Конспект игрового досуга в рамках проведения недели зимних игр и забав: «Играют ребятки в зимние Святки» (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с обычиями и традициями празднования на Руси Святочной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatki.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игрового досуга
в рамках проведения недели зимних игр и забав:
«Играют ребятки в зимние Святки»
(подготовительная группа)
Цели: привлечение детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание у детей бодрого, радостного настроения.
Задачи:
- Приучать к самостоятельному участию в совместных играх, развлечениях, побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
- Закреплять двигательные навыки, развивать физические качества и способности.
- Способствовать оздоровлению детей с помощью движений и действий на свежем воздухе.
- Содействовать развитию у детей чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи.
- Знакомить с традициями и обычаями празднования русских народных праздников, их происхождением и назначением. Прививать любовь к русским народным праздникам.
Оборудование: кегли двух цветов, мешочек с шариками двух цветов, колокольчик и повязка на глаза для игры в «жмурки», магнитофон, 2 маски(шапки) козы.
Предварительная подготовка:
Беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества, Крещения, Святок. Разучивание стихотворения с ребенком-чтецом. Разучивание и чтение с детьми колядок.
Ход мероприятия:
1.
РЕБЁНОК: Наступило Рождество,
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, завтра - один из самых больших праздников в православии – Крещение. А ведь совсем недавно мы все отмечали Рождество. Кто помнит, как называются праздничные дни от Рождества до Крещения? (ответы детей) Правильно, Святками.
Праздник этот самый длинный он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье.
Пели разные колядки, по дворам ходили Святки.
Наряжались и шутили. Праздник ждали и любили.
2.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Святки длятся 12 дней – по числу месяцев года – с Рождества Христова до Крещения Господня. На Святки всегда устраивали игрища. Вот и мы с вами сегодня поиграем в разные игры. Но для начала, давайте вспомним, что такое колядование
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Колядованием назывался обход дворов группой колядовщиков с пением заклинательно-поздравительных песен. Наши предки верили в магию слова и считали, что все, о чем поется в песне в период зимнего солнцеворота, сбудется. Так что когда колядовщики дарили хозяевам добрые пожелания, они получали в ответ самое разное угощение, а то и деньги. Обход дворов совершали как люди в обычной одежде, так и ряженые.)
Верно! Давайте с вами вспомним колядки и будем использовать их для того, что бы выбирать воду.
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
Во дуду играет,
Колядку потешает.
Пришла Коляда, отворяй ворота!
Дайте коровку, масляну головку,
Ты мне дай пирожок ради праздничка!
С праздником Вас хозяева!
Игра: «Ловишки с приседанием»
По сигналу: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются по площадке. «Ловишка» старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будет поймано трое детей, выбирают нового «ловишку». Игра повторяется 2-4 раза.
3.
ВОСПИТАТЕЛЬ: В старину любили водить хороводы, петь песни
Хороводная музыкальная игра (темп ускоряется): «Мы сперва пойдем направо. Раз-два-три»
Мы сперва пойдем направо. Раз-два-три
А теперь пойдем налево. Раз-два-три
Быстро вместе соберемся. Раз-два-три
Так же быстро разойдемся. Раз-два-три
Мы тихонечко присядем. Раз-два-три
И легонечко привстанем. Раз-два-три
Попляшите наши ножки. Раз-два-три
И похлопайте в ладошки. Раз-два-три
4.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Многие игры связаны с хороводом.
Игра «Трынцы-брынцы-бубенцы»: Выбираются двое водящих.
Выбор водящих с помощью калядки:
Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Одному завязывают глаза, второму дают колокольчик и о должен убегать от первого, позванивая в колокольчик. Остальные колядки и дети встают в круг и берутся за руки. Они водят вокруг ведущих хоровод и поют:
– Трынцы-брынцы-бубенцы
Позолочены концы,
Кто во бубенцы играет
Того жмурка и поймает.
После этих слов водящего с завязанными глазами трижды поворачивают вокруг себя, и начинает ловить звонящего в колокольчик. Остальные ребята постоянно держаться за руки, не давая двум водящим выйти за пределы круга. Игрок с завязанными глазами, после того как поймает второго становиться в круг, а пойманный выбирает себе пару, передает колокольчик и ему завязывают глаза. Игра начинается снова.
