды по очереди выходят по одному игроку, и на ощупь должны отгадать что спрятано в мешочке.
2 клоун: Игра «Кто дальше»
Команды выстраиваются в колонны. Первые номера прыгают от линии старта, от места приземления 1-х номеров прыгают 2-е номера и т.д.
1 клоун: Игра «Удержи мяч»
Бегут двое (по 2 из каждой команды). Добегают до цели, встают лицом друг к другу, руки кладут друг другу на плечи, сжимают мяч между собой лбами и так продолжают дистанцию.
2 клоун: Игра «Посади и собери картофель»
1 игрок из каждой команды бежит с мешком и «садит» картофель. 2 игроки берут этот же мешок и бегут собирать картофель.
1 клоун: Игра «Принеси предметы»
В корзине лежат предметы (мяч, скакалка, свисток, шарик), по одному игроку с каждой команды бегут берут любой предмет и совершают какое-либо действие с предметом (свистят в свисток, надувают шарик и т.д.), затем возвращаются и бегут следующие игроки.
2 клоун Конкурс капитанов «Шнуровка».
Команда может поддерживать своего капитана.
1 клоун: Можно хлопать и кричать, чтоб капитана поддержать.
2 клоун: Капитаны себя проявили, сейчас должна проявить себя команда.
1 клоун: Этот конкурс на вашу сообразительность.
2 клоун: Чья команда быстрее ответит.
Ведущий: Ну что ребята, устали? Давайте отдохнем и разгадаем загадки.
- Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
- Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.(Смерч)
- Лучик солнца рано встал,
Зайке нос пощекотал,
Разбудил пчелу попутно:
«Эй, вставай, настало…!»
- Еж собрал грибов корзину,
Мишка – кузовок малины.
Им еду искать не лень –
Ведь трудились целый … .
- День прошел и крошка – гномик
Забирается в свой домик.
Зажигает сразу свечи.
Наступает темный … .
- Если на дворе темно
И луна глядит в окно,
Вечер улетает прочь,
Значит наступает … .
- Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает – где это бывает? (на море)
1 клоун: Игра «Попади в ворота»
Игроки с расстояния должны попасть мячом в ворота.
2 клоун: Игра: «С кочки на кочку»
Перепрыгивая с «кочки на кочку» добраться до цели и вернуться обратно.
Подведение итогов. Награждение команд.
1 клоун: Все конкурсы сыграны. Жюри уходит на подведение итогов. Ну, а чтобы вы не скучали. Для вас музыкальный номер. Песня « ».
2 клоун: А я покажу вам танец-игру « ».
1 клоун: И еще одна песня « ».
2 клоун: Итак, дается слово нашему многоуважаемому жюри. (оглашение итогов).
1 клоун: Молодцы, ребята. Вы оправдали названия своих команд.
2 клоун: И как всегда, победила дружба.
1 клоун: В мире живите вы, горя не зная,
Пусть все завидуют глядя на вас.
Будьте веселыми, будьте счастливыми,
Тысячу, тысячу, тысячу раз!
2 клоун: Ищите улыбку, цените улыбку,
Дарите улыбку друзьям.
Любите улыбку, храните улыбку –
Нам жить без улыбки нельзя!
Ведущий: Окончился праздник, настал расставания час,
Шутили, играли и нас согревали.
Улыбки и блеск ваших глаз.
Запомните этот веселый день смеха
А мы не забудем о вас.
Предварительный просмотр:
Карта индивидуального развития ребенка.
Фамилия, имя _________________
Возраст ______________________
Дата начала наблюдения________
Показатели | Критерии | Оценка качества (в баллах) во времени | ||
Исходное состояние | Через полгода | Через год | ||
1.Уровень сформированных ведущих психических процессов. | 1.Память. 2.Воображение. 3.Мышление. 4.Внимание. 5.Восприятие. | |||
2.Уровень творческого потенциала обучающегося. | 1.Самостоятельность. 2.Интерес к занятиям. 3.Удовлетворенность обучающегося реализацией творческого потенциала. 4.Участие в выставках, конкурсах. | |||
3.Уровень развития коммуникативности обучающегося. | 1.Словарный запас. 2.Устная речь. 3.Сформированность умения общаться. | |||
4.Уровень физического развития. | 1.Общее физическое развитие | |||
5.Уровень тревожности. | ||||
6.Адаптация. |
Исходя из этих карт в конце года составляется психолого-педагогический профиль всей группы в целом.
