Занятие-эксперимент
план-конспект урока на тему

Рязанцева Нина Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekperiment_s_ispolzovaniem_peska.doc29 КБ
Microsoft Office document icon dlya_chego_nuzhna_voda.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия с использованием экспериментирования для 2 младшей группы «ПИРОЖКИ ДЛЯ МИШКИ» 
ЦЕЛЬ: 
Учить детей решать проблему путем поиска решения; развивать мышление, речь, воспитывать нравственные качества у детей - отзывчивость, стремление помочь в трудную минуту. 

Материалы и оборудование: 
Костюм Медведя, корзина, формы и совочки для песка по количеству детей, два больших таза с песком, вода. 

Предварительная работа: игры с песком, чтение сказки «Маша и Медведь». 

Воспитатель: Все садитесь рядком 
Поиграем ладком 
Приготовьте ушки, глазки. 
Начинаем нашу сказку 
Я сегодня в сад пришла 
Мишку- ревушку нашла. 
Мишка плакал возле сада: 
«В детский сад хочу, к ребятам!» (слова Автора) (Медведь заходит с ревом у-у-у) . 

Воспитатель: Что Мишенька случилось? Почему ты так плачешь? Медведь: Послала меня Машенька отнести пирожки бабушке и дедушке. Да строго-настрого наказывала: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». «У-У-У» (плачет) 
Я шел, шел, сел на пенек и съел пирожок, а потом еще один. Так все и съел. Что я теперь Машеньке скажу? А тут Сорока-Белобока летела и подсказала: «Иди к ребятам в детский сад. Они все умеют и помогут». 
- А вы правда мне поможете? 
Воспитатель: Конечно, мы тебе поможем, присаживайся. 
Ребенок (читает стихотворение): 
Мишка, Мишка! Лежебока! 
Спал ты долго и глубоко. 
Зиму целую проспал. 
И на елку не попал, 
И на санках не катался, 
И снежками не кидался. 
Все бы Мишеньке храпеть. 
Эх ты, Мишенька, Медведь! 
Воспитатель: Видишь, сколько интересного происходит у нас в детском саду. 
Конечно, мы тебе поможем. 
-Ребята, а как мы можем помочь Мишке? Где мы возьмем пирожки? Дети дружно: «Нарисовать, купить, слепить,...» 
Воспитатель: А чтобы ты, Мишенька, пирожки не съел, мы их слепим из песка. 
Бабушка поставит их в волшебную печку и они превратятся в 
настоящие. А ты посиди и посмотри, как мы это сделаем. Давайте подойдем к столам и посмотрим, все ли у нас есть для лепки. Проверяем: (песок, формочки, доски, салфетки, (дети пытаются лепить, пирожки рассыпаются) 
Дети: Пирожки не получаются. 
Воспитатель: Почему? 
Дети: Песок рассыпается. 
Воспитатель: Из чего состоит песок? 
Дети: Из маленьких песчинок. 
Воспитатель: -Как нам соединить их? 
Дети:-Добавить воду. (добавляют воду) 
Воспитатель: -Песок стал мокрый, песчинки не рассыпаются. Давайте слепим пирожки. (дружно лепят). 
Воспитатель: - Из какого песка можно лепить? Из сухого или мокрого, сырого? 
Дети:-Сырого. 
Воспитатель:-Как получить сырой песок? 
Дети: Добавить воду. 
Воспитатель:- А теперь мальчики будут изображать «сухие песчинки», а девочки-«капельки воды». Встаем в круг, соединяем песок. Вот какой получился большой пирог! 
Давайте водить хоровод! 
Как для Маши и для Миши 
Испекли мы пирожок. 
Вот такой ширины, 
вот такой ужины, 
Вот такой вышины, 
вот такой нижины. 
Из песочка и водички 
бабушке и дедушке! 
Дети и воспитатель: Неси, Мишенька, пирожки и к нам приходи. 
Мы всегда помочь рады! 



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Для чего нужна вода?»

Задачи: расширить знания о свойствах воды, различных её состояниях (жидком, газообразном, твёрдом); о значении для всего живого; познакомить с понятием «круговорот воды в природе», источниками питьевой воды; прививать бережное отношение к воде; формировать потребность, желание экономить воду, сохранять её; активизировать, обогащать словарь детей; развивать связную речь; формировать навыки составления предложений; развивать логическое мышление, познавательный интерес.