5.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Самой главной особенностью святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно забавно, да чтобы не узнали. Выворачивали наизнанку шубу, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы… Лицо, вымазанное печной сажей, самодельные ведьмины космы, вырезанные из репы зубы – чем не страшная Баба-яга или злая колдунья! Наряжались и солдатами, и цыганами, и шутами. Ряженые шли от одной избы к другой, входили без разрешения, вели себя дерзко, пугали хозяев, но и веселили их, разыгрывая небольшие сценки с плясками. Пожалуй, именно ряженье и придавало праздникам безудержную веселость. Часто во время святочных обрядов люди надевали маску козы.
Игра: «Давай, коза, попрыгаем…»
Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. На водящего надевается маска или шапка козы и 2-ая дается в руки. Он выбирает себе пару из круга под слова песни и надевает на нее ту, вторую маску.
И шел козел дорогою, дорогою широкою.
Нашел козу безрогую, безрогую козу.
Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И весело попляшем, попляшем, попляшем,
Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся
И весело подружимся, подружимся, подружимся.
6.
ВОСПИТАТЕЛЬ: На Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота – в какую сторону «нос» его посмотрит, там суженый и живет, вытаскивали разные предметы из мешка и каждый из них что-то обозначал: например, колечко – замужество, луковица – слезы, сахар – жизнь богатую…
Много было и других разных гаданий. В гадания не все верили, но все равно гадали: так, для забавы и веселья.
А еще наши предки любили устраивать разные конкурсы и соревнования. Мы разделимся с вами на две команды необычным способом. Он напоминает гадания.
(Дети из мешочка вытаскивают шарики. Шарики двух цветов: красные – одна команда, синие – другая.)
ЭСТАФЕТЫ:
1 эстафета: «Рак пятится назад»
Команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в ставят по ориентиру. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к ориентирам спиной вперед, обходят их и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.
2 эстафета: «Поменяй кеглю»
Перед каждой командой на расстоянии ставится кегля синего цвета. Игрок должен добежать до нее, поменять на кеглю другого цвета и вернуться к команде. Передать синюю кеглю следующему игроку. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
7.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дружба помогает всегда и во всем. Играть дружно - всегда весело. Давайте объединим наши команды, соединив руки, и поиграем в известную народную игру «Ручеек» (дети становятся парами)
Игра «Ручеёк»
Дети становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Воспитатель проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в "хвост" цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в "коридор" и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет "течь" ручеек, тем веселее.
8.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще в старину очень любили играть в горелки.
Игра «Горелки»
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию. Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
9. Итоги.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Понравились вам наши святочные игры? Что больше всего запомнилось и понравилось?
Расскажите своим папам и мамам, как наши предки в старину отмечали Святки и обязательно напомните, что завтра большой православный праздник – Крещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения мероприятий в рамках проведения недели "Зимние игры и забавы"
Вашему вниманию представляется перечень мероприятий в рамках проведения Недели педагогического мастрерства "Зимние игры и забавы" для детей дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ ДОСУГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ» В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ИГРЫ И ИГРУШКИ
Создать добрый, положительный настрой и радостное настроение детей и взрослых. Воспитывать у детей организованность, выдержку, уверенность в себе, смелость, активность. Развивать быстроту ре...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №2 (в рамках проведения «Недели педагогического мастерства») «В стране потерянных звуков»
Цель: закрепление правильного произношения звуков [ш], [ж], [л] в словах и фразах....
НОД "Картины волшебницы зимы" с ИКТ, в рамках проведения недели . " Зимних игр и забав."
laquo;Картины волшебницы зимы.» Цели занятия:- вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ...
"Книга Здоровья" конспект развлечения в рамках проведения Недели здоровья в подготовительной группе
Материал адресован воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ для использования в работе с детьми подготовительной группы...
Конспект игрового досуга с родителями «Путешествие в Играй - город» В рамках проведения недели «Игры и игрушки»
Конспект игрового досуга с родителями «Путешествие в Играй - город»В рамках проведения недели «Игры и игрушки»...
Игровое развлечение "Играют ребятки в зимние Святки"
Цели: привлечение детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание у детей бодрого, радостного настроения.Задачи: Приучать к самостоят...