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
К ним относят: детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднеоглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексным нарушением психического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые дети и др.); с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; детей с психопатическими формами поведения и др.
Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. К этой категории относятся, прежде всего, педагогически запущенные дети. Задержка психического развития у них вызвана не патологией, а дефицитом внимания со стороны взрослых на этапах дошкольного детства и младшего школьного возраста. Эти дети, наряду с детьми, имеющими задержки психического развития по причине патогенных воздействий в различные периоды жизни, обучаясь в общеобразовательной школе, попадают в число учащихся с отклонениями в поведении и неуспевающих.
К числу детей с проблемами в развитии относят также и тех, у кого нарушены функции в познавательной сфере (внимание, память); детей с заторможенными, замедленными реакциями; детей с теми или иными физическими дефектами, которые не вызывают стойких нарушений психических функций.
Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети-инвалиды. Инвалидность, в соответствии с принятой классификацией, трактуется как социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Основные факторы и условия психического и личностного развития ребенка
Проблема развития — центральная проблема современной психологии. Ученые всегда задавались вопросом, как беспомощный младенец за сравнительно короткий промежуток времени превращается в сознательную личность, что лежит в основе этого процесса.
Долгое время эта проблема рассматривалась в русле метафизической теории двух факторов: наследственности и внешней среды, которые в качестве неизменных сил якобы фатальным образом предопределяли ход развития детской психики. Причем, не вдаваясь в анализ природы и специфики самого изучаемого процесса, одни авторы решающим фактором считали наследственность (Ж. Руссо), другие называли среду (Джон Локк), третьи полагали, что эти два фактора взаимодействуют, конвергируют друг с другом (В. Штерн).
Современный взгляд на процесс развития психики сложился в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, они установили, что психика человека, в отличие от индивидуального развития психики животного в онтогенезе, имеет свои специфические особенности и условия развития. В процессе развития психики животного основное значение имеет проявление двух форм опыта: видового — передаваемого генетически и индивидуального — приобретаемого на основе научения. В развитии психики ребенка, наряду с названными видами опыта, возникает и начинает играть ведущую роль особая форма опыта — социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
В процессе усвоения этого опыта и происходит формирование личности одновременное с приобретением отдельных знаний и умений, развитием задатков и способностей. Причем, дети усваивают общественный опыт в активной форме, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.
Согласно вышеизложенной теории, человек рассматривается как биосоциальное существо, как продукт истории и одновременно как часть природы. Отсюда следует вывод: на его развитие влияют два основных фактора — биологический (природный) и социальный (социальная среда).
Биологический фактор — объединяет два понятия: наследственные качества, заложенные в генетической программе каждого человека, а также некоторые соматические и психические заболевания, дефекты, возникшие при жизни, в период внутриутробного развития и обусловленные не наследственностью, а инфекциями, травмами, болезнью матери, воздействием на плод алкоголя, наркотических веществ или других интоксикаций.
Носителями наследственности являются гены. Гены — это устойчивые биологические структуры. Однако под влиянием некоторых факторов (радиационное облучение, сильно воздействующие вещества) структура генов может изменяться, происходит их мутация. В результате на свет появляются дети с физическими недостатками в виде отсутствия пальцев или их большего числа на руках и ногах, с дефектами лица или ротовой полости типа «заячья губа», «волчья пасть», с нарушениями мозговых структур и др.
