Статья «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с привлечением родительского потенциала»
статья (старшая группа)

БЕСТОВА АИДА БЕКБУЛАТОВНА

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное дошкольное  общеобразовательное  учреждение   детский сад №88

Статья: « Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с привлечением родительского потенциала»

                    (распространение опыта)

Подготовила:

Воспитатель

Бестова А.Б.

                                           

Г. Санкт-Петербург

2018.г

         Проблема взаимодействия детского  сада с семьей  всегда была актуальной и сложной. Как сложно бывает порой достучаться до пап и мам. К родителям, как и к детям нужен особый подход, т. к. они тоже разные - сложные, занятые, спешащие…  Чем и как  заинтересовать родителей? Этот вопрос задают себе многие  воспитатели. Этот вопрос задавала себе и я, когда три года назад взяла младшую группу.  Как сделать родителей участниками  педагогического процесса? Я выбрала для себя  стратегию,    направленную    на установление  эмоционального   контакта между родителями, педагогами  и детьми.

       В вопросах воспитания детей  приоритетным  и душевно близким  для меня является  экологическое воспитание.  Я  считаю его интересным, увлекательным, притягательным, востребованным. Я думаю, что многие со мной согласятся, если скажу, что оно очень тесно переплетается с патриотическим воспитанием.   М. Пришвин  сказал  :  «Любить природу - значит  любить свою Родину».

        Наша профессия, профессия-воспитатель,  стоит у истоков создания мировоззрения детей, как будущего поколения. Многое зависит  от нас, какими вырастут наши воспитанники. Будут ли они ломать деревья  или любоваться закатом, будут ли оставлять после себя горы мусора в лесу  или наслаждаться пением птиц. В дошкольном возрасте усвоение основ  экологического воспитания наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее -  дело очень сложное. Мы сами должны жить в гармонии с природой, и своим личным примером демонстрировать  правильное отношение к природе.

         Годы совместного тесного  сотрудничества  с семьями  моих воспитанников  позволило мне расставить нужные акценты в моей педагогической  работе. Конечно это  «больные» точки родителей, которые нуждаются в помощи педагога. Проведенные  педагогические консультации  разной тематики,  открытые занятия по предметам, тематические родительские собрания и индивидуальные беседы, создание группы в сети интернет, в  которой обсуждается наболевшие проблемы воспитания детей, происходит диалог  родителей и воспитателя, который дает результаты.  Это и является тесным  сотрудничеством в педагогической работе. Это сотрудничество позволило мне выбрать, еще одну   стратегию, в форме маршрута выходного дня. Один раз в месяц мы с детьми  и с их  родителями в выходной день отправляемся  по предложенному мной маршруту.

      Первой  точкой  отправления была –  библиотека, где мы познакомились с читательским залом, с авторами книг экологического содержания, с Красной книгой… Книги всегда находят эмоциональный отклик в детях, особенно, если это за пределами группы, то  это вдвойне полезнее. И памятнее, и позитивнее.

        Продолжая путешествие в рамках маршрута выходного дня,   мы отправились с детьми и их родителями  на совместную прогулку в  сосновый парк.       Такая  форма работы  позволяет  детям получить эстетическое удовлетворение, познание окружающего  мира, и конечно  - оздоровление . 

Мы наблюдали за птицами, кормили их, любовались ими. У детей возникло множества вопросов: «почему они не мерзнут в холодной воде, для чего ныряют, почему не улетают?».   Мы устроили небольшие соревнования, вместе с родителями.   Играли в подвижные игры  « Кладоискатели»,  «Змейка», « Горячая картошка».

     Следующей  точкой  отправления  по маршруту выходного дня  стала  - экскурсия в  Музей Воды, на программу « Путешествие в Лапландию» .Программа с экологическим направлением, том что надо беречь воду и как это сделать. Задача,  которую я ставлю перед собой  , помочь детям  почувствовать себя юными защитниками природы  . Экскурсии  выполняют и познавательную функцию, и воспитательную- умение вести себя в общественных местах, и коммуникативную функцию- сплочение  коллектива, уважительное отношение друг к другу.  

       Я обратилась еще к одной  не традиционной  форме работы с родителями постановка спектаклей.  Честно сказать,   я даже не предполагала, такого отклика со стороны родителей. Все родители активно  принялись  выбирать роли, кропотливо учить слова, шить костюмы, «вживаться»  в роли. С большим  удовольствием  родители собирались на всех  репетициях,  несмотря на плотный рабочий график. Самое удивительное, что роли 12  месяцев  исполняют  папы, которые в жизни очень застенчивы, стеснительны , неактивны, в сравнении с мамами.  И вот    в  канун Нового года   родители нашей группы показали для своих детей спектакль   «12 месяцев»  Конечно,  моей целью являлось   совместное сотрудничество с родителями,  сплочение коллектива.  

      Нашла отклик у родителей  еще  одна из форм совместной деятельности это- выставки подделок экологического содержания.  В рамках учебного  проекта « Мой город, моя страна»  мы с родителями провели выставку подделок из бросового материала. Работы были интересные, забавные, некоторые удивили неожиданным решением.

                   И еще я очень хочу, что бы мои дети,  знали и любили  экологию своего  региона. Так как мы живем в городе Санкт-Петербург, дети  должны знать и я им об этом рассказывала , что первым экологом нашего города, можно считать Петра Первого. Он многое сделал, он лично участвовал в проектировании парков, прудов, каналов, по его приказу в город привозились певчие пернатые, для того чтобы радовать посетителей парков своим пением. Он подписал более 60 указов, регулирующих охрану природы. В нашем городе есть Красная Книга, в которой находится список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов грибов, растений, животных на территории СПБ. Мы тоже создали свою Красную Книгу.

     Особый положительный отклик в душе ребят находят животные. Называя животных  « братья наши меньшие», дети  в этом возрасте по-настоящему тепло и душевно к ним относятся.   Интересным  и  познавательным для детей и их родителей   стало посещение Зоологического музея. Получив массу положительных эмоций, ребята  открыли для себя удивительный мир животных -  от древних мамонтов до бабочек.

     Конечно,  не могли обойти стороной тему  « блокадного кусочка хлеба»  Поэтому следующей точкой нашего путешествия в рамках маршрута выходного дня -  стало  посещение музея Хлеба, на программу «Колобок»  В музее  мы   посетили  выставку блокадной тематики. Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войне  должен оставаться в памяти поколений.

       Нельзя забывать , что мы живем в «культурной» столице нашей родины. Хочется с детства прививать детям любовь к театру,  умение красиво себя вести в обществе, развивать навыки культурного человека. Путешествие наше продолжается, мы  с детьми и их родителями посетили театр «Аквариум» - спектакль «Подарки Богов». Красиво одеты, с хорошими манерами, с веселым настроением мои ребята смотрели спектакль, аплодировали артистам. Примерили на себя  роль «культурного» петербуржца. Очень хочется надеяться, что и в будущем ребята будут достойно носить  " звание петербуржца»  и будут ему соответствовать.

     В результате проделанной работы есть положительная динамика.

     У детей появилась познавательная мотивация,  дети стали понимать необходимость бережного  отношения к природе. У их родителей появилось желание совместного с детьми  времяпрепровождения, и понимание совместного с педагогами решения воспитательных задач.


Список использованной литературы

Богомолова, З.А.   «Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях  сотрудничества в ДОУ .» М.-2005.

Агавелян М.Г . Данилова Е.Ю. Чечулина О.Г. « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»- М.ТЦ Сфера 2009.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» М.- Детство-пресс 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста,  а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...