Игровой проект "Чистые ребятки"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Игровой проект "Чистые ребятки" для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровой проект "Чистые ребятки" | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО
игровой проект
«Чистые ребятки»
Вторая младшая группа
подготовила воспитатель
Тюркина Марина Викторовна
Ноябрь 2012 г.
Вид: долгосрочный.
Срок реализации:7 месяцев (ноябрь 2012 года - май 2013 года).
Тип: игровой.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Цель проекта:
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме.
Задачи:
1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
5.Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.
План проекта
Дата | Этап | Вид деятельности | Цель |
ноябрь | подготовительный |
|
|
декабрь - апрель | внедрение |
совместной деятельности с детьми
по решению проблемы с детьми
|
|
май | итоговый |
|
|
Ожидаемые результаты для детей:
- Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
- Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
- Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- Укрепление связей между детским садом и семьей.
Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:
- Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- Единство требований со стороны персонала группы;
- Изменить отношение педагогов к своему здоровью;
- Улучшение отношений между детьми;
- Укрепление связи с родителями.
Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 3-4 лет:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.
Перспективный план.
Месяц | Режимный момент | НОД
| Совместная деятельность | Практическая деятельность | Работа с родителями |
ноябрь | Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом. Умывание: мыть лицо, руки закатав рукава. Одевание-раздевание: снять обувь. | Худ. лит. А.Барто «Лошадка», «Мишка». В.Бианки «Лис и Мышонок». РНС «Колобок». Лепка «День рождения куклы Кати». Рис-е «Украсим платье куклы Кати». | Игра-ситуация: «Знакомство с куклами», «У куклы Веры новый шарф». Чтение потешки: «Водичка, водичка…». Беседа: «Как нужно заботиться о кукле». | Дидактическая игра: «Накроем на стол». Игра-эксперимент: «Мыльные перчатки». | Оформление стенда в родительском уголке» «Возрастные особенности детей 2-3 лет». Анкетирование: «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок»? |
декабрь | Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом. Умывание: сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку. Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок. | Окр. мир «Игрушки для Мишки и Мишутки». Разв. речи «Мишка пьет горячий чай». Худ. лит. Н.Саконская «Где мой пальчик?» В.Берестов «Больная кукла». Описательный рассказ: «Расскажи о кукле (Мишке, посу- де). Лепка «Наша Маша маленькая». «Лепим пирожки, лепим булочки». Рис-е «Матрешки идут на праздник». | Игра-ситуация: «Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку». Чтение потешки: «Моем носик, моем щёчки». Подвижная игра: «Зайка серый умывается». | Дид. упр: «Мы едим». Дид. игра: «Как я умею аккуратно кушать». | Консультация «Формирование КГН у детей 2-3 лет». |
январь | Питание: не разговаривать с полным ртом. Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло. Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок. | Окр. мир «Кукла спит». Разв. речи «Поможем кукле стать опрятной». Худ. лит. А.Барто «Слон». М.Ю.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный». РНС «Маша и медведь». Л.Толстой «3 медведя». Лепка «Подарим игрушки Зайке и Мишке». | Игра-ситуация: «Укладываем куклу спать», «Кукла Диана стирает». Чтение потешки: « Ешь, собачка: ам, ам, ам». Сюжетно-ролевая игра: «Котик простудился». | Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены». Дид. игра: «Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?» | Рекомендации: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков». |
февраль | Питание: не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи. Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло. Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки. | Окр. мир «Кто нас лечит». Разв. речи «Мои помощники». Худ. лит. А.Барто «Девочка-ревушка». С.Капутикян «Маша обедает». РНС «Маша и медведь». Рассказывание по предметым картинкам: «Наши игрушки». Лепка «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки». «Конфеты на тарелке». «Витамины в баночке». Рис-е «Яблочки». | Игра-ситуация: «Кукла заболела», «Наводим чистоту в комнате». Чтение потешки: «Кран откройся…». Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки». | Дид. игра: «Каждой вещи свое место». Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик». | Папка-ширма: «Как ухаживать за молочными зубами». |