Вместе с тем, врожденные и наследственные свойства организма человека не определяют содержание и структуру психики. Они являются лишь анатомо-физиологическими предпосылками для формирования новых видов психической деятельности. Решающую роль в развитии личности играют социальные факторы, т. е. социальная среда, окружающие нас люди, с которыми мы взаимодействуем. Жизнь в обществе людей — основное условие психического и личностного развития ребенка. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт обращения с предметами быта и труда, овладевает речью, нравственными нормами и правилами человеческого поведения. Причем, развитие ребенка осуществляется как под влиянием непосредственного окружения (родители, родственники, сверстники), так и под воздействием различных средств массовой информации, социальных, экономических, политических условий жизни и других факторов.
Согласно теории культурно-исторического происхождения высших психических функций (Л.С. Выготский), развитие специфических человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи возможно только в общении, в определенных социальных условиях жизни. Особую роль в этом процессе играет развитие речи. Под действием «речевых знаков» и социальных условий жизни психика «очеловечивается», и биологическая особь с ее инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо. Развитие сознательной личности, ее духовного богатства Л.С. Выготский ставил в зависимость от характера пользования «речевыми сигналами», которые развиваются по социальным законам, в процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности с другими людьми.
Подчеркивая решающую роль наследственности и среды в развитии психики ребенка и в формировании его как личности, надо иметь в виду, что эффект этого воздействия не может быть реализован, если ребенок не проявит собственной активности. Только в процессе активной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми ребенок будет испытывать ее влияние, и лишь тогда в этой деятельности смогут проявиться его наследственные особенности.
Формы проявления активности детей отличаются большим многообразием: от манипулятивных действий с предметами до созидательной, творческой активности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир, проявляет себя и развивается. Но социальным опытом дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых. Эффект развития ребенка во многом зависит от умения взрослых управлять активностью ребенка. Развивающие возможности каждого вида деятельности зависят от особенностей ее организации, условий протекания, понимания взрослым целей, задач и способностей ребенка, необходимых для ее выполнения, способов и приемов ее осуществления.
Так, если ребенок страдает нарушениями слуха и имеет сохранный интеллект, полезно подобрать такие виды деятельности и организовать их таким образом, чтобы учитывались его физическое состояние, потребности в познании окружающего мира и общении, чтобы они были интересны и полезны для развития. Для ребенка с названным видом нарушения будут представлять интерес: работа на компьютере, игра в шахматы, познавательные игры, игры со сверстниками, работа в мастерских различного профиля, просмотр телепередач и т. д.
Таким образом, развитие психики и формирование личности ребенка, усваивающего социальный опыт, происходят не автоматически, а путем активного взаимодействия со средой, в процессе обучения и воспитания.
Вместе с тем, рассмотренные факторы, имея важное значение для понимания сущности психического и личностного развития ребенка, его общих и индивидуальных особенностей, являются лишь условием, необходимыми предпосылками, а не движущими причинами формирования человеческой психики. Развитие психики ребенка можно представить в виде постепенных количественных накоплений, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. Под развитием понимается не только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств. Например, обучаясь письму, ребенок сначала пишет палочки, затем кружочки, буквы, слоги, слова, а через определенное время у него появляется способность записывать мысли, не задумываясь над правописанием букв. Это пример того, как сформировалась функция письма, т. е. возникло новое качество.
По такому же пути идет формирование других психических функций в интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной и других сферах личности ребенка. Однако процесс перехода количественных изменений в качественные не всегда проявляется наглядно. Он может быть растянут во времени, протекать вяло, а некоторые свойства личности вообще могут развиваться в нежелательном направлении.
В числе наиболее часто встречающихся противоречий у детей и подростков с отклонениями в развитии могут быть расхождения между потребностями в общении и трудностями в их реализации, в неадекватном желании иметь друга, подругу, участвовать в играх с нормальными сверстниками, учиться не в специальной, а обычной школе и многие другие. Надо иметь в виду, что названные и другие противоречия, возникающие у детей, имеющих жизненные ограничения, могут протекать более болезненно и остро, чем у «нормальных» детей, причем многие из них не могут их разрешить самостоятельно, им нужна помощь взрослых. Например, если ребенок страдает нарушением функций опорно-двигательного аппарата и обучается по этой причине на дому, ему, чтобы удовлетворить потребность в общении, надо помочь найти товарища, организовывать встречи со сверстниками и т. п.
