Доклад "Формирование предпосылок универсальных учебных действий в театрализованной деятельности"
материал
Описание опыта работы по формированию универсальных учебных действий в театрализованной деятельности в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОО Кизнерский детский сад № 6 «Италмас»
Тезисы доклада
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в театрализованной деятельности
Автор: Захарова Светлана Валериевна,
старший воспитатель
2022 год
Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра.
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.
Именно в игре, ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, преимущественно формируются предпосылки учебной деятельности.
Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя - театральная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Пять лет действует наш детский сад, из них четыре года мы осуществляем работу по театрально-игровой деятельности.
Мониторинг индивидуального развития ребенка, проведенный в сентябре 2015-2016 учебного года, выявил, что большинство детей старшей и подготовительной групп имеют проблемы в речевом развитии. Безусловно, дети, имеющие сложные речевые нарушения, зачисляются в логопедическую группу, но это всего 20-25 детей.
Как же быть с остальными детьми? Так при поиске эффективных технологий и методик речевого развития наших воспитанников, мы решили связать театр и игру и начали работать над темой «Развитие речевых навыков и творчества детей через театрально-игровую деятельность».
В течение 2015-2016 уч. года детский сад реализовал практико-ориентированный проект «Говорящий ручеек».
Результатом реализации данного проекта стало следующее:
- Создание среды для организации театрально-игровой деятельности.
Во всех группах были организованы центры музыкально-театрализованной деятельности и центры речевого развития, уголки ряжения, появились ширмы, декорации, атрибуты, были изготовлены маски и пошиты костюмы. В детском саду появилась костюмерная комната, которая пополнилась – более чем 40 костюмами для взрослых и детей. Большую помощь в пополнении костюмами оказал Андрей Иванович Ураськин. За рамками проекта также идет постоянное пополнение усилиями педагогического коллектива и родителей.
- Организация образовательного процесса с учетом интеграции театрально-игровой деятельности.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги часто используют её бессистемно, эпизодически, чаще как инсценировку к празднику. Чтобы избежать такого подхода, в нашем детском саду в каждой группе разработан и реализуется тематический план по театрализованной деятельности.
Для педагога открывается возможность реализовать в этой форме любое содержание, только нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования».
Хочется провести аналогию с трехмерной моделью архитектурного строения, в котором нужно выделить основные «несущие» стороны:
- вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей (так если в возрасте 2 - 3 лет малышей интересуют игры с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, на основе знакомых ребенку потешек, стихов и сказок, то в старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей).
- горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции.
- третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка - обеспечение личностно-ориентированного, индивидуального подхода.
3. Традиции
Итоговым мероприятие проекта стал Театральный фестиваль, который шагнул за пределы проекта и стал ежегодным, традиционным мероприятием детского сада. За 4 года на фестиваль подготовлено более 20 спектаклей. Только в этом году в нем приняло участие 83 ребенка.
Каждый год театральный фестиваль имеет свою тематическую направленность. В этом году он был посвящен году Здоровья в Удмуртии.
В текущем году впервые проведена Театральная неделя.
4. Работа с родителями
Театрализованная деятельность стала хорошей формой взаимодействия с родителями. Родители любят приходить на мероприятия, где участвует ребенок. Поэтому театральный фестиваль у нас пользуется большой популярностью. Выступают родители и в качестве актеров.
Реализация проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность позволила нам решить многие образовательно-воспитательные задачи (задачи на слайде) и способствовала формированию предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий.
Вместе с тем, пришло понимание, что театрально-игровая деятельность это универсальное средство, синтетическая деятельность, объединяющая практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности, способствующая решению комплекса взаимосвязанных задач по всем образовательным областям и формированию предпосылок универсальных учебных действий.
А в дошкольном возрасте наряду с коммуникативными универсальными учебными действиями различают еще личностные, регулятивные, познавательные (слайд).
Таким образом, коллектив расширил рамки и в настоящее время продолжает работу по формированию предпосылок универсальных учебных действий в театрализованной деятельности (слайды), которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. А значит, будет осуществляться преемственность детского сада и школы.
Результаты и перспективы работы организации по театрально-игровой деятельности:
У нас есть свои небольшие достижения:
- Театральный коллектив детского сада является трижды победителем районного конкурса «Великое русское слово», посвященное А.С. Пушкину в номинации театрализованное представление.
- Приняли участие в районном конкурсе театральных коллективов «Театр и дети».
- Открытый республиканский конкурс театральных коллективов «Театральные горошины». «По следам любимых книжек» - диплом 2 степени. - Участие в дистанционных конкурсах.
- В планах организовать семейный театр; привлекать к постановкам детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»
Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»...
Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»
Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»...
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ори...
«Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области зн...
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию...
Презентация. Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность ХХI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также поло...
Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок связной речи у дошкольников раннего и младшего возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем м...