Материал: 2 подноса, 1 стеклянная банка, 10 стаканов, фильтрующая бумага, 2 разрезные картинки водоёма, схема круговорота воды в природе, 2 ведёрка, «комки» снега (смятая бумага), глобус, чайник, зеркальце.

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель (В.). Кто это к нам стучится?

Входит почтальон Печкин, приносит телеграмму и пакет от жителей озера —Русалки и Водяного. Они сообщают, что с водоёмом случилась беда, он погибает. Русалка и Водяной просят о помощи, люди загрязнили озеро. Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели...

В. Только мы, ребята, можем им помочь (достаёт из пакета банку с грязной водой). Эта банка волшебная. Вода в ней грязная, и в озере она грязная, но если в банке вода станет чистой, то и в озере очистится. Для того чтобы всё получилось, необходимо выполнить условие: грязную воду должны очистить мы все вместе — только тогда произойдёт волшебство, и озеро станет совсем чистым. Мы сейчас пойдём в лабораторию, очистим воду из волшебной банки и вернём её уже чистую Русалочке и Водяному. Для этого будем использовать фильтры (специальная фильтрующая бумага).

Очистив воду, дети передают банку Печкину. Он их благодарит: вода стала чистой, прозрачной. Теперь Водяной сможет видеть в воде, рыбки станут здоровыми, прилетят птицы.

Печкин. Ребята, а сейчас вы сможете увидеть озеро, собрав разные картинки (2 подгруппы детей собирают разрезные картинки озера). Раздаётся шум воды из крана.

В. Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода? (Из рек, озёр, из-под земли.)

Но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом.

Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река. Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран. Ребята, скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках и озёрах не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и она превращается в пар. (В группу вносят только что закипевший электрический чайник, из носика которого идёт пар. Воспитатель подставляет к носику сухое чистое стекло, и на нём образуются капельки воды. Это пар, попав на холодное стекло, опять превращается в воду.)

В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)

В. А сейчас мы с вами поиграем.

(Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. В игре участвует Печкин.)

В. Наш круг, как и вода, может менять свою форму — вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту —она стала нагреваться. Каждый из вас — частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе — стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода — жидкая, пар — газообразный, лёд — твёрдый.)

Дети загадывают загадки Печкину.

В. Вода появляется не только из крана. Как можно использовать дождевую воду? (Собирать в бочки, а затем поливать растения, огороды.) Как можно использовать снег? (Вывозить на поля — он будет согревать ростки растений, а весной превратится в воду, которая пополнит реки и озёра.)

Игра «Кто быстрее?»

Двое детей собирают комочки снега (смятые листы бумаги), кто больше и быстрее соберёт (у игроков завязаны глаза). Печкин предлагает детям поиграть в игру «Закончи предложение».

— Вода нам нужна, чтобы… (высказывания детей). И т.д.

В. Что устанавливают в квартирах, чтобы узнать, сколько израсходовали воды жильцы квартиры? (Счётчики.)

Много израсходовали — много заплатили.

Мало израсходовали — мало заплатили, сэкономили деньги.

В. А какие пословицы и загадки о воде вы знаете? (Дети рассказывают пословицы и загадывают загадки.)

1. Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

2. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

3. Бережливость — вот лучшее богатство.

И т.д.

Печкин благодарит детей и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие эксперимент в старшей группе

Формировать представления детей о разновидностях металлов; о свойствах и действии магнита; учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом; систематизировать представления детей о соли и ее сво...

Занятие эксперимент

Формировать представления детей о разновидностях металлов; о свойствах и действии магнита; учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом; систематизировать представления детей о соли и ее сво...

Конспекты занятий-экспериментов.

Приведены примеры организации исследовательской деятельности детей....

Снег и его свойства. Занятие-эксперимент в средней группе

Данное занятие поможет познакомить детей в игровой форме со свойствами снега....

"Приключения капельки". Занятие-эксперимент. Подготовительная к школе группа

Дети знакомятся с круговоротом воды в природе, учатся беречь воду....