При успешном разрешении внутренних противоречий, возникающих у детей с ограничениями жизнедеятельности, личность ребенка развивается без осложнений, в случае же неудач конфликты ребенка с окружающей средой усугубляются.
Таким образом, движущей силой психического развития ребенка является постоянное разрешение противоречий между возникающей потребностью в новых формах общения, взаимоотношений с людьми и старыми способами их разрешения.
Вторичные нарушения в психике как результат воздействия социальных факторов
Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, имеет дело не с самой болезнью или дефектом, а с их последствиями, т. е. вторичными нарушениями. Понятие «вторичные дефекты» введено в психологическую практику Л.С. Выготским. Изучая специфику процесса развития нормального и аномального ребенка, он обратил внимание на то, что всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или умственная отсталость — вызывает в поведении ребенка как бы социальный вывих. Ребенок, родившийся с физическими или психическими недостатками, приобретает особую социальную позицию даже в своей семье, его отношения с окружающими людьми начинают протекать по-иному, чем у нормальных людей. То есть имеющийся у ребенка дефект влечет за собой не только нарушение его деятельности по отношению к физическому миру, но, прежде всего, разрыв всего комплекса взаимосвязей, которые определяют функции общественного поведения ребенка.
Когда, например, перед нами слепой ребенок как объект воспитания, замечает Л.С. Выготский, то приходится иметь дело не столько со слепотой самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого при вхождении в жизнь. Психика слепого возникает не первично — из самого физического дефекта, а вторично — из тех социальных последствий, которые вызываются физическим дефектом. Поэтому с педагогической точки зрения воспитание такого ребенка сводится к тому, чтобы «выправить» социальные вывихи.
На основании теоретических обобщений названных особенностей развития и исходя из понимания дефекта как системного образования, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии детей две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.), и вторичные, возникающие опосредованно — в процессе аномального социального развития.
Так, если глухота возникла до овладения речью, как следствие наступает немота, то есть вторичный дефект развития глухого ребенка. Такой ребенок сможет овладевать речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности и т. д. Трудности у глухих детей в овладении устной речью, имеющей первостепенное значение для формирования познавательной деятельности, приводят к нарушению у них словесно-логического мышления. Речевые нарушения, затрудняющие общение с окружающими, могут отрицательно влиять на формирование характера и нравственных качеств.
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация. Дефект, в той или иной мере препятствующий общению, тормозит приобретение знаний и умений. Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженные самооценка и уровень притязаний, аутистические черты и т. д.).
На своеобразие возникновения вторичных нарушений у детей с отклонениями в развитии активно влияют условия окружающей среды, специально организованное обучение, воспитание и социально-реабилитационная деятельность. Конфликты со средой у индивида, имеющего те или иные жизненные ограничения, возникают тогда, когда он начинает осознавать свое поведение, сравнивая себя с другими людьми. Особенно заметными они бывают у подростков и старших школьников, когда у них появляются такие психические новообразования, как самооценка и самосознание.
Психика человека — тот инструмент, который позволяет нам отражать окружающую действительность, выстраивать последовательную программу действий (осуществлять выбор действия), а затем действовать. Отражение человеческим сознанием всего многообразия окружающих его предметов и явлений представляет собой познание объективного мира.
Все многообразие форм отражения в психологии делят на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Психические процессы связанны с непосредственной познавательной деятельностью. Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности. Они выполняют различные функции: познавательную, регулятивную, коммуникативную. К ним относят: ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, речь.
Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Каждое состояние характеризуется одним или несколькими параметрами, выделяющими его из множества состояний. Доминирование в состоянии того или иного уровня активности определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт обеспечивает это состояние. К психическим состояниям относятся: проявления чувств —настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и пр.; проявления внимания — сосредоточенность, рассеянность; проявления воли — решительность, растерянность, собранность; проявления мышления — сомнения; проявления воображения — грезы; патологические формы психических состояний — навязчивые состояния и др.
Свойства личности — устойчивые качества, которые человек приобрел в процессе жизни (интеллектуальные, эмоционально-волевые и др.). Они формируются в процессе деятельности и общения на базе психических процессов и состояний.