март | Питание: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой. Умывание: пользоваться носовым платком. Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности | Окр. мир «Угощение для ребят и зверят». Разв. речи «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку». Худ. лит. А.Барто «Зайка» Уронили Мишку на пол». Э.Мошковская «Кран откройся». Описательный рассказ: о предметах одежды (мебели, посуде). Лепка «Оладушки для любимой мамочки». «Морковка». | Игра-ситуация: «Моем посуду», «Куклы обедают». Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…». Сюжетно-ролевая игра: «Сделаем Леночке прическу». | Дид. игра: «Сервируем стол». Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы». | Папка-передвижка: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку». |
апрель | Питание: тихо выходить по окончании еды из-за стола и благодарить. Умывание: пользоваться расческой; пользоваться носовым платком. Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку), шорты, носки; аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности | Окр. мир «Магазин игрушек». Разв. речи «Мама купает ребенка». Худ. лит. Рассматривание картины «Дети обедают». Рис-е «Вырос наш зеленый лук». | Игра-ситуация: «Купание кукол», «Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком». Чтение потешки: «Ходит котик с веником». | Дид. упр. «Туфельки поссорились - подружились». Дид. упр. «Как мы моем ладошки и вытираем ручки». | Беседа: «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности». |
май | Питание: дети должны уметь пользоваться всеми КГН. Умывание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН. Одевание-раздевание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН. | Итоговое занятие-развлечение «В гости к чистюлькам». | Игра-ситуация: «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед». Чтение потешки: «У хозяйки-белочки». Дид. игра с игрушкой: «День рождение». | Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». | Анкетирование: «Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребенок посещая д/с». Фото-выставка: |
Диагностика уровня формирования у детей КГН на начало и конец проекта:
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-мыть лицо, руки;
-закатать рукава;
-взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
-сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-пользоваться расческой;
-пользоваться носовым платком.
2.Навыки опрятной еды включают умение:
-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-не крошить хлеб;
-пережевывать пищу с закрытым ртом;
-не разговаривать с полным ртом;
-тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-благодарить.
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку), шорты, носки;
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет.
Навыки самообслуживания у детей младшего возраста дома (анкета для родителей).
Критерии самообслуживания | С помощью взрослого | Самостоятельно |
Следит за собой (опрятность) . | ||
Старается быть аккуратным в быту. | ||
Может кушать самостоятельно. | ||
Может пользоваться носовым платком. | ||
Может раздеваться. | ||
Может одеться. | ||
Складывает свои вещи. | ||
Может убрать за собой игрушки. | ||
Ходит в туалет. | ||
Моет и вытирает руки. |
Эффективность:
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Вывод:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т.е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,
высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Литература:
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – с.44
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7
- Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80
- Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
- Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гуляют ребятки в зимние Святки"
Конспект занятия....
"Гуляют ребятки в зимние святки"
Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам....
"Гуляют ребятки в зимние Святки"
Конспект развлечения для старших дошкольников...
Конспект игрового досуга в рамках проведения недели зимних игр и забав: «Играют ребятки в зимние Святки» (подготовительная группа)
Знакомство детей с обычиями и традициями празднования на Руси Святочной недели....
Конспект открытого сюжетно-игрового занятия с использованием логических блоков Дьёнеша для 2 младшей группы «Рыбаки –ребятки»
Рыбаки –ребятки...
Игровое развлечение "Играют ребятки в зимние Святки"
Цели: привлечение детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание у детей бодрого, радостного настроения.Задачи: Приучать к самостоят...
Конспект познавательно- игрового занятия с детьми 5-7 лет. «Расскажу- ка вам, ребятки, про колядки».
С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Это время называлось Святками. Святки соединялись с чествованием бога – Коля...