Статья «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с привлечением родительского потенциала»
статья (старшая группа)
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_vzaimosvyaz_roditeley_i_sadana_ped.sovet_-_kopiya.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №88
Статья: « Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с привлечением родительского потенциала»
(распространение опыта)
Подготовила:
Воспитатель
Бестова А.Б.
Г. Санкт-Петербург
2018.г
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и сложной. Как сложно бывает порой достучаться до пап и мам. К родителям, как и к детям нужен особый подход, т. к. они тоже разные - сложные, занятые, спешащие… Чем и как заинтересовать родителей? Этот вопрос задают себе многие воспитатели. Этот вопрос задавала себе и я, когда три года назад взяла младшую группу. Как сделать родителей участниками педагогического процесса? Я выбрала для себя стратегию, направленную на установление эмоционального контакта между родителями, педагогами и детьми.
В вопросах воспитания детей приоритетным и душевно близким для меня является экологическое воспитание. Я считаю его интересным, увлекательным, притягательным, востребованным. Я думаю, что многие со мной согласятся, если скажу, что оно очень тесно переплетается с патриотическим воспитанием. М. Пришвин сказал : «Любить природу - значит любить свою Родину».
Наша профессия, профессия-воспитатель, стоит у истоков создания мировоззрения детей, как будущего поколения. Многое зависит от нас, какими вырастут наши воспитанники. Будут ли они ломать деревья или любоваться закатом, будут ли оставлять после себя горы мусора в лесу или наслаждаться пением птиц. В дошкольном возрасте усвоение основ экологического воспитания наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее - дело очень сложное. Мы сами должны жить в гармонии с природой, и своим личным примером демонстрировать правильное отношение к природе.
Годы совместного тесного сотрудничества с семьями моих воспитанников позволило мне расставить нужные акценты в моей педагогической работе. Конечно это «больные» точки родителей, которые нуждаются в помощи педагога. Проведенные педагогические консультации разной тематики, открытые занятия по предметам, тематические родительские собрания и индивидуальные беседы, создание группы в сети интернет, в которой обсуждается наболевшие проблемы воспитания детей, происходит диалог родителей и воспитателя, который дает результаты. Это и является тесным сотрудничеством в педагогической работе. Это сотрудничество позволило мне выбрать, еще одну стратегию, в форме маршрута выходного дня. Один раз в месяц мы с детьми и с их родителями в выходной день отправляемся по предложенному мной маршруту.
Первой точкой отправления была – библиотека, где мы познакомились с читательским залом, с авторами книг экологического содержания, с Красной книгой… Книги всегда находят эмоциональный отклик в детях, особенно, если это за пределами группы, то это вдвойне полезнее. И памятнее, и позитивнее.
Продолжая путешествие в рамках маршрута выходного дня, мы отправились с детьми и их родителями на совместную прогулку в сосновый парк. Такая форма работы позволяет детям получить эстетическое удовлетворение, познание окружающего мира, и конечно - оздоровление .
Мы наблюдали за птицами, кормили их, любовались ими. У детей возникло множества вопросов: «почему они не мерзнут в холодной воде, для чего ныряют, почему не улетают?». Мы устроили небольшие соревнования, вместе с родителями. Играли в подвижные игры « Кладоискатели», «Змейка», « Горячая картошка».
Следующей точкой отправления по маршруту выходного дня стала - экскурсия в Музей Воды, на программу « Путешествие в Лапландию» .Программа с экологическим направлением, том что надо беречь воду и как это сделать. Задача, которую я ставлю перед собой , помочь детям почувствовать себя юными защитниками природы . Экскурсии выполняют и познавательную функцию, и воспитательную- умение вести себя в общественных местах, и коммуникативную функцию- сплочение коллектива, уважительное отношение друг к другу.
Я обратилась еще к одной не традиционной форме работы с родителями постановка спектаклей. Честно сказать, я даже не предполагала, такого отклика со стороны родителей. Все родители активно принялись выбирать роли, кропотливо учить слова, шить костюмы, «вживаться» в роли. С большим удовольствием родители собирались на всех репетициях, несмотря на плотный рабочий график. Самое удивительное, что роли 12 месяцев исполняют папы, которые в жизни очень застенчивы, стеснительны , неактивны, в сравнении с мамами. И вот в канун Нового года родители нашей группы показали для своих детей спектакль «12 месяцев» Конечно, моей целью являлось совместное сотрудничество с родителями, сплочение коллектива.
Нашла отклик у родителей еще одна из форм совместной деятельности это- выставки подделок экологического содержания. В рамках учебного проекта « Мой город, моя страна» мы с родителями провели выставку подделок из бросового материала. Работы были интересные, забавные, некоторые удивили неожиданным решением.
И еще я очень хочу, что бы мои дети, знали и любили экологию своего региона. Так как мы живем в городе Санкт-Петербург, дети должны знать и я им об этом рассказывала , что первым экологом нашего города, можно считать Петра Первого. Он многое сделал, он лично участвовал в проектировании парков, прудов, каналов, по его приказу в город привозились певчие пернатые, для того чтобы радовать посетителей парков своим пением. Он подписал более 60 указов, регулирующих охрану природы. В нашем городе есть Красная Книга, в которой находится список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов грибов, растений, животных на территории СПБ. Мы тоже создали свою Красную Книгу.
Особый положительный отклик в душе ребят находят животные. Называя животных « братья наши меньшие», дети в этом возрасте по-настоящему тепло и душевно к ним относятся. Интересным и познавательным для детей и их родителей стало посещение Зоологического музея. Получив массу положительных эмоций, ребята открыли для себя удивительный мир животных - от древних мамонтов до бабочек.
Конечно, не могли обойти стороной тему « блокадного кусочка хлеба» Поэтому следующей точкой нашего путешествия в рамках маршрута выходного дня - стало посещение музея Хлеба, на программу «Колобок» В музее мы посетили выставку блокадной тематики. Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войне должен оставаться в памяти поколений.
Нельзя забывать , что мы живем в «культурной» столице нашей родины. Хочется с детства прививать детям любовь к театру, умение красиво себя вести в обществе, развивать навыки культурного человека. Путешествие наше продолжается, мы с детьми и их родителями посетили театр «Аквариум» - спектакль «Подарки Богов». Красиво одеты, с хорошими манерами, с веселым настроением мои ребята смотрели спектакль, аплодировали артистам. Примерили на себя роль «культурного» петербуржца. Очень хочется надеяться, что и в будущем ребята будут достойно носить " звание петербуржца» и будут ему соответствовать.
В результате проделанной работы есть положительная динамика.
У детей появилась познавательная мотивация, дети стали понимать необходимость бережного отношения к природе. У их родителей появилось желание совместного с детьми времяпрепровождения, и понимание совместного с педагогами решения воспитательных задач.
Список использованной литературы
Богомолова, З.А. «Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ .» М.-2005.
Агавелян М.Г . Данилова Е.Ю. Чечулина О.Г. « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»- М.ТЦ Сфера 2009.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» М.- Детство-пресс 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста, а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...
Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...