Психические образования. К ним относят результаты психической деятельности — особенности развития и саморазвития человека. Это приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т. п.
Психический мир человека — это сложное системное образование. И как в любой системе, возникшие отклонения в одной из ее составляющих влекут за собой изменения в функционировании системы в целом. Исходя из такого подхода, напрашивается вывод, что любое вторичное нарушение — это не только следствие воздействия патогенных факторов, в частности, первичного дефекта на определенный структурный компонент психики, но и на психику и личность как систему в целом. Можно предположить, что вторичные образования — это своего рода защитные механизмы, направленные на стабилизацию системы. Они могут складываться спонтанно (вторичные нарушения) и не всегда способствовать нормальной деятельности, в других случаях — формироваться целенаправленно (новые формы поведения), то есть посредством воспитательных, коррекционных или социально-реабилитационных воздействий.
Вторичные нарушения могут формироваться на всех структурных уровнях психического мира человека: на уровне бессознательного — привычки, влечения, потребности; на уровне подсознания — автоматические формы поведения, навыки, умения, комплексы; на уровне сознания — произвольные формы поведения. Но в конечном итоге они сказываются на поведении человека в целом. Например, комплекс неполноценности, возникающий у большинства детей с отклонениями в развитии, — это не что иное, как вторичное нарушение, сложившееся по причине осознания того или иного жизненного ограничения и укоренившееся в подсознании.
Чтобы его разрушить, надо знать, как оно появилось, как формируется, каким образом проявляется в жизни и как можно преодолеть, сформировать на его базе новые формы поведения. Ответ на этот вопрос во многом дает теория высших психических функций, предложенная Л.С. Выготским. Разработка этой теории позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой.
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В основе представлений о высших психических функциях как социально обусловленных психических образованиях лежит методологическое положение об общественно-историческом происхождении психики человека и определяющей роли трудовой деятельности в формировании его сознания. Л.С. Выготский выделил два уровня психических явлений: натуральные, определяемые генетическим фактором, и «культурные», формирующиеся под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру.
Важнейшая особенность высших психических функций — их опосредованность различными «психологическими орудиями», т. е. знаковыми системами, являющимися результатом длительного общественно-исторического развития. Ведущую роль среди «психологических орудий» играет речь, представляющая универсальный способ их формирования. Появление высших психических функций определяется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний процесс.
Вторая важнейшая черта высших психических функций, характеризующая логику их развития, — постепенное свертывание, погружение и превращение в произвольные действия.
Исходным материалом для развития высших психических функций выступают внешние действия, совершаемые ребенком. По мере усвоения им знаний и автоматизации умственных операций необходимость внешних действий отпадает, они заменяется сокращенной внутренней речью, которая является основой формирования умственных действий. Процесс превращения внешних действий во внутренние психологические действия определяется понятием интериоризация. У ребенка происходит постепенное смешение акцентов: сначала он познает мир благодаря действиям, затем в образах, далее формируется символическое представление мира — через язык и мышление.
Третья определяющая характеристика высших психических функций — произвольность. Однако это не значит, что каждая из них реализуется всегда под сознательным контролем. Возникнув как произвольная, в дальнейшем она может проявляться и как произвольная и как непроизвольная. Когда действия с внешними предметами преобразуются в процессы в умственном плане, они подвергаются специфической трансформации. Начальные стадии всегда связаны с развернутыми внешними действиями, затем число и характер действий изменяется, сокращается, и, наконец, наступает завершающая стадия, когда нет внешних действий — они стали произвольными. Результатом этого процесса является формирование на психофизиологическом уровне так называемых функциональных органов. Функциональный орган — это система нервных центров, между которыми в результате тренировки устанавливаются особо прочные связи, обладающие большой устойчивостью.
Итак, психика человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, возникает не первично — из самого физического дефекта, но вторично — из тех социальных последствий, которые вызваны физическим дефектом. Следовательно, для уменьшения этих последствий или же их устранения нужны социальные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...
Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...